Исследовательская работа по теме «Особенности эмоциональной сферы детей школьного возраста, воспитывающихся в условиях детского дома» Автор: воспитатель ГБОУ «Белгородского детского дома «Южный», Рыжих О.Н.
Содержание исследовательской работы Глава 1. Практическое исследование особенностей эмоциональной сферыдетей школьного возраста, воспитывающихся в условиях детскогодома 1.1. Описание испытуемых 1.2. Проективная методика «Несуществующее животное» 1.3.Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса Глава 2. Анализ результатов исследования эмоциональной сферы детей школьного возраста, воспитывающихся в условиях детского дома Заключение
Актуальность исследования Результаты многих психологических обследований свидетельствуют о значительных проблемах развития личности большинства воспитанников детских домов, во всех возрастных группах. Наибольшие трудности и отклонения от нормального становления личности наблюдаются в эмоционально-волевой сфере, нарушении социального взаимодействия, неуверенности в себе, снижении самоорганизованности и целеустремленности, что приводит к значительному ослаблению «силы личности», подобного рода нарушения проявляются чаще всего в повышенной тревожности. Негативные тенденции развития личности воспитанников сохраняются во всех возрастных группах и в старшей возрастной группе проявляются, в частности, в снижении профессиональной пригодности ко многим видам профессиональной деятельности, особенно интеллектуального характера и социального взаимодействия. Негативные тенденции развития личности воспитанников сохраняются во всех возрастных группах и в старшей возрастной группе проявляются, в частности, в снижении профессиональной пригодности ко многим видам профессиональной деятельности, особенно интеллектуального характера и социального взаимодействия.
Цель исследования: Эмпирическое изучение особенности эмоциональной сферы детей школьного возраста, воспитывающихся в условиях детского дома. Эмпирическое изучение особенности эмоциональной сферы детей школьного возраста, воспитывающихся в условиях детского дома.
Объект исследования: Дети младшего и среднего школьного возраста, воспитывающихся в условиях детского дома. Дети младшего и среднего школьного возраста, воспитывающихся в условиях детского дома.
Предмет исследования: Проблемы тревожности в эмоциональной сфере детей школьного возраста, воспитывающихся в детском доме. Проблемы тревожности в эмоциональной сфере детей школьного возраста, воспитывающихся в детском доме.
Задачи исследования: Провести практическое исследование особенностей эмоциональной сферы ребенка школьного возраста, воспитывающегося в условиях детского дома. Проанализировать виды тревожности, возникающие у детей школьного возраста, воспитывающихся в детском доме. Проанализировать виды тревожности, возникающие у детей школьного возраста, воспитывающихся в детском доме.
Гипотеза: У детей сирот или детей оставшихся бед попечения существуют личностные проблемы, а именно, в эмоциональной сфере, что проявляется повышенной тревожностью. У детей сирот или детей оставшихся бед попечения существуют личностные проблемы, а именно, в эмоциональной сфере, что проявляется повышенной тревожностью.
Теоретико-методологическая база исследования: В своей работе мы опирались на труды таких ученых: Дружинин В.Н., Райс Ф., Кулаков С. А., Шапарь В.Б. и другие. Экспериментальная база исследования: Местом исследования стал ГБОУ Белгородский детский дом «Южный». В исследовании приняли участие воспитанники в возрасте лет. В количестве 8 человек: 3 девочки, 5 мальчиков.
