Стандарты в управлении предприятием: 1. Концепция MRP 2. Стандарт MRP II 3. Методология ERP
Концепция MRP Методология планирования потребности в материалах (Material Requirements Planning – MRP) возникла в начале 60-х годов ХХ века. Суть концепции MRP состоит в том, чтобы минимизировать издержки, связанные со складскими запасами и на различных участках в производстве. На основе плана выпуска продукции, спецификации изделий и учета особенностей технологической цепочки и осуществляется расчет потребностей производства в материалах (обязательно привязанный к конкретным срокам). Концепция MRP легла в основу построения так называемых MRP-систем.
Главной задачей MRP является обеспечение гарантии наличия необходимого количества требуемых материалов-комплектующих в любой момент времени в рамках срока планирования. Вот основные преимущества использования подобной системы: гарантия наличия требуемых комплектующих и уменьшение временных задержек в их доставке, и, следовательно, увеличение выпуска готовых изделий без увеличения числа рабочих мест и нагрузок на производственное оборудование; уменьшение производственного брака в процессе сборки готовой продукции возникающего из-за использования неправильных комплектующих; упорядочивание производства, ввиду контроля статуса каждого материала, позволяющего однозначно отслеживать весь его путь в производстве.
На практике MRP-система представляет собой компьютерную программу, которая логически может быть представлена при помощи диаграммы:
Цикл работы MRP-программы состоит из следующих основных этапов: 1.Прежде всего, MRP-система, анализируя принятую программу производства, определяет оптимальный график производства на планируемый период. 2.Далее, материалы, не включенные в производственную программу, но присутствующие в текущих заказах, включаются в планирование как отдельный пункт. 3.На основе утвержденной программы производства и заказов на комплектующие для каждого взятого материала вычисляется полная потребность. 4.Далее, на основе полной потребности, учитывая текущий статус материала, для каждого периода времени и для каждого материала вычисляется чистая потребность: 5.И, наконец, все заказы созданные ранее текущего периода планирования, рассматриваются, и в них, при необходимости, вносятся изменения.
С целью увеличить эффективность планирования, в конце 70-х годов Оливер Уайт и Джордж Плосл предложили идею воспроизведения замкнутого цикла в MRP- системах. Стандарт MRP II
В дальнейшем, усовершенствование системы привело к трансформации системы MRP с замкнутым циклом в расширенную модификацию, которую впоследствии назвали MRPII (Manufactory Resource Planning). Эта система была создана ля эффективного планирования всех ресурсов производственного предприятия, в том числе финансовых и кадровых. Основная суть MRPII-концепции состоит в том, что прогнозирование, планирование и контроль производства осуществляется по всему жизненному циклу продукции, начиная от закупки сырья и заканчивая отгрузкой продукции потребителю.
MRP II содержит описание 16 групп функций системы: 1.Планирование продаж и производства 2.Управление спросом 3.Составление плана производства 4.Планирование материальных потребностей 5.Спецификации продуктов 6.Управление складом 7.Плановые поставки 8.Управление на уровне производственного цеха 9.Планирование производственных мощностей 10.Контроль входа/выхода 11.Материально техническое снабжение 12.Планирование ресурсов распределения 13.Планирование и контроль производственных операций 14.Управление финансами 15.Моделирование 16.Оценка результатов деятельности Результаты работы каждого из модулей анализируются всей системой в целом, что собственно и обеспечивает ее гибкость по отношению к внешним факторам.
Методология ERP В начале 90-х гг. аналитическая компания Gartner Group ввела новое понятие. Системы класса MRPII в интеграции с модулем финансового планирования (Finance Requirements Planning – FRP) получили название систем планирования ресурсов предприятий (Enterprise Resource Planning – ERP). В основе ERP-систем лежит принцип создания единого хранилища (репозитория) данных, содержащего всю корпоративную бизнес- информацию: финансовую информацию, производственные данные, данные по поставщикам, дилерам, персоналу и др. Наличие такого корпоративного репозитория устраняет необходимость в передаче данных от одной системы к другой (например, от производственной системы к финансовой), а также обеспечивает одновременную доступность к информации любого числа сотрудников предприятия, обладающих соответствующими полномочиями.
Логическая схема системы планирования ресурсов производственного предприятия выглядит так:
ERP-системы предназначены для управления всей финансовой и хозяйственной деятельностью предприятия. Они используются для оперативного предоставления руководству предприятия информации, необходимой для принятия управленческих решений, а также для создания инфраструктуры электронного обмена данными предприятия с поставщиками и потребителями. Кроме того, для ERP-систем практически обязательным является наличие возможности электронного обмена данными с другими приложениями, а также моделирования ряда ситуаций, связанных, в первую очередь, с планированием и прогнозированием.
