Развитие SaaS-проекта в России – репортаж с передовой Василий Шабат
Bio 1 МГУ Universiteit van Amsterdam ePresence, MaXware (NL) Открытые Технологии Droege Тилби2009-н.в. Блог «SaaS в России»2007-н.в.
Что такое SaaS 2...? (Web-решения для бизнеса)
Объективные аргументы в пользу SaaS 3 Стоимость Простота Скорость внедрения Современность Мобильность Фокусировка на ключевых компетенциях
Стоит ли заниматься SaaS в России? 4 «ДА» Объективные преимущества Потенциал для роста Мировой рынок ~$10B RU ~$3M Рост мирового рынка ~17% Минимальная конкуренция со стороны мировых лидеров Низкие барьеры для входа Копирование бизнес- «НЕТ» Скептицизм платежеспособного рынка Мало Success Stories Нет венчурной среды Не хватает навыков и методологий
Особенности национального SaaSа 5 Отдельные успешные проекты – все еще small business Мегаплан МойСклад МоеДело InSales... Проекты крупных компаний Контур КОРУС Softline Акцент на перепродажу сервисов и хостинг Хостинг стандартных продуктов MS Sharepoint, Exchange, … 1С
Почему «управление командировками»? 6 Для компаний: Помогаем учитывать/контролировать расходы на командировки Для турагентств: Помогаем продавать туристические услуги компаниям
История развития проекта «от идеи» 7 Идея Лето 2009 Интервью с потенц. заказчиками (3 шт.) Авг.-сент Бизнес-план Сент.-окт Поиск инвестора Окт фев Формирование команды Окт фев Спецификации Окт фев Разработка Окт н.в. Начало работы "под крылом" инвестора Февраль 2010
Вынесенные уроки 8 Первая версия продукта оказалась невостребованной заказчиками Нам казалось, что мы понимаем проблематику – это не так Нам казалось, что спецификации четкие – но дьявол в деталях Функциональность первой версии продукта можно сократить в 10 раз Психология стартапера заставляет его слишком долго уклоняться от обратной связи с рынка
Что я сделал бы по-другому 9 Как делалиКак надо было делать Интервью с 3 заказчикамиИнтервью с 300 заказчиками Начало продаж после выхода бета-версии Совмещение интервью и продаж Разработка "придуманной" функциональности Разработка запрашиваемой заказчиками функциональности Разработка на production-платформе Дешевое прототипирование (Access?)
Движение Lean Startup 10 Тезисы: 1.Стартап – это компания в поисках масштабируемой бизнес-модели 2.Первоначальная идея и бизнес-план – всего лишь гипотезы 3.Основная задача стартапа – как можно быстрее проверять гипотезы на практике (итерации) 4.Скорость итерации важнее качества итерации 5.Выживает тот, кто «доитерируется» до масштабируемой бизнес-модели до того, как закончатся ресурсы См.: Steve Blank, Eric Ries, Ash Maurya
11 "Remember, no one ever achieved success by planning for gold" (Guy Kawasaki, "The Art of The Start")