Применение учебных проектов на уроках химии Демидова О.Э., учитель химии МОУ гимназия 44 Нет проблемы – нет проекта
«Организационная форма работы, которая ориентирована на изучение учебной темы и составляет часть стандартного учебного курса» Что такое учебный проект? Что такое учебный проект? С точки зрения учителя:С точки зрения ученика: – это и задание, сформулированное в виде проблемы, и целенаправленная деятельность учащихся, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы; – это динамическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать необходимые умения и навыки; – это возможность сделать что-то интересное самостоятельно, максимально используя свои возможности; – это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать достигнутый результат;
Проект «Путешествие в химическую лабораторию» Основополагающий вопрос: Можно ли считать кухню химической лабораторией? Цели проекта: Познакомить учащихся с лабораторным оборудованием и правилами техники безопасности в кабинете химии Сроки проведения: 1 урок Учебная тема: Первоначальные химические понятия (7-8 класс)
Материалы проекта Работы учащихся «Правила техники безопасности» Вопросы темы: 1.Чем можно точно измерить объем жидкости? 2.Чем можно точно отмерить массу вещества? 3.В чем проводят химические реакции? Из чего может быть сделана посуда? 4.Как вести себя в кабинете химии?
Проект «Черное золото» Проект «Черное золото» Основополагающий вопрос: Нефть- сырье или топливо? Цели проекта: Углубить и расширить представления о природных источниках углеводородов, доказать, что нефть – ценное сырье и хорошее топливо. Сроки проведения: 3 урока Учебная тема: Природные источники углеводородов (10 класс)
Этапы проведения: Этапы проведения: Домашняя работа: Работа с литературой Урок 2 Выполнение практической части задания Домашняя работа: Оформление результатов Урок 3 Представление результатов и подведение итогов Урок 1 Распределение на группы и знакомство с проектом Характеристика природных источников углеводородов. Обсуждение в группах и распределение работы.
Примеры заданий в группе: Примеры заданий в группе: Для эколога: Задача: Рассчитайте объем воздуха (н.у.), необходимый для полного сгорания 208 л ацетилена. Объемная доля кислорода в воздухе 21%. Решить цепочку превращений, определите вещество Х и дайте названия всем веществам в цепочке : С 2 Н 6 С 2 Н 5 Сl (+ Na + С 2 Н 5 Сl )Х (горение)СО 2 3.Какие аварийные ситуации могут возникнуть при транспортировке или хранении нефти и нефтепродуктов? Рассмотреть и оценить меры защиты окружающей среды от загрязнения нефтепродуктами. Результаты представить в виде таблицы. 4.Выяснить, как нефтепродукты влияют на живые организмы и окружающую среду. Какие вещества выделяются при сжигании бензина? Поясните, а как они влияют на окружающую среду? Предложите способы уменьшения их вредного воздействия.
Проект «Почему погибла рыба?» Проект «Почему погибла рыба?» Основополагающий вопрос: Почему погибла рыба ? Цели проекта: Оценить роль воды в жизни живых организмов и сформировать понятие о необходимости бережного и экономного отношения к водным ресурсам; Сроки проведения: 4 урока Учебная тема: Теория электролитическая диссоциация (11 класс)
Этапы проведения: Этапы проведения: Урок 1 Знакомство с проектом, обсуждение работы в группе, выдвижение гипотез Урок 2 Лекция по основным вопросам темы Урок 3 Выполнение практической части задания. Формулировка выводов Урок 4 Представление результатов на общем заседании комиссии и подведение итогов
После экологического происшествия в г. Речнегорске власти создали комиссию из трех независимых групп по расследованию причин гибели рыбы, и вы вошли в одну из них. Вам и вашим коллегам предстоит: Выяснить, почему погибла рыба и означает ли ее гибель, что общедоступные источники воды опасны для людей? Провести необходимые работы на водоочистительной станции в целях подготовки воды для бытовых и технических нужд; Дать рекомендации жителям города по экономному расходованию воды в период расследования; Сценарий проекта: Сценарий проекта:
Внеклассные проекты Внеклассные проекты Проект «Не сядьте в лужу!» Проект «Чем почистить раковину?» Экологическая акция «Как избавиться от жвачки?» Проект «Кристаллы»