Р усская социологическая мысль Работа выполнена студентом 1-го курса Длугоборским Александром
Содержание Социология Этапы развития русской социологии Ι этап ΙΙ этап ΙΙΙ этап Русские социологи
Социология Социоло́гия (от лат. socius общественный и греч. λόγος слово) наука о закономерностях становления и развития социальных систем, общностей, групп, личностей.
Определения По мнению Энтони Гидденса, социология это «изучение общественной жизни человека, изучение групп и обществ». По мнению Ядова В.А., социология - это наука о функционировании общества, о взаимоотношениях людей. Основной целью социологии является «анализ структуры социальных отношений в том виде, в каком они складываются в ходе социального взаимодействия». Вследствие разнообразия подходов, характерного для современного состояния данной дисциплины, «ни одно определение социологии не является полностью удовлетворительным».
Русская социологическая мысль Этапы I Этап (с 60-х гг. XIX века до 1918 г.). II Этап ( ) III Этап (с начала 60-х до наших дней)
I Этап Первый этап, прежде всего, связан с творчеством таких крупных социальных мыслителей, как П. Л. Лавров и Н. К. Михайловский. П. Л. ЛавровН. К. Михайловский ( )( ).
I Этап Развиваемое ими направление социальной мысли получило название субъективной социологии. Основополагающие идеи этого направления были впервые сформулированы в знаменитых Исторических письмах П. Л. Лаврова (1870). В центре внимания субъективной социологии стояли разработка учения об обществе в целом, выявление закономерностей и направленности его развития. Значительное внимание представители субъективной социологии уделяли разработке теории общественного прогресса. Пётр Ла́врович Лавро́в (псевдоним Миртов; 2 июня 1823, Мелехово, Псковская губ. 25 января 1900, Париж) русский социолог, философ, публицист.
Наряду с субъективной социологией, заметное место в социальной науке того периода занимают работы М. М. Ковалевского ( г). Ковалевский был последним представителем классического позитивизма. Ведущую роль в своей социологической теории он отводит учению о социальном прогрессе. I Этап Макси́м Макси́мович Ковале́вский (27 августа 1851, Харьков 23 марта 1916, Петроград) русский учёный, историк, юрист, социолог эволюционистского направления и общественный деятель, один из руководителей русского масонства. Академик Российской академии наук.
Параллельно с субъективной социологией и позитивизмом М.М. Ковалевского, в борьбе с ними в России развивалась социология марксизма, представленная двумя основными теориями: I Этап Социология марксизма Ортодоксальный марксизмЛегальный марксизм В. Плеханов и В. И. ЛенинП.Б. Струве, М.И. Туган-Барановский, Н.А. Бердяев Ортодо́ксия (от греч. ρθοδόξια "прямое мнение", "правильное учение) неуклонное следование основам какого-либо учения, мировоззрения, которое воспринимается как единственно верное и не допускающее сомнения.
II Этап Второй период развития социологической мысли в России характеризуется нарастанием процесса институционализации, приобретением социологической наукой статуса социального института. В 1920 г. в Петроградском университете при факультете общественных наук было создано социологическое отделение, во главе которого стал Питирим Александрович Сорокин. Питири́м Алекса́ндрович Соро́кин (23 января 1889, село Турья, Вологодская губерния, Российская империя 11 января 1968, Уинчестер, Массачусетс, США) русско-американский социолог и культуролог. Один из родоначальников теорий социальной стратификации и социальной мобильности.
На втором этапе продолжается развитие теоретической социологии. В 20-х годах издается обширная социологическая литература: 1. Сорокин/Г. А. «Основы социологии (в 2-хтт., 1922г.), 2. Хшктов В. М. «Основы социологии. Учение о закономерностях общественного процесса" (1928 г.), 3. Бухарин Н. А. «Теория исторического материализма. Популярный учебник марксистской социологии» (1922 г.), 4. Салынский М. С. «Социальная жизнь людей. Введение в марксистскую социологию» (1923 г.) и др. II Этап
В сталинские времена осуществляется идеологизация общественной жизни, в том числе и науки. Социология как социальный институт полностью прекращает свое существование. II Этап Идеологизация - процесс насильственного подчинения общественного сознания официальным идеологическим концепциям и установкам властных структур. Составная часть тоталитарного режима.
