ТЕМА 4 «ПЛАНИРОВАНИЕ ПЕРСОНАЛА»
МАРКЕТИНГ ПЕРСОНАЛА Вид управленческой деятельности, направленной на долговременное обеспечение организации человеческими ресурсами (персоналом)
МАРКЕТИНГ ПЕРСОНАЛА Является направлением стратегического и оперативного планирования персонала Создает информационную базу для работы с персоналом Направлен на достижение привлекательности организации на рынке труда
МАРКЕТИНГ ПЕРСОНАЛА (ШИРОКАЯ ТРАКТОВКА) Оптимальное использование человеческих ресурсов путем создания максимально благоприятных условий труда, способствующих повышению его эффективности и развитию в каждом сотруднике партнерского и лояльного отношения к организации
МАРКЕТИНГ ПЕРСОНАЛА (УЗКАЯ ТРАКТОВКА) Особая функция службы управления персоналом, направленная на выявление и покрытие потребности организации в персонале
ПЛАНИРОВАНИЕ ПЕРСОНАЛА Процесс выявления потребности организации в персонале для достижения ее стратегических целей и задач и разработка плана мероприятий по удовлетворению этой потребности
ВРЕМЕННОЙ ДИАПАЗОН ПЛАНИРОВАНИЯ КРАТКОСРОЧНОЕ СРЕДНЕСРОЧНОЕ ДОЛГОСРОЧНОЕ
ПРОЦЕСС ПЛАНИРОВАНИЯ ПЕРСОНАЛА Разработка требований к рабочим местам Исследование рынков труда Анализ текучести персонала Определение (расчет потребности в персонале) Определение затрат, связанных с удовлетворением потребности в персонале Определение путей покрытия потребности в персонале Разработка планов мероприятий по удовлетворению потребности в персонале
ТРЕБОВАНИЯ К РАБОЧИМ МЕСТАМ (ДОЛЖНОСТИ) Знания Профессиональный опыт Способности Мотивационные установки Особые требования, связанные со спецификой работы
РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ДОКУМЕНТЫ Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР) Общероссийский классификатор занятий (ОКЗ) Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС) Тарифно-квалификационные характеристики по общеотраслевым должностям служащих Тарифно-квалификационные характеристики по общеотраслевым профессиям рабочих
ГДЕ ФОРМУЛИРУЮТСЯ ТРЕБОВАНИЯ К ДОЛЖНОСТИ? Должностная инструкция Описание рабочего места Модель рабочего места Профиль требований к должности Профессиограмма Карта компетенций
ИЗУЧЕНИЕ ВНУТРЕННЕГО РЫНКА ТРУДА Сведения о постоянном составе персонала Структура персонала Текучесть персонала Потери рабочего времени Продолжительность рабочего дня Заработная плата Социальные льготы и гарантии
ИЗУЧЕНИЕ ВНЕШНЕГО РЫНКА ТРУДА Структура рынка труда Мобильность рабочей силы Источники привлечения персонала Пути покрытия потребности в персонале Поведение конкурентов на рынке труда Стоимость рабочей силы
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБЗОРЫ РЫНКА ТРУДА Агентство «Контакт» Агентство «АНКОР» Консалтинговая группа «ДАМОС» Группа компаний «Топ- Менеджмент Консалт»
ПРИЧИНЫ УХОДА ПЕРСОНАЛА ИЗ ОРГАНИЗАЦИИ По инициативе работника Нахождение рабочего места с лучшими условиями труда Неудовлетворенность рабочим местом Проблемы во взаимоотношениях с другими работниками Личные причины По инициативе администрации Несоответствие занимаемой должности Нарушение трудовой дисциплины
ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВЕННОЙ ПОТРЕБНОСТИ В ПЕРСОНАЛЕ Потребность на планируемый объем работ с учетом имеющегося персонала Покрытие планового выбытия персонала Покрытие внепланового выбытия персонала
МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОТРЕБНОСТИ В ПЕРСОНАЛЕ Традиционные, использующие различные виды норм (нормы времени, нормы обслуживания, нормы численности, нормы управляемости и др.) Статистические (метод экстраполяции, регрессионный и корреляционный анализ, метод экспертных оценок и др.) Метод микроэлементного нормирования
ЗАТРАТЫ ПО УДОВЛЕТВОРЕНИЮ ПОТРЕБНОСТИ В ПЕРСОНАЛЕ ВНЕШНИЕ ЕДИНОВРЕМЕННЫЕ ВНЕШНИЕ ТЕКУЩИЕ ВНУТРЕННИЕ ЕДИНОВРЕМЕННЫЕ ВНУТРЕННИЕ ТЕКУЩИЕ
ПУТИ ПОКРЫТИЯ ПОТРЕБНОСТИ В ПЕРСОНАЛЕ Ситуация на рынке труда Пути покрытия потребности в персонале БлагоприятнаяП1, П2 УравновешеннаяП1, А2, П2, А4, А3 НапряженнаяП1, А3, А1, А5, А4
МЕРОПРИЯТИЯ ПО УДОВЛЕТВОРЕНИЮ ПОТРЕБНОСТИ В ПЕРСОНАЛЕ Организационные Привлечение персонала Развитие персонала Удержание персонала Высвобождение персонала