1
Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился учиться. А. Тоффлер(Футуршок) Ускорение темпов развития общества Переход к информационному обществу Рост глобальных проблем Демократизация жизни общества Динамичное развитие экономики Рост значения «человеческого капитала» 2
Модернизация – это усовершенствование, обновление, изменение образования в соответствии с требованиями современности. Профессиональная, социальная, коммуникативная мобильность человека Готовность и способность молодых людей, оканчивающих школу, нести личную ответственность как за собственное благополучие, так и за благополучие общества. 3
воспитание толерантности развитие самостоятельности и способности к самоорганизации формирование высокого уровня правовой культуры развитие способности к созидательной деятельности Цели современного образования: 4
образование фундаментальность ЖизненнаяЖизненная направленностьнаправленность «Профильное обучение позволит за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональны- ми интересами и намерениями в отношении продолжения образования. …При этом обеспечивается углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования» (Концепция профильного обучения наКонцепция профильного обучения на старшей ступени общего образованиястаршей ступени общего образования). 5
« Реализация идеи профильности старшей ступени ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора – предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности». 6
получить информацию о возможных путях продолжения образования оценить свои силы подготовиться к принятию решения о выборе своей будущей профессии 9- классник может и должен 7
курсы по выбору информационная работа профильная ориентация 8
Увеличиваются часы вариативного компонента Базисного учебного плана в выпускном классе основной ступени общего образования Создаются классы предпрофильной подготовки Проводится опережающая профориентационная работа по освоению учеником механизма принятия решения, освоения поля возможностей и ответственности Школьники обучаются различным способам работы с информацией 9
На предпрофильную подготовку может быть затрачено 68 часов 102 часа 272 часа Продолжительн ость обучения в часах в год Виды учебных курсов и их примерное содержание Min и max количество часов, отводимое на изучение отдельных учебных курсов Основные нормативы учебного плана предпрофильной подготовки 10
Резервы Базисного учебного плана для проведения предпрофильной подготовки девятиклассников Виды планов для Количество часов на предпрофильную подготовку за счет Всего часов Школьного компонента Предмета «Технология» В неделю В годВ неделюВ годВ неделюВ год 5-дневной учебной недели (+3) для деления на подгруппы (+3) для деления на подгруппы дневной учебной недели (+3) для деления на подгруппы (+3) для деления на подгруппы
Специально организованные краткосрочные курсы по выбору 2 часа в неделю продолжительностью от месяца до полугодия (от 8 до 36 часов, но возможны одночасовые курсы или от 4 и более часов в неделю при проведении тренингов или реализации учебных проектов) 68 часов Информационная работа Знакомство с учреждениями, в которых можно продолжить образование после 9 класса, изучение особенностей их образовательных программ, условий приема и т.д. 17 часов Профориентационная работа Пробы, психолого-педагогическая диагностика, консультирование 17 часов Структура учебного плана предпрофильной подготовки 12
Примерный расчет количества курсов для различных вариантов учебного плана Варианты плана5-дневной учебной недели 6-дневной учебной недели Количество часов68 часов в год (2 в неделю) 140 часов в год (5+3 в неделю) 170 часов в год (5 в неделю) 272 часа в год (8+3 в неделю) Продолжительность курсов 14 час 28 час 14 час 28 час 14 час 28 час 14 час 28 час Количество курсов Наибольшие возможности для самоопределения предоставляют учебные планы шестидневной учебной недели 13