Методы исследования: Проективная методика «Несуществующее животное» Проективная методика «Несуществующее животное» Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса
1.1. Описание испытуемых Местом исследования стал ГБОУ Белгородский детский дом «Южный». В исследовании приняли участие воспитанники в возрасте лет. В количестве 8 человек: 3 девочки, 5 мальчиков. В исследовании приняли участие воспитанники в возрасте лет. В количестве 8 человек: 3 девочки, 5 мальчиков. Все ребята находятся в одной разновозрастной группе младших школьников, учатся в разных общеобразовательных школах, расположенных, в районе детского дома. Все ребята находятся в одной разновозрастной группе младших школьников, учатся в разных общеобразовательных школах, расположенных, в районе детского дома. Ребята имеют различную успеваемость в школе. Отношение к учёбе у всех различное. Ребята имеют различную успеваемость в школе. Отношение к учёбе у всех различное. Микроклимат в группе неоднозначный. Большие проблемы во взаимоотношениях между отдельными старшими и более младшими ребятами. Первые часто обижают ребят из начальной школы. Если говорить в общем, то между ребятами дружеские отношения. Они вместе играют, делятся играми, спортивным инвентарём, помогают в подготовке уроков. При необходимости приходят друг другу на помощь. При этом, ребята очень ранимы и требовательны к справедливости во всех вопросах жизнедеятельности детского коллектива. Не редки и конфликтные ситуации, когда группа разделяется во мнении, или все восстают против кого-то одного. К счастью, данные инциденты долго не длятся, и ребята быстро мирятся. Микроклимат в группе неоднозначный. Большие проблемы во взаимоотношениях между отдельными старшими и более младшими ребятами. Первые часто обижают ребят из начальной школы. Если говорить в общем, то между ребятами дружеские отношения. Они вместе играют, делятся играми, спортивным инвентарём, помогают в подготовке уроков. При необходимости приходят друг другу на помощь. При этом, ребята очень ранимы и требовательны к справедливости во всех вопросах жизнедеятельности детского коллектива. Не редки и конфликтные ситуации, когда группа разделяется во мнении, или все восстают против кого-то одного. К счастью, данные инциденты долго не длятся, и ребята быстро мирятся.
1.2. Проективная методика «Несуществующее животное» В нашем исследовании мы использовали проективную методику -«Несуществующее животное», которая построена на теории психомоторной связи. Для регистрации состояния психики используется исследование моторики (в частности, моторики рисующей доминантной правой руки, зафиксированной в виде графического следа движения, рисунка) По И. М. Сеченову, всякое представление, возникающее в психике, любая тенденция, связанная с этим представлением, заканчивается движением (буквально «Всякая мысль заканчивается движением»). В нашем исследовании мы использовали проективную методику -«Несуществующее животное», которая построена на теории психомоторной связи. Для регистрации состояния психики используется исследование моторики (в частности, моторики рисующей доминантной правой руки, зафиксированной в виде графического следа движения, рисунка) По И. М. Сеченову, всякое представление, возникающее в психике, любая тенденция, связанная с этим представлением, заканчивается движением (буквально «Всякая мысль заканчивается движением»).
1.3.Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса В нашей работе была использована ещё одна методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса. Данная методика представлена в виде теста. Тест предназначен для изучения уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста. Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «да» или «нет». В нашей работе была использована ещё одна методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса. Данная методика представлена в виде теста. Тест предназначен для изучения уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста. Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «да» или «нет».
Глава 2. Анализ результатов исследования эмоциональной сферы детей школьного возраста, воспитывающихся в условиях детского дома По детским рисункам проективной методике «Несуществующее животное» определились следующие показатели психологического состояния испытуемых: у большинства ребят адекватная самооценка, но присутствует неуверенность в себе, неспособность выстроить нормальные взаимоотношения с окружающими, вплоть до полного отсутствия тенденции к сотрудничеству. Нарушения подобного рода проявляются чаще всего в повышенной тревожности, эмоциональной напряженности, психическом утомлении, эмоциональном стрессе.
Представленная далее методика, разработанная Филлипсом, предназначена для одновременной оценки нескольких видов школьной тревожности. Она включает в себя восемь факторов тревожности, каждый из которых отдельно оценивает личностную и ситуационную тревожность.
Число несовпадений знаков по каждому фактору
Средний показатель по группе
Средний показатель тревожности группы
Вывод По диаграммам мы видим, что тест Филипса показал общую низкую тревожность ребят младшей группы, хотя среди них есть, которые имеют тревожность по направлениям: проблемы и страхи в отношения с учителями; низкая физиологическая сопротивляемость стрессу; страх ситуации проверки знаний. Это подтверждается рисуночным тестом «Несуществующее животное» у тех ребят, у которых слабая энергия по рисунку.
Заключение Первоначальная гипотеза подтвердилась частично. У детей сирот или детей оставшихся бед попечения существуют личностные проблемы, а именно в эмоционально – волевой сфере, что проявляется повышенной тревожностью, но не у всей группы, а у отдельных ребят Первоначальная гипотеза подтвердилась частично. У детей сирот или детей оставшихся бед попечения существуют личностные проблемы, а именно в эмоционально – волевой сфере, что проявляется повышенной тревожностью, но не у всей группы, а у отдельных ребят.