Возрождение социологии как науки начинается в конце 50-х – начале 60-х годов, на волне «хрущевской оттепели». В этот период были ведены масштабные социологические исследования по изучению влияния научно-технического прогресса на социальную и профессиональную структуру работников, их отношение к труду. Большое распространение получило «социальное планирование», составление планов социального и экономического развития промышленных предприятий, колхозов и совхозов и даже некоторых городов. III Этап
В 60-х годах социология вновь восстанавливает статус социального института. В середине 1960 года было создано первое социологическое учреждение - отдел социологических исследований в институте философии АН СССР и лаборатория социологических исследований при Ленинградском госуниверситете. В 1962 году была создана Советская социологическая ассоциация. В 1964 году на философском факультете МГУ - кафедра конкретно-социологических исследований. В 1969 году был создан институт конкретно- социологических исследований АН СССР с отделениями в союзных республиках и крупных региональных центрах: Свердловске, Новосибирске, Ленинграде. С 1974 года начал выходить специализированный журнал «Социологические исследования». С 1988 г. образованы социологические факультеты в Московском, Ленинградском, Свердловском, Киевском университетах. III Этап
В настоящее время существует ряд академи- ческих, вузовских и независимых социологических центров, проводящих широкие эмпирические и теоретические исследования в различных областях общественной жизни. III Этап
Русские социологи П.Л. Лавров Н. К. Михайловский М.М. Ковалевский П.Б. Струве М.И. Туган-Барановский
Петр Лаврович Лавров Родился 2 июня 1823 года в Псковской губ в семье потомственных дворян. Поступил в Петербургское артиллерийское училище, где считался лучшим учеником, и которое с успехом закончил в 1842 году. В 1862 сблизился с Чернышевским, Н.В.Шелгуновым, но их попытки призывать крестьян к революции ("К топору!") не одобрял, считая возможным мирное осуществление "гармонии интересов личности из господствующего класса и интересов большинства подчиненного класса", ставил вопрос об осуществлении на практике "законов нравственности". В 1867 сослан в Тотьму, где написал свое самое известное произведение «Исторические письма». В 1870 г. он при помощи Лопатина бежал в Париж, где скончался в 1900 году.
Н.К. Михайловский Николай Константинович Михайло́вский родился 15 ноября 1842 года, в Калужской области. Социолог, литературный критик; теоретик народничества. Литературную деятельность начал в 1860 в журнале «Рассвет» под редакцией В. А. Кремпина. Сотрудничал в различных периодических изданиях («Книжный вестник», «Гласный суд», «Неделя», «Современное обозрение»). Перевёл «Французскую демократию» Прудона (в 1867 году). В 1879 сблизился с организацией «Народная воля», публиковал статьи в газете «Народная воля». Был выслан из Петербурга ( ) за связи с революционными организациями. С 1892 один из редакторов журнала «Русское богатство» (совместно с В. Г. Короленко.) Умер Михайловский в Петербурге 28 января 1904 года.
Макси́м Макси́мович Ковале́вский родился 27 августа 1851 года, в г. Харьков. В 1868 году поступил в Харьковский университет на юридический факультет. Специализировался по государственоому праву западноевропейских стран. В апреле 1879 участвовал в работе первого земского съезда в Москве. В 1880 защитил докторскую диссертацию «Общественный строй Англии в конце средних веков». С 1877 по 1887 год преподавал в Московском Университете. В 1906 году избран членом первой Государственной думы от Харьковской губернии. Профессор Петербургского университета ( ). преподавал также в Петербургском Политехническом университете и на высших женских курсах. Участвовал в организации Психоневрологического института. Умер в Петрограде 23 марта 1916 года. М. М. Ковалевский
П.Б. Струве Пётр Бернга́рдович Стру́ве родился 26 января 1870 года, в г. Пермь. В 1892 году учился в университете в Граце (Австрия). В 1890-х годах один из лидеров легального марксизма. К Октябрьской революции Струве отнесся отрицательно. В 1918 стал одним из авторов сборника «Из глубины». Входил в состав правительства генерала П. Н. Врангеля (начальник управления иностранных дел). После краха белого движения в эмиграции. Пытался возобновить ежемесячный литературно- политический журнал «Русская мысль» который под его редакцией выходил в 1921 в Софии, затем в Праге ( ), Берлине ( ) и, наконец, в 1927 в Париже. Но так как все свои силы Струве в то время отдавал другому своему «детищу» газете «Возрождение», то идею возрождения «Русской мысли» в эмиграции ему пришлось окончательно оставить. Умер в Париже 26 февраля 1944 года.
М. И. Туган–Барановский Туган-Барановский, Михаил Иванович родился 8 января 1865 года. Окончил Харьковский университет и получил степень магистра политэкономии. С 1893 служил в департаменте Министерства финансов, успешно преподавал в Женском училище коммерческого счетоводства, Санкт-Петербургском университете и на Высших женских курсах. В 1898 за исследование по истории капитализма «Русская фабрика в прошлом и настоящем» Туган-Барановский получил степень доктора политической экономии. Член кадетской партии, Туган-Барановский выдвигался в Государственную думу, но не был избран. Был видным деятелем украинского национального движения. В гг. был министром (секретарем) финансов Украинской народной республики. Принимал участие в создании Украинской академии наук. Умер 21 января 1919 году в Одессе в вагоне поезда, которым в составе украинской делегации ехал на Версальскую мирную конференцию.
Конец Спасибо за внимание