2011 г. Босова Людмила Леонидовна, доктор педагогических наук, Заслуженный учитель РФ, лауреат премии Правительства РФ в области образования, автор УМК по информатике и ИКТ для основной школы
Широкий спектр междисциплинарных связей на уровне понятийного аппарата и инструментария Направленность на формирование метапредметных и личностных результатов Значительный опыт формирования современных образовательных результатов
пересмотр содержания общего образования в целом развитие самой информатики как отрасти знания развитие ИКТ и их широкое использование в образовательном процессе
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Предметные результаты - освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета.
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимание роли информационных процессов в современном мире; владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды; способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ; способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др. владение умениями организации собственной учебной деятельности опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ); владение основными универсальными умениями информационного характера владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний широкий спектр умений и навыков использования средств ИКТ
10) формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств; 11) формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах; 12) развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами линейной, условной и циклической;
13) формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных; 14) формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
в процессе изучения информатики создается теоретическая основа и обеспечиваются необходимые практические умения для разворачивания процессов информатизации образования; информатика как ни один другой предмет нацелен на подготовку учащихся к жизни в информационном обществе 10
«Информатика … предлагает каждой из дисциплин, изучаемых в школе, новый и весьма совершенный инструмент, который позволяет учителю, умеющему пользоваться этим инструментом, глубже и эффективнее раскрыть перед школьниками сущность своего предмета. При этом нельзя назвать ни одного школьного предмета, в котором аппарат информатики оказался бы бесполезным. … школьный курс информатики является не дополнительной нагрузкой на школьника, а важнейшим средством уменьшения его перегрузок, сокращения и уплотнения программы средней школы в целом …» Ершов А.П. 11
В соответствии со структурой школьного образования вообще (начальная, основная и профильная школы), сегодня (преимущественно за счет регионального и школьного компонентов) выстраивается многоуровневая структура предмета «Информатика и ИКТ», который рассматривается как систематический курс, непрерывно развивающий знания и умения школьников в области информатики и ИКТ. Этапы изучения информатики и ИКТ: начальная школа; 5–6(7) классы; 7(8)-9 классы 12
формирование основ научного мировоззрения в процессе систематизации, теоретического осмысления и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики и информационных и коммуникационных технологий (ИКТ); совершенствование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией; развитие навыков самостоятельной учебной деятельности школьников (учебного проектирования, моделирования, исследовательской деятельности и т.д.); воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения, стремления к созидательной деятельности и к продолжению образования с применением средств ИКТ.
14 Мотивационные ресурсы Когнитивные ресурсы Операциональные ресурсы Начальная школа Старшие классы 5-6(7) классы
1) непрерывность; 2) преемственность; 3) метапредметность; 4) дидактическая спираль; 5) инновационность (формирование умения учиться, умения работать в коллективе, развитие навыков самостоятельной информационно-учебной деятельности школьников, способности осуществлять выбор и нести за него ответственность, др.)
16 УМК нового поколения Печатная компонента Электронная компонента Локальные ресурсы Сетевые ресурсы Оборудование
17
Подготовленность к ГИА и ЕГЭ Государственная итоговая аттестация Единый государственный экзамен А1А2А3А4 А5А6А7А8 А9А10А11А12 А13А14А15А16 А17А18В1В2 В3В4В5В6 В4В8В9В10 С1С2С3С4
БУП, ФК ГОС, ПП Основная идея БУП, ФК ГОС, ПП ГИА 5
20 УМК по информатике и ИКТ для 8-9 классов УМК Печатная компонента Программа Учебники Рабочие тетради Методическое пособие Электронная компонента Презентации Интерактивные тесты Ресурсы ФОП
Приоритеты изучение фундаментальных основ информатики; реализация общеобразовательного потенциала курса «Информатика и ИКТ»; направленность на систематизацию, теоретическое осмысление и обобщение имеющегося у школьников опыта в области ИКТ; принцип инвариантности к конкретным моделям компьютеров и версиям программного обеспечения.
Тематическое планирование-8 Название темыЧасы 1.Введение1 2.Информация и информационные процессы8 3.Компьютер как универсальное устройство работы с информацией 7 4.Обработка графической информации4 5.Обработка текстовой информации8 6.Мультимедиа4 Резерв учебного времени3 Итого:35
Информация и информационные процессы §1.1. Информация и её свойства. §1.2. Представление информации §1.3. Двоичное кодирование §1.4. Измерение информации §1.5. Информационные процессы §1.6. Всемирная паутина
Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией §2.1. Основные компоненты компьютера и их функции §2.2. Персональный компьютер §2.3. Программное обеспечение компьютера §2.4. Файлы и файловые структуры §2.5. Пользовательский интерфейс
Обработка графической информации §3.1. Формирование изображения на экране компьютера §3.2. Компьютерная графика §3.3. Создание графических изображений
Обработка текстовой информации §4.1. Текстовые документы и технологии их создания §4.2. Создание текстовых документов на компьютере §4.3. Форматирование текста §4.4. Визуализация информации в текстовых документах §4.5. Распознавание текстов и системы компьютерного перевода §4.6. Оценка количественных параметров текстовых документов
Мультимедиа §5.1. Технология мультимедиа §5.2. Компьютерные презентации
Тематическое планирование-9 Название темыЧасы 1.Введение1 2.Математические основы информатики12 3.Моделирование и формализация8 4.Основы алгоритмизации12 5.Начала программирования (язык Паскаль)16 6.Обработка числовой информации в электронных таблицах 6 7.Коммуникационные технологии10 Резерв учебного времени5 Итого:70