Типичные ошибки в создании планов 1. Насколько школьный учебный план соответствует идеям предпрофильного обучения? 2. Соответствует ли учебный план предельно допустимой нагрузке на учащихся? 3. Сохраняется ли в нем предлагаемая структура и перечень рекомендуемых видов курсов? 4. Имеет ли учебный план необходимое кадровое, методическое, материально- техническое и иное обеспечение? 1. Насколько школьный учебный план соответствует идеям предпрофильного обучения? 2. Соответствует ли учебный план предельно допустимой нагрузке на учащихся? 3. Сохраняется ли в нем предлагаемая структура и перечень рекомендуемых видов курсов? 4. Имеет ли учебный план необходимое кадровое, методическое, материально- техническое и иное обеспечение? не объясняют и не обосновывают целесообразности тех изменений, которые внесли в план разработчики, не раскрывают, какими ценностными установками они руководствовались при создании плана отсутствуют или составляются формально пояснительные записки к планам так, чаще других, в сторону ее превышения, нарушается норма предельно допустимой учебной нагрузки несоблюдение норм базовой модели, на которые опираются школьные учебные планы Эксперту следует дать ответы на следующие вопросы 14
Для успешной организации образовательного процесса важнейшее значение имеет е ее еще один этап его планирования –составление расписания занятий Составление расписания занятий План и расписание должны быть тесно взаимосвязаны друг с другом и образовывать целостную систему. Расписание учебных занятий составляется на основе разработанного учебного плана и является инструментом для структурирования времени учебного дня, недели, четверти, полугодия, года. План и расписание должны быть тесно взаимосвязаны друг с другом и образовывать целостную систему. Расписание учебных занятий составляется на основе разработанного учебного плана и является инструментом для структурирования времени учебного дня, недели, четверти, полугодия, года. 15
Для проведения предпрофильного обучения необходимо будет составлять сетевое расписание учебных занятий для всей образовательной сети. Оно потребует выделения общего для всех учреждений времени проведения занятий предпрофильной подготовки 16
2 смена 1 смена Суббот а ПятницаЧетвергСредаВторникПонедел ьник 1 вариант 2 смена 1 смена Суббот а ПятницаЧетвергСредаВторникПонедел ьник 2 вариант 17
психофизиологические особенности учащихся, санитарно-гигиенические нормы, рекомендации медиков и психологов, которые даются с ориентацией на конкретный вид учреждения, учитывать особенности содержания и построения образовательного процесса в конкретной школе, дидактические требования к режиму работы учреждения, интересы, возможности и объем нагрузки учителей психофизиологические особенности учащихся, санитарно-гигиенические нормы, рекомендации медиков и психологов, которые даются с ориентацией на конкретный вид учреждения, учитывать особенности содержания и построения образовательного процесса в конкретной школе, дидактические требования к режиму работы учреждения, интересы, возможности и объем нагрузки учителей Расписание должно учитывать Наряду с этим, расписание занятий должно быть достаточно гибким, позволяющим оперативно реагировать на разные ситуации, возникающие с конкретным классом, преподавателем, кабинетом, вносить частные изменения, не меняя всего расписания высокое качество образования, преодоление дезорганизации школьной жизни, профилактику перегрузки, переутомления и заболеваемости, быть направленным на поддержание хорошего самочувствия детей и взрослых высокое качество образования, преодоление дезорганизации школьной жизни, профилактику перегрузки, переутомления и заболеваемости, быть направленным на поддержание хорошего самочувствия детей и взрослых Расписание занятий должно соответствовать ориентации на 18
Предпрофильная подготовка должна выступать для каждого конкретного ученика не столько абстрактной формой их подготовки к выбору «профиля вообще» ( или формировать некую крайне широкую «способность выбора у ребенка»), сколько средством подготовки, помощью к выбору профиля и конкретного места получения полного среднего образования в следующем учебном году. 19
Ученик и его родители должны получить информацию о возможных путях продолжения образования, причем о территориально доступных образовательных учреждениях, наименее затратных по времени, соответствующих интересу и выбираемому профилю дальнейшего обучения. 20
1. Информационная и организационная работа по переходу к предпрофильной подготовке Планирование действий по информированию учащихся и их семей Получение сведений о различных учреждениях образования Проведение школьных и межшкольных олимпиад Организация «Дней открытых дверей Издание информационны х материалов школах, гимназиях, лицеях ВУЗах, ССУЗах, колледжах ЦДО для детей, ЦДЮТ, ЦИИР и т.д. Ответственный специалист Заместитель директора Педагог дополнительного образования Психолог Внутришкольная работа: ответы на вопросы учащихся, обобщение информации и т.д. 21
