Расходы местных бюджетов. Расходные обязательства муниципальных образований Немчинова Л.Н.- начальник отдела методологии и реформирования бюджетной политики МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
План презентации 1. Общие положения о расходах бюджетов (ст ) 2. Расходные обязательства муниципальных образований (ст.84-86) 3. Реестр расходных обязательств муниципального образования (ст.87)1
Блок 1. Общие положения о расходах бюджетов Формирование расходов бюджетов … осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления … исполнение которых согласно законодательству РФ… должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов (ст. 65, 63-ФЗ) расходы бюджета - выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета (ст. 6, 63-ФЗ) расходные обязательства - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени бюджетного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета (ст. 6, 63-ФЗ)2
Ст. 68 Текущие расходы бюджетов Изменения Бюджетного Кодекса, в связи с принятием Федерального закона от ФЗ Ст.66 Составные части расходов бюджетов Ст. 67 Капитальные расходы бюджетов Утрачивают силу с 1 января 2008 года Ст. 75 Трансферты населению Ст. 76 Бюджетный кредит юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями Ст. 76 Бюджетный кредит юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями Ст. 77 Бюджетные кредиты государственным и муниципальным унитарным предприятиям Ст. 77 Бюджетные кредиты государственным и муниципальным унитарным предприятиям3 Ст. 71 Закупки товаров, работ и услуг бюджетными учреждениями
К бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования: оказание государственных (муниципальных) услуг, в том числе ассигнования на оплату государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд; социальное обеспечение населения; предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями; предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг; предоставление межбюджетных трансфертов; обслуживание государственного (муниципального) долга; другие4
Бюджетные ассигнования - бюджетные средства, предусмотренные бюджетной росписью получателю или распорядителю бюджетных средств; - предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств (ст.6, п.15); Предыдущая редакция БК Федеральный закон от N 63-ФЗ Федеральный закон от N 63-ФЗ Бюджетные ассигнования (ст.69) Бюджетные ассигнования на оказание государственных (муниципальных) услуг (ст.69.1) Бюджетные ассигнования на оказание государственных (муниципальных) услуг (ст.69.1) Государственное (муниципальное) задание (ст.69.2) Государственное (муниципальное) задание (ст.69.2)5
Бюджетные ассигнования на оказание государственных (муниципальных) услуг (Статья 69.1 введена Федеральным законом от N 63-ФЗ) К бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг относятся ассигнования: обеспечение выполнения функций бюджетных учреждений; предоставление субсидий автономным учреждениям, включая субсидии на возмещение нормативных затрат по оказанию ими государственных (муниципальных) услуг физическим (или) юридическим лицам; предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся бюджетными и автономными учреждениями, в том числе в соответствии с договорами (соглашениями) на оказание указанными организациями государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам; закупку товаров, работ и услуг для государственных (муниципальных) нужд (за исключением бюджетных ассигнований для обеспечения выполнения функций бюджетного учреждения), в том числе в целях: оказания государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам; осуществления бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности (за исключением государственных (муниципальных) унитарных предприятий); другие.6
Государственное (муниципальное) задание должно содержать Государственное (муниципальное) задание должно содержать : 1. выписку из реестра расходных обязательств по расходным обязательствам, исполнение которых необходимо для выполнения государственного (муниципального) задания … (ст п.1) Государственное (муниципальное) задание: 2. используется при составлении проектов бюджетов для планирования бюджетных ассигнований на оказание государственными (муниципальными) учреждениям … услуг физическими и (или) юридическими лицам (ст п. 2) 3. формируется в порядке, установленном местной администрацией муниципального образования на срок до одного года в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и на срок до трех лет в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период (ст п. 3) 4. финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий осуществляется за счет средств …местных бюджетов в порядке, установленном …местной администрацией (ст п.4) 1 января 2009 года Пункты 2, 3 и 4 статьи 69.2 вступают в силу с 1 января 2009 года (Федеральный закон от N 63-ФЗ).7
О бюджетных учреждениях Статья 70. Расходы бюджетных учреждений Бюджетные учреждения расходуют бюджетные средства исключительно на: оплату труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников; перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды; трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления; командировочные и иные компенсационные выплаты работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации; оплату товаров, работ и услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам; оплату товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов в порядке, предусмотренном статьей 71 настоящего Кодекса. Расходование бюджетных средств бюджетными учреждениями на иные цели не допускается. Статья 70. Обеспечение выполнения функций бюджетных учреждений Обеспечение выполнения функций бюджетных учреждений включает: оплату труда работников бюджетных учреждений, денежное содержание (денежное вознаграждение, денежное довольствие, заработную плату) работников …органов местного самоуправления, лиц, муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих, иных категорий работников, командировочные и иные выплаты в соответствии с трудовыми договорами (служебными контрактами, контрактами) и законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами; оплату поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных (муниципальных) нужд; уплату налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации; возмещение вреда, причиненного бюджетным учреждением при осуществлении его деятельности. Предыдущая редакция БК Федеральный закон от N 63-ФЗ Федеральный закон от N 63-ФЗ8