§1.1. Системы счисления Общие сведения о системах счисления Двоичная система счисления Восьмеричная система счисления Шестнадцатеричная система счисления Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q Двоичная арифметика «Компьютерные» системы счисления
§1.2. Представление информации в компьютере Представление целых чисел Представление вещественных чисел §1.3. Элементы алгебры логики Высказывание Логические операции Построение таблиц истинности для логических выражений Свойства логических операций Решение логических задач Логические элементы
§2.1 Моделирование как метод познания Модели и моделирование Этапы построения информационной модели Классификация информационных моделей §2.2 Знаковые модели Словесные модели Математические модели Компьютерные математические модели §2.3 Графические модели Многообразие графических информационных моделей Графы Деревья Использование графов при решении задач
§2.4 Табличные информационные модели Представление данных в табличной форме Использование таблиц при решении задач §2.5 База данных как модель предметной области Информационные системы и базы данных Реляционные базы данных §2.6 Система управления базами данных Что такое СУБД Интерфейс СУБД Создание базы данных Запросы на выборку данных
§3.1. Алгоритмы и исполнители Понятие алгоритма Исполнитель алгоритма Свойства алгоритма Возможность автоматизации деятельности человека §3.2. Способы записи алгоритмов Словесные способы записи алгоритма Блок-схемы Алгоритмические языки
§3.3. Объекты алгоритмов Величины Выражения Команда присваивания Табличные величины (массивы) §3.4. Основные алгоритмические конструкции Следование Ветвление Повторение
§3.5. Конструирование алгоритмов Последовательное построение алгоритма Разработка алгоритма методом последовательного уточнения для исполнителя Робот Вспомогательные алгоритмы §3.6. Алгоритмы управления Управление Обратная связь
§4.1. Общие сведения о языке программирования Паскаль Алфавит и словарь языка Типы данных, используемых в языке Паскаль Структура программы на языке Паскаль Оператор присваивания §4.2. Организация ввода и вывода данных Вывод данных Первая программа на языке Паскаль Ввод данных с клавиатуры §4.3. Программирование как этап решения задачи на компьютере Этапы решения задачи на компьютере Задача о пути торможения автомобиля
§4.4. Программирование линейных алгоритмов Числовые типы данных Целочисленный тип данных Символьный и строковый типы данных Логический тип данных §4.5. Программирование разветвляющихся алгоритмов Условный оператор Составной оператор Многообразие способов записи ветвлений §4.6.Программирование циклических алгоритмов Программирование циклов с заданным условием продолжения работы Программирование циклов с заданным условием окончания работы Программирование циклов с заданным числом повторений Различные варианты программирования циклического алгоритма
§4.7. Одномерные массивы целых чисел Описание массива Заполнение массива Вывод массива Вычисление суммы элементов массива Последовательный поиск в массиве Сортировка массива §4.8. Запись вспомогательных алгоритмов на языке Паскаль Процедуры Функции
§5.1. Электронные таблицы Интерфейс электронных таблиц Данные в ячейках таблицы Основные режимы работы электронных таблиц §5.2. Организация вычислений Относительные, абсолютные и смешанные ссылки Встроенные функции Логические функции §5.3. Средства анализа и визуализации данных Сортировка и поиск данных Построение диаграмм и графиков
§6.1 Локальные и глобальные компьютерные сети Передача информации Что такое локальная компьютерная сеть Что такое глобальная компьютерная сеть §6.2 Всемирная компьютерная сеть Интернет Как устроен Интернет IP-адрес компьютера Доменная система имён Протоколы передачи данных
§6.3 Информационные ресурсы и сервисы Интернет Всемирная паутина Файловые архивы Электронная почта Сетевое коллективное взаимодействие Сетевой этикет §6.4 Создание Web-сайта Технологии создания сайта Содержание и структура сайта Оформление сайта Размещение сайта в Интернете
Ключевые слова
Рубрика «Самое главное»
Задания
Иллюстрации
Учебник – навигатор в мире информации Каждый параграф учебника содержит ссылки на ресурсы сети Интернет. Особенно много ссылок на материалы Единой Коллекции цифровых образовательных ресурсов ( – анимации, интерактивные модели и слайд-шоу, делающие изложение материала более наглядным и увлекательным. Использование ресурсов сети Интернет предполагается и для поиска учащимися ответов на некоторые вопросы рубрики «Вопросы и задания», размещённой в конце каждого параграфа.
Решения типовых задач Подробно рассмотрены примеры решений типовых задач по каждой изучаемой теме. Аналогичные задачи предлагаются в рубрике «Вопросы и задания» для самостоятельного решения.
Подготовка к ГИА и ЕГЭ В конце каждой главы учебника приведены тестовые задания, выполнение которых поможет учащимся оценить, хорошо ли они освоили теоретический материал и могут ли применять свои знания для решения возникающих проблем.
Практические работы Для формирования навыков работы на компьютере в учебник включены задания для практических работ, которые подобраны таким образом, что могут быть выполнены с использованием любого варианта стандартного базового пакета программного обеспечения, имеющегося в российских школах. Предусмотрено использование файлов-заготовок Разноуровневые итоговые работы: реферат, презентация, сайт.
Навигация по учебнику
ЭОР к учебнику презентации; интерактивные тесты; подборки ресурсов федеральных образовательных порталов
ЦОР к уроку «Виды и свойства информации» Восприятие информации (1) Органы чувств (анализаторы) (2) Процентное соотношение различных видов информации при восприятии человеком (2) Классификация информации по способу ее восприятия людьми (1) Кто как видит (2) Восприятие информации животными через органы чувств (2) Оптические иллюзии (2) Система тестов и заданий N4 (2) Актуальность (своевременность) информации (2) Достоверность информации (2) Объективность информации (2) Полнота информации (2) Понятность информации (2) Синергетический эффект (2) Ценность информации (2) Свойства информации (опорная схема) (2) Система тестов и заданий N6 (2) Домашнее задание N 2(1)
53