Целью информационной работы является получение возможности узнать, где можно получить или продолжить образование посетить курсы по выбору пройти психологическое тестирование пройти пробу по предметным областям тестовые или рейтинговые испытания продолжить обучение по выбранному профилю 22
2.Профильная ориентация как компонент предпрофильной подготовки Профильная ориентация – это специально организованная деятельность, направленная на оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в проектировании вариантов продолжения обучения в профильных и непрофильных классах старшей школы, в учреждениях профессионального образования. Профильная ориентация Работа по повышению готовности подростка к социальному, профессиональному и культурному самоопределению Помощь в принятии школьником решения о выборе направления и места дальнейшего обучения 23
Целями предпрофильной ориентации как составляющей предпрофильной подготовки являются: Оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в принятии решения о выборе профиля обучения, направления дальнейшего образования и возможного трудоустройства с учетом ситуации на рынке труда Создание условий для повышения готовности подростков к социальному и культурному самоопределению 24
Этапы подготовки учащихся к ситуациям выбора: оценка готовности школьника к принятию решения о выборе профиля обучения в старшей школе. при окончании 9 класса завершающий моделирование видов образовательной деятельности, востребованных в профильной школе, и принятие решения в различных образовательных ситуациях; в период обучения в 9 классе основной выявление образовательного запроса учащихся при завершении обучения в 8 классе пропедевтический содержание работыпериодэтапы 25
пропедевтический этап Презентация «образовательной карты» территории Предварительная диагностика образовательного запроса школьников с учетом мнения их родителей, основных мотивов предстоящего выбора, интересов и склонностей 26
Необходимо указать: и тип учреждений, контактные телефоны учреждений, расстояние между учреждениями образования, транспорт, время в пути, условия обучения: наличие питания, библиотеки и др., а также профили в старшей школестаршей школе Необходимо указать: и тип учреждений, контактные телефоны учреждений, расстояние между учреждениями образования, транспорт, время в пути, условия обучения: наличие питания, библиотеки и др., а также профили в старшей школестаршей школе 27
Пропедевтический этап позволяет дифференцировать массив учащихся, в соответствии с их потребностью в различных вариантах предпрофильной подготовки 28
Признаки дифференциации учащихся отсутствиеобладаниенеобходимый уровень сформированности общеобразовательных способностей универсального характера отсутствиеналичиесвязь профильного обучения с дальнейшей образовательной и профессиональной деятельностью неспособностьспособностьсамостоятельное формулирование запроса к образовательному учреждению 29
основной этап Обучение способам принятия решения о выборе индивидуального маршрута образовательной деятельности Организация процедур психолого- педагогической диагностики и самодиагностики, позволяющих строить версии о предрасположен- ности к тем или иным направлениям образовательной деятельности в условиях профильного обучения 30
Основной этап позволяет провести анализ образовательных ситуаций, в которых создаются условия для выявления основных ограничителей свободы выбора профиля обучения. 31
завершающий этап Реализуются «пробы выбора профиля обучения», серии эвристически ориентированных заданий, Прогнозирующих соответствие личностной Заинтересованности школьника в обучении на данном профиле, а также возможностей школьника требованиям избираемого профиля Используются «матрицы» и «схемы» альтернативного выбора, позволяющие формулировать, ранжировать и наглядно «количественно» соотносить«матрицы» аргументы «за» и «против» совершаемого выбора 32
Завершающий этап позволяет подвести учащихся к самостоятельному выбору профиля обучения и определить готовность к построению своего жизненного и профессионального пути 33
На завершающем этапе целесообразно реализовать однодневное или двухдневное «погружение» в проблему выбора направления дальнейшего образования, заранее предусмотренное учебным планом школы. 34
