Разработка и реализация инновационных проектов в системе образования
Проект – это оформленный комплекс инновационных идей (Слободчиков В.И.) Проект – это целенаправленное управляемое изменение, фиксированное во времени (Поливанова К.Н.) Проект является одним из современных эффективных средств управления инновационными процессами
Источники инновационных идей (Знать, чтобы было из чего выбирать ) Потребности страны, региона, города, т.е. социальный заказ школе на выпускника Директивные и нормативные документы, т.е. государственный заказ школе Достижения разработки наук о человеке: педагогики, психологии, социологии, медицины и т.д. Педагогическая практика, передовой педагогический опыт руководителей и учителей Собственный педагогический опыт руководителей и учителей Анализ результатов и процесса функционирования и развития школы Средства массовой информации (газеты, журналы, радио, телевидение и т.д.), компьютерные сети, люди (научные работники, методисты и т.д.)
Нормативно-правовая и организационная основа инновационной деятельности Положение об организации инновационной деятельности в системе образования города Мурманска Положение об организации инновационной деятельности в образовательном учреждении. Целевые программы развития образования (федеральная, региональная, муниципальная, внутришкольная) Приказы (региональные, муниципальные, внутришкольные) Рекомендации по организации инновационной деятельности
Виды проектов развития образовательных систем Виды проектов Программа развития Образова- тельная программа Программа эксперимента Исследова- тельский проект Иннова- ционный проект Социально- образовательный проект
Общие требования к проектам развития Наличие инновационных идей Обоснование актуальности Полнота состава проекта Ограниченность (во времени, по целям, задачам, результатам) Целостность структуры и содержания Реалистичность проекта Расчёт сметной стоимости Контролируемость Спроектированное участие учителей, учащихся, родителей и др. в реализации проекта
Алгоритм работы над проектом Последовательность шагов Логическая последовательность действий (организационный механизм управления) Шаг 1Определить в общих чертах на основе предварительного анализа проблему (идею, тему) проекта. Выбрать оптимальный вид проекта Шаг 2Определить состав творческой группы (проектной команды), привлекаемых к разработке отдельных разделов (фрагментов) педагогов Шаг 3Распределить функции и содержание работы каждого члена проектной команды Шаг 4Изучить технологию подготовки проектов (принципы проектирования, требования к проектам, структура и содержание проектов разных видов и т. д.)принципы
Алгоритм работы над проектом Последовательность шагов Логическая последовательность действий (организационный механизм управления) Шаг 5Провести семинары, опросы (устные и письменные), мозговой штурм, деловые игры и т. д. с целью обсуждения инновационных идей, способов и условий их реализации Шаг 6Написать первый (черновой) вариант проекта Шаг 7Организовать взаимное устное рецензирование членами проектной команды составных частей проекта Шаг 8Скоординировать содержание всех составных частей (разделов) проекта, устранить противоречия. Эту работу может выполнить руководитель проекта вместе с приглашённым консультантом
Алгоритм работы над проектом Последовательность шагов Логическая последовательность действий (организационный механизм управления) Шаг 9Подготовить чистовой вариант проекта Шаг 10Ознакомить учителей школы с проектом, обсудить проект всем коллективом, внести поправки, принять решение о его реализации. (При необходимости передать проект на внешнюю экспертизу) Шаг 11Организовать работу групп по реализации проекта Шаг 12Проанализировать и оформить полученные результаты, подготовить отчёт по итогам реализации проекта Шаг 13Подготовить методические рекомендации по реализации проекта и внедрению его результатов в массовую практику. Подготовить презентацию результатов
Результаты проектной деятельности Изменения в образовательной системе (повышение эффективности образовательного процесса, его оптимизация) Изменение качеств личности, отношений между участниками проектной деятельности (развитие творческого потенциала; приобретение умений и навыков работы в проекте, формирование коммуникативной культуры и т.д.) Создание проектного продукта (концепция, программы, планирование, авторская разработка и т. д.
Структура (разделы) программы развития ( Поташник М.М.) ( Поташник М.М.) Информационная справка о школе Проблемный анализ состояния школы Концепция новой школы Этапы перехода от прежнего состояния школы к новому Цели План действий
Структура образовательной программы Образовательная программа начального общего образования. (Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования). Образовательная программа основного общего образования (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Проект.) Образовательная программа среднего (полного) общего образования (Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования. Проект.)Проект.
Структура программы эксперимента (Поташник М.М.) (Поташник М.М.) Тема эксперимента Актуальность темы Объект исследования Предмет исследования Цель эксперимента Задачи эксперимента Гипотеза Методы исследования Сроки эксперимента База эксперимента Критерии оценки ожидаемых результатов Прогнозирование при подготовке эксперимента
Инновационный проект -Инновационной проект – это проект, идея и замысел которого возникли, как правило, не на основании анализа работы ОУ, а в результате творческой дискуссии по какой-то проблеме, мозгового штурма, рефлексивно-ролевой игры или в результате размышлений -Имеет высокую социальную ценность -Нет жёсткой структуры
Инновационный проект Обязательные блоки проекта: Аналитическое обоснование проекта. (Обоснование актуальности решаемой проблемы и поставленных целей) Цели проекта. (Цель – это образ ожидаемого результата) Содержание проекта. (Взаимосвязанные инновационные идеи, решения) Система управления реализацией проекта (планы, организационные механизмы, ресурсное обеспечение, бюджет проекта)
Исследовательский проект -Рассчитан на длительную работу (лонгитюдный проект) -Предполагает длительный мониторинг показателей результатов и процесса деятельности -Ведущий метод исследования – эксперимент -Структура аналогична структуре программы эксперимента -Результатами исследования являются выявление, установление, нахождение зависимостей, причин, влияющих факторов и т.д. -Носит прогностический характер (анализируется проблема и формулируется видение будущего) -Прогнозирование основано на исследовательских данных
Социально-педагогический проект Социально –педагогический проект– это проект, направленный на преобразование социальных процессов, явлений, условий с помощью педагогических средствпроект Примерные темы проектов 1. Создание центра содействия профессиональному самоопределению школьников 2. Школа самоуправления 3. Профилактика наркомании среди подростков
Документация ОУ Проект План разработки проекта План реализации проекта План мониторинга результатов проектной деятельности План мониторинга Материалы внутришкольных семинаров в рамках проектной деятельности. Диагностические, контрольно-измерительные материалы Публикации, методические рекомендации, пособия и их перечень Аналитические отчёты
Формы представления результатов реализации проекта Отчёты по итогам проектной деятельности (промежуточный и итоговый) Отчёты Методическая разработка по результатам проектной деятельностиразработка Методические рекомендации