Модель предпрофильной подготовки, реализуемой в МОУ «Куединская средняя общеобразовательная школа 2»
Модель «образовательной» пирамиды учащегося в системе профильного обучения начальное образование общеобразовательный курс общеобразовательный курс (базовый уровень) элективные курсы Профильный курс (профильный уровень) Профессиональное обучение - федеральный компонент- школьный компонент начальная школа средняя ступень старшая ступень курсы по выбору
«Реализация идеи профильности старшей ступени, ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора - предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности» создание условий для формирования у учащихся ответственного выбора и ориентация учащихся на продолжение обучения с учетом его интересов и возможностей Цель предпрофильной подготовки:
Основные составляющие предпрофильной подготовки
Информационная работа ученикиродители Первый блок (I четверть 8-го класса) Знакомство с существующими профилями обучения на старшей ступени в нашей школе и школах района; Знакомство с моделью предпрофильной подготовки, реализуемой в школе; Знакомство с требованиями и правилами работы учащихся в рамках предпрофильной подготовки; Информирование о существующих курсах по выбору, об учителях, их реализующих; (в течение учебного года) Презентация курсов по выбору; Информация о расписании (своевременные изменения расписания) занятий курсов. Информация о результатах мониторинга эффективности деятельности учащегося в рамках предпрофильной подготовки; Своевременное приглашение для участия в работе мини-педагогического консилиума. Второй блок (I четверть 9-го класса) Знакомство с информационной картой сети курсов по выбору в общеобразовательных учреждениях Куединского района; Знакомство с сетью профильного обучения в Куединском районе; Информация о учебных заведениях системы НПО и СПО, как возможных вариантах дальнейшего образования; (в течение учебного года) Участие в районной ярмарке профессий «Мой выбор» Презентация курсов по выбору; Информация о расписании (своевременные изменения расписания) занятий курсов. Информация о результатах мониторинга эффективности деятельности учащегося в рамках предпрофильной подготовки; Своевременное приглашение для участия в работе мини-педагогического консилиума.
Профориентационная работа Курс «Психология выбора профессии» Индивидуальные консультации с педагогом-психологом, социальным педагогом, классными руководителями Работа педагогического консилиума по корректировке дальнейшей образовательной траектории учащихся Мониторинг эффективности системы предпрофильной подготовки в принятии учащимся осознанного выбора дальнейшей образовательной траектории Работа классных руководителей по организации экскурсий, бесед и встреч, позволяющих познакомить учащихся с особенностями различных профессий
Курсы по выбору Ориентационные – предназначены для привлечения как можно большего количества школьников на данный профиль. Должны раскрыть и показать всю прелесть предмета (профиля), т.е. играют роль рекламы. (6 – 8 часов) Межпредметные (интегрированные курсы) – предназначены для выявления надпредметных способностей учащихся (анализ, синтез, моделирование и т.д.). Осуществляется интеграция основных предметов выбираемого профиля (например: математика + физика, математика + информатика, биология + химия и т.д.). (12 – 15 часов) Предметные пробы – создают условия для участия в новом для ученика образовательном процессе, т.е такие курсы должны поставить учащегося в рамки профильной подготовки. Тем самым предоставляют учащемуся возможность реально попробовать свои силы на данном профиле и самоопределиться в дальнейшем. Цель курса – «отсеять» непригодных для обучения на данном профиле учащихся, по крайней мере доказательно убедить их в этом.(10 – 15 часов). Подготовительные (предметные) – предназначены для ликвидации пробелов в знаниях учащихся по предметам выбранного профиля. Подготовка к сдаче экзамена для поступления в профильный класс. (10 часов)
Схема реализации цикла курсов по выбору Ориентационные Межпредметные Пробы Подготовительные 8 класс, в течение всего учебного года 8 класс, 9 класс I – II четверть 9 класс, III – IV четверть ц и к л
Схема реализации модели предпрофильной подготовки учащихся 8 – 9-x классов Блок курсов по выбору информационно- математического профиля Блок курсов по выбору оборонно- спортивного профиля Блок курсов по выбору социально- гуманитарного профиля 8-й класс I чет. Информационная работа (первый блок) Курс «Психология выбора профессии» (первая часть) Ориентационные курсы ИнформатикаРусский языкФизкультура МатематикаИсторияОБЖ Корректировка образовательной траектории II-III чет. Межпредметные курсы Математика + ФизикаФизкультура + БиологияЛитература + История Предметные пробы Математика (проба)Физкультура (проба)История (проба) Корректировка образовательной траектории (консилиум) IV чет. Ориентационные курсы ФизикаФизиология человекаМХК ХХ Летний профильный лагерь 9-й класс I-II чет. Информационная работа (второй блок) Курс «Психология выбора профессии» (вторая часть) Информатика + ЭкономикаОБЖ + ФизкультураИстория + Философия Межпредметные курсы Предметные пробы Информатика (проба)Физиология (проба)Русский язык (проба) Корректировка образовательной траектории (консилиум) Ориентационные курсы ГеометрияОБЖСоциология III чет. Информатика + Физика Межпредметные курсы БиомеханикаИн.яз + литература Предметные пробы Математика (проба)ОБЖ (проба)История (проба) IV чет. Курс «Психология выбора профессии» (заключительная часть) Корректировка образовательной траектории (консилиум) Подготовительные курсы ИнформатикаОБЖИстория МатематикаФизкультураРусский язык Летний профильный лагерь В с т у п и те л ь н ы е и с п ы т а н и я в п р о ф и л ь н ы е к л а с с ы