О государственных закупках Предыдущая редакция БКФедеральный закон от N 63-ФЗ Ст. 71 Закупки товаров, работ и услуг бюджетными учреждениями Ст. 71 Утрачивает силу с г. Ст.72 Финансирование обеспечения размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд и заключение государственного или муниципального контракта на выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд на срок более одного года Статья 72. Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд Ст.73 Реестры закупокСт. 73 Без изменений9
1. В законе (решении) о бюджете могут устанавливаться условия предоставления средств из бюджета, в соответствии с которыми предоставление таких средств осуществляется в порядке, установленном … местной администрацией муниципального образования. Порядок доведения указанных бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств устанавливается финансовым органом. До утверждения указанного порядка доведение соответствующих бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей (распорядителей) или получателей бюджетных средств не допускается. 2. Контроль за соблюдением указанных в пункте 1 настоящей статьи условий осуществляется главным распорядителем бюджетных средств. Статья Бюджетные ассигнования на социальное обеспечение населения 1. К бюджетным ассигнованиям на социальное обеспечение населения относятся бюджетные ассигнования на предоставление социальных выплат гражданам либо на приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан для обеспечения их нужд в целях реализации мер социальной поддержки населения. 2. Социальное обеспечение населения может осуществляться посредством принятия публичных нормативных обязательств. Бюджетные ассигнования на исполнение указанных публичных нормативных обязательств предусматриваются отдельно по каждому виду обязательств в виде пенсий, пособий, компенсаций и других социальных выплат, а также осуществления мер социальной поддержки населения. Статья 74. Предоставление средств из бюджетов при выполнении условий (в ред. Федерального закона от N 63-ФЗ) Введен пункт10
Новое Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.( ст. 78 п.1, 63-ФЗ) из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации.(ст. 78, п. 2, 63-ФЗ) …муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам … должны определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий их предоставления (ст. 78, п.3,63- ФЗ) Статья 78.1 «Предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся бюджетными учреждениями» предусматривает субсидии автономным учреждениям в соответствии с Порядком определения объема и предоставления указанных субсидий, установленном местной администрацией11
Бюджетные инвестиции Местная администрация до 1 декабря 2007 года утверждают порядки, указанные в статье 79 в редакции Федерального закона от N 63-ФЗ, а также определяют переходные положения, устанавливающие осуществление бюджетных инвестиций из соответствующих бюджетов в пределах утвержденных бюджетных ассигнований на 2008 и 2009 годы. БИ предусматриваются в соответствии с долгосрочными целевыми программами; Решение о подготовке и реализации БИ в объекты капитального строительства муниципальной собственности принимаются местной администрацией муниципального образования; Порядок отражения утверждается решением о бюджете в составе ведомственной структуры расходов раздельно по каждому инвестиционному проекту и соответствующем виду расходов; Предоставление БИ муниципальному унитарному предприятию (МУП) влечет увеличение уставного фонда МУП; БИ в объекты капитального строительства в форме капитальных вложений ; Федеральным законом о федеральном бюджете может предусматриваться предоставление субсидий бюджетам субъектов РФ на софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности, БИ в которые осуществляются из местных бюджетов; Тоже может быть предусмотрено и бюджетом субъекта РФ12 * БИ – бюджетные инвестиции
Бюджетные инвестиции юридическим лицам, не являющимся государственными и муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями Долгосрочные Целевые программы Бюджетные инвестиции Администрация муниципального образования Решение о подготовке и реализации бюджетных инвестиции Порядок отражения бюджетных ассигнований в решении о местном бюджете (до ) Предоставление бюджетных инвестиций государственному (муниципальному) унитарному предприятию субсидии Федеральный бюджет Бюджет субъекта РФ Местный бюджет13
Предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными и муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями Предоставление бюджетных инвестиций влечет возникновение права муниципальной собственности на эквивалентную часть уставного капитала юридического лица; Бюджетные инвестиции утверждаются путем включения в решение о бюджете текстовой статьи с указанием юридического лица, объема, цели выделенных бюджетных ассигнований Оформление в течении 3 месяцев после вступления в силу закона (решения) о бюджете (ст. 80,п.3 63-ФЗ)14
Резервный Фонд Расходная часть местного бюджета Устанавливается решением о местном бюджете, 3 % Бюджетные ассигнования резервного фонда местного администрации используются по решению местной администрации Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда местной администрации, предусмотренных в составе местного бюджета, устанавливается местной администрацией Отчет об использовании бюджетных ассигнований резервных фондов местных администраций прилагается к ежеквартальному и годовому отчету Резервные фонды местных администраций15
