Методы и формы гражданского образования
Необходимые условия гражданского образования использование современных педагогических технологий; использование современных педагогических технологий; использование активных форм обучения; использование активных форм обучения; создание в школе обстановки, способствующей воспитанию внутренней свободы ученика, раскрытию его личностного творческого потенциала. создание в школе обстановки, способствующей воспитанию внутренней свободы ученика, раскрытию его личностного творческого потенциала.
Методы обучения – способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, при которой учащиеся усваивают знания, умения и навыки, развиваются их познавательные силы и способности, формируется мировоззрение и достигается необходимая подготовка подрастающих поколений к жизни. По источнику получения знаний: словесные (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой); словесные (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой); наглядные (иллюстрации и демонстрации); наглядные (иллюстрации и демонстрации); практические (упражнения, лабораторные и практические работы) практические (упражнения, лабораторные и практические работы) По уровням познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный (различные средства сообщения, осмысления и запоминания информации); объяснительно-иллюстративный (различные средства сообщения, осмысления и запоминания информации); репродуктивный (упражнения и задачи с использованием разных алгоритмов-инструкций); репродуктивный (упражнения и задачи с использованием разных алгоритмов-инструкций); проблемный; проблемный; частично-поисковый или эвристический; частично-поисковый или эвристический; исследовательский (поисковая творческая деятельность по решению новых проблем). исследовательский (поисковая творческая деятельность по решению новых проблем).
Методы обучения по степени включённости обучающихся в процесс обучения пассивные – главная задача: запоминание и воспроизведение услышанного от учителя; пассивные – главная задача: запоминание и воспроизведение услышанного от учителя; активные – обучение основано на диалоге и свободном обмене мнениями; активные – обучение основано на диалоге и свободном обмене мнениями; интерактивные – возрастает роль учащихся в поиске и анализе информации, её переработке и выработке на её основе определённого решения, внимание акцентируется на творческий поиск и самостоятельное решение определённой проблемы. интерактивные – возрастает роль учащихся в поиске и анализе информации, её переработке и выработке на её основе определённого решения, внимание акцентируется на творческий поиск и самостоятельное решение определённой проблемы.
Основные принципы преподавания курсов гражданского образования Отсутствие давления на учащихся со стороны учителя, одноклассников, учебника и т.д. Отсутствие давления на учащихся со стороны учителя, одноклассников, учебника и т.д. Свобода выбора, т.е. наличие в школе ряда предметов по выбору учащихся. Свобода выбора, т.е. наличие в школе ряда предметов по выбору учащихся. Перевод внешних воздействий во внутренние качества - знания воспринимаются не как абстрактные постулаты, а как жизненно важные и практически полезные. Перевод внешних воздействий во внутренние качества - знания воспринимаются не как абстрактные постулаты, а как жизненно важные и практически полезные. Толерантность (терпимость) к различным взглядам и открытость выражения любых мнений и позиций. Толерантность (терпимость) к различным взглядам и открытость выражения любых мнений и позиций. Коммуникативность – дружеские и равноправные отношения между учителем и учащимися, а также между одноклассниками в процессе диалога. Коммуникативность – дружеские и равноправные отношения между учителем и учащимися, а также между одноклассниками в процессе диалога. Создание комфортных условий – создаётся обстановка раскрепощённости и доверительных отношений. Создание комфортных условий – создаётся обстановка раскрепощённости и доверительных отношений. Участие школьников в общественной жизни, во внеклассной работе, приобщение к общественно полезному труду. Участие школьников в общественной жизни, во внеклассной работе, приобщение к общественно полезному труду. Социализация и адаптация учащихся к условиям современной общественной жизни, реальная помощь в нахождении своего места в обществе. Социализация и адаптация учащихся к условиям современной общественной жизни, реальная помощь в нахождении своего места в обществе. Использование самоанализа и рефлексии в ходе изучения материала, посвящённого общественным отношениям. Использование самоанализа и рефлексии в ходе изучения материала, посвящённого общественным отношениям.
Стратегии гражданского образования (условное деление) пассивные; пассивные; активные; активные; интерактивные. интерактивные.