В чем отличия ERP от MRP II? В ERP системах, в отличие от MRP II, больше внимания уделяется финансовым подсистемам, которые имеют большую функциональность, включая финансово- экономическое планирование, анализ и управление, инвестиционное проектирование и прочее. В ERP системах имеются большие возможности по предоставлению менеджерам аналитической информации для принятия управленческих решений. Системы ERP, в отличие от MRP II, ориентированы на управление «виртуальным предприятием».
В соответствии с современными требованиями ERP-система должна помимо ядра, реализующего стандарт MRPII (или его аналога для непрерывного производства), включать следующие модули: управления логистическими цепочками (Distribution Resource Planning – DRP); усовершенствованного планирования и составления производственных графиков (Advanced Planning and Scheduling – APS); управления данными об изделии (Product Data Management – PDM); автономный модуль, отвечающий за конфигурирование системы (Standalone Configuration Engine – SCE);
надстройку Business Intelligence, включающую решения на основе технологий OLAP (On-Line Analitycal Processing) и DSS (Decision Support Systems); окончательного (детализированного) планирования ресурсов FRP (Finite Resource Planning); электронной коммерции (Electronic Commerce – ЕС); управления взаимоотношениями с клиентами (Customer Relationship Management – CRM, ранее назывался модулем автоматизации продаж – Sales Force Automation).
Основные проблемы ERP-систем 1. Неэффективность внедрения. Любая наисовременнейшая технология будет полезна только в случае ее грамотного внедрения и использования. По данным зарубежных аналитиков, до 70% проектов внедрения ERP- систем завершаются неудачно. После долгого, болезненного и дорогого внедрения многие предприятия, в конце концов, приходили к выводу, что практически аналогичных результатов можно было достигнуть и без установки ERP-систем (например, за счет обычной оптимизации бизнес-процессов на базе уже существующих аппаратно-программных средств).
2. Сложность эффективной интеграции с приложениями третьих фирм. Если ранее созданные ERP-системы были предназначены для интеграции только внутренних бизнес-процессов предприятия (например, прохождения заказов или проведения платежей), то в настоящее время все большее число пользователей хотят объединить свою внутреннюю систему (Back-office) с внешней системой (Front-end), через которую осуществляется взаимодействие с клиентами и партнерами. Основная причина неудовлетворенности менеджеров неспособность ERP-систем успешно взаимодействовать с приложениями электронной коммерции. В некоторых онлайновых магазинов заказ, полученный через Интернет, до сих пор сначала поступает к сотруднику, который вручную вводит его в ERP-систему.
3. Ограниченные возможности и недостаточная поддержка процессов принятия решения. ERP-системы хорошо справляются с получением и хранением данных, когда же дело доходит до анализа и обработки информации, то возможности ERP-систем оказываются весьма ограниченными. Схема данных, используемых для управления ресурсами предприятия, очень сложна. Все корпоративные данные находятся "внутри" ERP-системы, но они остаются "скрытыми" и извлечь их для анализа довольно сложно. Кроме того, ERP-системы недостаточно полно интегрированы с другими приложениями и внешними источниками информации, откуда поступают данные для аналитической обработки.
4. Слабые возможности по генерации отчетов. В большинстве ERP-систем реализованы возможности получения только статичных (хотя и достаточно сложных по составу) отчетов. Существующие генераторы отчетов имеют весьма ограниченные возможности многомерного анализа и представления данных. В результате, даже обычные отчеты часто представляются в различных форматах и отображают информацию по одному и тому же запросу по-разному. Кроме того, отчеты разрабатываются отдельно для каждого случая, поэтому их приходится готовить заново при любом изменении бизнес-процессов (что отнюдь не способствует повышению производительности труда персонала предприятия).
Исходным стандартом, разработанным еще в 70-х годах, был MRP, включающий только планирование материалов для производства. Расширенный до MRP II, этот стандарт обеспечивал планирование всех производственных ресурсов предприятия (сырья, материалов, оборудования и т. д.). Дальнейшим развитием стала концепция ERP, которая позволяла объединить все ресурсы предприятия, добавив управление заказами, финансами и т. д. Сейчас практически все производственные системы, представленные на рынке, отвечают требованиям стандарта ERP. Наконец, самый последний по времени стандарт CSRP охватывает также и взаимодействие с клиентами: оформление наряд- заказа, техзадания, поддержку заказчиков на местах и пр. Таким образом, CSRP вышел за ворота отдельного предприятия. Заключение
Эволюция стандартов управления