Ст. 83. Осуществление расходов, не предусмотренных бюджетом 1. Если принимается закон либо другой нормативный правовой акт, предусматривающий увеличение расходных обязательств по существующим видам расходных обязательств или введение новых видов расходных обязательств, которые до его принятия не исполнялись ни одним публично-правовым образованием, указанный нормативный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств, в том числе в случае необходимости порядок передачи финансовых ресурсов на новые виды расходных обязательств в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации. 2. Выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.16
Блок 2. Расходные обязательства муниципального образования Ст. 86 БКФедеральный закон от ФЗ возникают в результате: принятия нормативных правовых актов органов местного самоуправления по вопросам местного значения, а также заключения муниципальным образованием или от имени муниципального образования договоров (соглашений) по данным вопросам; принятия нормативных правовых актов органов местного самоуправления при осуществлении органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий возникают в результате: принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий; заключения от имени муниципального образования договоров (соглашений) муниципальными бюджетными учреждениями17
Структура расходных обязательств Расходное обязательство Законы, иные нормативные правовые акты, заключенные от имени ОИВ,ОМС Полномочия, функции, задачи, обязанности Все расходы, возникающие во исполнение обязательства Основание Обязательство Расходы18
Блок 3.Реестр расходных обязательств Под реестром расходных обязательств понимается используемый при составлении проекта бюджета свод (перечень) законов, иных нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов, обуславливающих публичные нормативные обязательства и (или) правовые основания для иных расходных обязательств с указанием соответствующих положений (статей, частей, пунктов, подпунктов, абзацев) законов и иных нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов с оценкой объемов бюджетных ассигнований, необходимых для исполнения включенных в реестр обязательств Бюджетный кодекс, статья 87, пункт 219
Основные этапы составления реестра расходных обязательств (50-п) 10 мая следующего года Предварительный Действующие Плановый ДействующиеПринимаемые Формирование бюджета Уточненный Действующие и принятые Утверждение бюджета 1о мая 1 июля декабрь Начало года Предварительный Действующие Начало следующего года Отмененные или прекратившие действие20
«Прямой» способ формирования реестра расходных обязательств Законодательство Фрагменты законодательства, обуславливающие расходные обязательства Разбиение расходного обязательства по Бюджетной классификации Оценка объемов по элементам расходных обязательств Расходные обязательства Нормативно-правовые акты, договора и соглашения, заключенные от имени ОИВ, ОМС21
«Обратный» способ формирования первого реестра расходных обязательств Бюджетная роспись на 2007 год Фрагменты законодательства, обуславливающие расходы для каждой строки Оценка объемов по элементам расходных обязательств Расходные обязательства Разбиение сводных строк бюджетной росписи Группировка фрагментов законодательства22
Форма реестра расходных обязательств Код ГРБС - - КодОбязательство Название НПА НомерДатаСтатьяПункт, подпункт Абзац РзПрзЦСВидЭк Нача ло Оконча ние п (уточ.) 2006 Факт 2007 п (перв.) 2008 прогн прогн прогн
Область применения реестра Выявление и управление расходными обязательствами Функциональная и нормативная обоснованность расходной части бюджета Выявление и полная ликвидация «нефинансируемых мандатов» Оценка финансовых последствий изменений законодательства в части обязательств24
Блок 4.Типовые ошибки ведения реестра Не указаны нормативные правовые акты, (статьи, пункты) Принятие НПА, детализирующих положение Устава муниципального образования Недоработки программного продукта «Криста» РРО Установка рабочих мест в муниципальных районах Не снимать защиту листа, код расх. обязательства выбирать из справочника, а не набирать самостоятельно Отсутствие кодов бюджетной классификации РФ и детализации кода расходного обязательства Формирование реестра только силами финансовой службы Поспешное внесение в реестр значений финансовых затрат без предварительной детализации и ревизии их целесообразности Не отработана процедура принятия новых обязательств25
Предложения в Министерство финансов РФ по новой форме РРО 1. Слова «Нормативное правовое регулирование, определяющее финансовое обеспечение и порядок расходования средств» предлагается заменить словами «Нормативное правовое регулирование, обусловливающее публичные нормативные обязательства»,в соответствии ст.87 Бюджетного кодекса Российской Федерации. 2. Отсутствие понятия «принимаемые обязательства» - не позволяет определить действующие и принимаемые расходные обязательства и концептуально не соответствует требованиям постановления Правительства Российской Федерации от года 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов». 3. Необходимо вводить новую форму реестра расходных обязательств при условии разработки и использования в работе единого для всех субъектов Российской Федерации программного продукта. 4. На одно расходное обязательство: 1 Федеральный НПА,1 региональный НПА, 1 муниципальный НПА. 5. Детализация расходных обязательств – необязательна. 6. Уточнение перечня расходных обязательств, входящих в формулировку «бюджетам других уровней», т.к. не находят отражения субвенции, предоставляемые из бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района, на решение вопросов местного значения межмуниципального характера. 7. Предлагаем руководствоваться данными об объемах финансирования, предусмотренных в первоначально принятом законе субъекта Российской Федерации о бюджете на текущий год.26