Пассивные стратегии или методы линейного воздействия Формы реализации в учебном процессе: лекция; лекция; изучение документа; изучение документа; опрос по пройденному материалу. опрос по пройденному материалу. Коммуникация – процесс взаимодействия превращается в одностороннее линейное воздействие
Условия выбора пассивной стратегии: у учащихся нет достаточного количества источников информации, а для проведения учебных занятий или внеурочной деятельности необходима дополнительная информация; у учащихся нет достаточного количества источников информации, а для проведения учебных занятий или внеурочной деятельности необходима дополнительная информация; мало времени для нахождения информации; мало времени для нахождения информации; большая аудитория обучающихся; большая аудитория обучающихся; задача отбора наиболее талантливых и успевающих; задача отбора наиболее талантливых и успевающих; объём изучаемого материала требует максимальной плотности его изложения; объём изучаемого материала требует максимальной плотности его изложения; особенность класса подразумевает необходимость «проговаривать» те или иные принципиальные положения, у подростков не хватает необходимого социального опыта. особенность класса подразумевает необходимость «проговаривать» те или иные принципиальные положения, у подростков не хватает необходимого социального опыта.
Активные стратегии или методы кругового воздействия Формы воплощения: любые виды дискуссий; любые виды дискуссий; круглые столы; круглые столы; «мозговые штурмы»; «мозговые штурмы»; различные беседы (эвристические, сократические и т.д.) различные беседы (эвристические, сократические и т.д.) Коммуникация – характер взаимодействия меняется, хотя учитель и остаётся центральной частью занятия.
Условия выбора активной стратегии: средний уровень подготовленности аудитории; средний уровень подготовленности аудитории; рассматриваемые вопросы имеют повышенный общественный интерес или основаны на распространённом социальном опыте; рассматриваемые вопросы имеют повышенный общественный интерес или основаны на распространённом социальном опыте; у учащихся развито умение задавать вопросы; у учащихся развито умение задавать вопросы; необходимость подвести итоги или обсудить полученный материал; необходимость подвести итоги или обсудить полученный материал; аудитория средних размеров; аудитория средних размеров; объём материала позволяет развивать обсуждение; объём материала позволяет развивать обсуждение; достаточное количество времени для пояснений и уточнений; достаточное количество времени для пояснений и уточнений; достаточно однородный уровень подготовленности; достаточно однородный уровень подготовленности; высокий уровень компетентности преподавателя в рассматриваемой теме. высокий уровень компетентности преподавателя в рассматриваемой теме.
Интерактивные стратегии или методы кругового воздействия Формы воплощения: ролевые и деловые игры; ролевые и деловые игры; дебаты; дебаты; проектная деятельность; проектная деятельность; обсуждение альтернативных решений; обсуждение альтернативных решений; моделирование. моделирование. Коммуникация – характер взаимодействия резко меняется, учитель перестаёт быть центральной частью занятия, он лишь регулирует учебно-воспитательный процесс, занимается его общей организацией, определяет общее направление.
Условия и факторы выбора интерактивной стратегии: уровень теоретической подготовки учащихся; уровень теоретической подготовки учащихся; наличие социального опыта по рассматриваемой теме; наличие социального опыта по рассматриваемой теме; наличие или отсутствие умений строить эффективную коммуникацию; наличие или отсутствие умений строить эффективную коммуникацию; степень мотивации учащихся к учению; степень мотивации учащихся к учению; количество дополнительных источников информации и навыки работы с ними; количество дополнительных источников информации и навыки работы с ними; количество учащихся; количество учащихся; индивидуальные особенности преподавателя (темперамент, уровень владения материалом, интересы); индивидуальные особенности преподавателя (темперамент, уровень владения материалом, интересы); внешние ограничения (количество времени, общий объём материала, способы оценки успешной работы – тесты, экзаменационные вопросы и др.). внешние ограничения (количество времени, общий объём материала, способы оценки успешной работы – тесты, экзаменационные вопросы и др.).
Классификация форм и методов учебной работы КритерийКлассификация По взаимодействию учащихся и учителя на уроке Пассивные – активные - интерактивные По форме работы учащихся на занятии Групповые и индивидуальные По месту в учебном процессе Модульные и линейные По месту в изучении темы Установочные-вводные-проблемные- обобщающие По компоненту знаний Приобретение новых знаний, закрепляющие, повторительные, дополнительных знаний По форме деятельности Семинар-лекция-ролевая игра-дискуссия-анализ документов
Эффективные методы гражданского образования: различные способы формирования групп; различные способы формирования групп; работа с понятиями; работа с понятиями; учебное сотрудничество; учебное сотрудничество; анализ документов; анализ документов; работа со средствами массовой информации; работа со средствами массовой информации; организация дискуссии; организация дискуссии; поиск альтернатив и принятие решения; поиск альтернатив и принятие решения; умение задавать эффективные вопросы; умение задавать эффективные вопросы; проведение ролевых и деловых игр. проведение ролевых и деловых игр.
Источник: Воскресенская Н., Шехтера С. при участии Иоффе А. и Уайта Ч. Гражданское образование: содержание и активные методы обучения – М.: Межрегиональная ассоциация «За гражданское образование», Фонд «Сивитас», – 184 стр. Подробнее… Подробнее…