Тема: «Реактивное движение»
Цель: Цель: Вывести формулу скорости ракеты, рассмотреть способы увеличения скорости ракеты; развивать умения работать с дополнительной литературой, выделять главное; развивать любознательность; приобщить учащихся к достижениям науки и техники; воспитать патриотизм; гордость за своих соотечественников, за свою страну.
На протяжении многих веков люди любовались и изучали звездное небо- одно из величайших зрелищ природы. С древнейших времен небо привлекало внимание человека, открывая его взору удивительные и непонятные картины. Окруженные глубокой чернотой, мерцают маленькие яркие огоньки, Несравненно ярче самых лучших драгоценных камней. Возможно ли оторвать взгляд от этих огромных далеких миров !
Я говорю человеку: поверь в себя! Ты все можешь! Ты можешь познать все тайны вечности,. стать хозяином всех богатств природы. У тебя крылья за спиной. Взмахни ими! Ну, взмахни, и ты будешь счастлив, могуществен и свободен... К. Э. Циолковский
Импульс тела, импульс силы Импульс тела, импульс силы
Импульс тела -- векторная физическая величина, численно равная произведению массы тела на скорость его движения. Импульс силы -- векторная физическая величина, численно равная произведению силы на некоторый промежуток времени. При взаимодействии тел их импульсы могут изменяться.
Закон сохранения импульса
Закон сохранения импульса: полный импульс замкнутой системы тел остается постоянным при любых взаимодействиях тел этой системы между собой. Условия применения закона сохранения импульса: 1. Система должна быть замкнутой. 2. Внешние силы, действующие на тела системы, компенсируются или их действием можно пренебречь. 3. Выполняется в инерциальных системах отсчета.
Реактивное движение
Все виды движения невозможны без взаимодействия тел данной системы с окружающей средой. А для осуществления реактивного движения не требуется взаимодействия тела с окружающей средой.
Примером реактивного движения является сегнерово колесо. Вода, вытекающая из изогнутой трубки, вращает сосуд в направлении, противоположном скорости воды в струях.
Кальмар Кальмар Кальмар является самым крупным беспозвоночным обитателем океанских глубин. Он передвигается по принципу реактивного движения, вбирая в себя воду, а затем с огромной силой проталкивая ее через особое отверстие - "воронку", и с большой скоростью (около 70 км\час) двигается толчками назад. При этом все десять щупалец кальмара собираются в узел над головой и он приобретает обтекаемую форму.
Движение тела, возникающее вследствие отделения от него части его массы с некоторой скоростью, называют реактивным. Принципы реактивного движения находят широкое практическое применение в авиации и космонавтике.
Из истории развития реактивного движения
Первым проектом пилотируемой ракеты был в 1881 году проект ракеты с пороховым двигателем известного революционера Николая Ивановича Кибальчича ( ). Будучи осужденным царским судом за участие в убийстве императора Александра II, Кибальчич в камере смертников за 10 дней до казни подал администации тюрьмы записку с описанием своего изобретения. Но царские чиновники скрыли от ученых этот проект. О нем стало известно только в 1916 году.
В 1903 году Константин Эдуардович Циолковский предложил первую конструкцию ракеты для космических полетов на жидком топливе и вывел формулу скорости движения ракеты. В 1929 году ученый предложил идею создания ракетных поездов (многоступенчатых ракет).
Устройство ракеты- носителя Определение скорости движения ракеты До старта: После старта, согласно закону сохранения импульса:
Сергей Павлович Королев был крупнейшим конструктором ракетно-космических систем. Под его руководством были осуществлены запуски первых в мире искусственных спутников Земли, Луны и Солнца, первых пилотируемых космических кораблей и первый выход человека из спутника в открытый космос.
4 октября 1957 года в нашей стране был запущен первый в мире искусственный спутник Земли. 3 ноября 1957 года в космос был запущен спутник с собакой Лайкой на борту. 2 января 1959 года была запущена первая автоматическая межпланетная станция "Луна-1", которая стала первым искусственным спутником Солнца.
12 апреля 1961 года Юрий Алексеевич Гагарин совершил первый в мире пилотируемый космический полет на корабле-спутнике "Восток-1". Данные о "Востоке-1": масса ,73 т период обращения ч. 48 мин. высота над Землей км число витков длина траектории км
Первый в мире космический полет, первый в мире космонавт, первый в мире выход в открытый космос, первое в мире "прикосновение" к другим небесным объектам и многое другое первое в мире в деле практического освоения космоса принадлежит нашей Родине.
Значение освоения космоса 1. Использование спутников для связи. Осуществление телефонной и телевизионной связи. 2. Использование спутников для навигации морских судов и самолетов. 3. Использование спутников в метеорологии и для изучения процессов, происходящих в атмосфере; прогнозирование стихийных явлений. 4. Использование спутников для проведения научных исследований, осуществления различных технологических процессов в условиях невесомости, уточнение природных ресурсов. 5. Использование спутников для изучения космоса и физической природы других тел Солнечной системы. И т. д.
Космические шатлы Шаттл американский многоразовый транспортный космический корабль. Шаттл запускается в космос с помощью ракет- носителей, осуществляет манёвры на орбите как космический корабль и возвращается на Землю как самолёт. Подразумевалось, что шаттлы будут сновать, как челноки, между околоземной орбитой и Землей, доставляя полезные грузы в обоих направлениях. При разработке предусматривалось, что каждый из шаттлов должен был до 100 раз стартовать в космос. На практике же они используются значительно меньше. К сентябрю 2009 года больше всего полётов 37 совершил шаттл «Дискавери». Всего с 1975 по 1991 год было построено пять шаттлов: «Колумбия» (сгорел при посадке в 2003), «Челленджер» (взорвался при старте в 1986), «Дискавери», «Атлантис» и «Индевор». В конце 2010 года «Спейс шаттл» совершит свой последний полёт.ДискавериКолумбияЧелленджерДискавериАтлантисИндевор
Домашнее задание: 1.Параграф Упражнение 22(3, 4). 3.Подготовить сообщение о Ю.А.Гагарине.