Для эффективной организации профильной ориентации должны быть использованы ресурсы социокультурной среды, учреждений профессионального и дополнительного образовательного пространства. 35
Примерные критерии готовности учащихся 9 классов к выбору профиля обучения в старшей школе: 1. Выраженность ценностных ориентаций, связанных с профилем обучения и соответствующими ему направлениями послешкольного образования 2. Представленность индивидуально выраженных целей профильного обучения 3. Информационная подготовленность в отношении значимости профильного обучения для дальнейшего продолжения образования, жизненного, социального и профессионального самоопределения 4. Наличие опыта приложения усилий по освоению образовательного материала, освоению ключевых компетенций, востребованных в профильном обучении. 36
3. Курсы по выбору как часть предпрофильной подготовки Курсы по выбору Межпредметные (ориентационные) четверть выход за рамки (кружки, студии) Предметно- ориентированные (пробные) четверть или полугодие углубление, расширение (факультативы) Курсы по выбору позволяют учащимся реально оценить свои возможности и попробовать свои силы. 37
Основы правовых знаний; Математическая логика; Риторика; Страноведение (на английском языке); Решение олимпиадных задач по физике и др. профильные курсы повышенного уровня помогают сделать осознанный и успешный выбор профиля 38 предметно-ориентированные (пробные) курсы по выбору
В процессе реализации предметно- ориентированных (пробных) курсов по выбору решаются следующие задачи: Реализация учеником интереса к выбранному предмету Уточнение готовности и способности осваивать предмет на повышенном уровне Создание условий для подготовки к экзаменам по выбору, то есть наиболее вероятным предметам будущего профилирования 39
При выборе и разработке курсов по выбору нужно учитывать следующее: 40 вариативность привлекательность «избыточность» Сменяемость 2 раза за учебный год Формирование в конце 8 класса
41 Информация, расширяющая сведения по предмету Оригинальный материал, выходящий за рамки программы Знакомство со способами учебной деятельности для усвоения программы профиля Содержание курсов по выбору
ГДЕ ВЗЯТЬ УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПО КУРСАМ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ Предметно ориентированные –Существующие учебные пособия, программы факультативов, специальных курсов; –Части учебных пособий для подготовки в вузы, классов с углубленным изучением предметов. Межпредметные (ориентационные) –Научно-популярная литература 42
Элективные курсы 10 – 11 классов предполагают выход за рамки традиционных учебных предметов 4343 «Основы журналистики», «Современные направления в медицине», «Эксперимент в естественных науках», «Социология и статистика» и другие Межпредметные (ориентационные) курсы
Задачами данных курсов являются : Создание базы для ориентации учеников в мире современных профессий Ознакомление на практике со спецификой типичных видов деятельности, соответствующих наиболее распространенным профессиям Поддержание мотивации ученика к тому или иному профилю 4444
Предпрофильная подготовка может осуществляться в виде различных комбинаций курсов предложенных типов. В процессе реализации курсов используются разнообразные подходы к организации занятий, такие как академические лекции, семинары, уроки, проектная деятельность, практики, игровые технологии и т.п. Выполняемые в ходе обучения на курсах проекты и исследования могут пополнить портфель индивидуальных достижений – портфолио. 4545
4.«Портфолио» и построение образовательного рейтинга выпускника «Портфолио» - это совокупность сертифицированных индивидуальных учебных достижений. Приоритетными должны стать «профильные» достижения, то есть результаты, достигнутые в областях, соответствующих избираемому на 10 – 11 классы профилю обучения. При этом безусловным остается требования законодательства (федеральный закон «Об образовании», ст. 16, п. 1) о том, что все граждане, проживающие на данной территории (муниципальное образование) и имеющие право на получение полного среднего образования, должны иметь возможность реализации этого права; ответственность за создание условий по реализации данного права лежит на учредителе (для школ, как правило, это органы местного самоуправления), который, должен устанавливать соответствующие правила приема во всю сеть подведомственных себе учреждений, реализующих программы полного среднего образования. 46