Тема: «Проектная исследовательская деятельность в школе как фактор формирования ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования»
Что такое школьный проект? Форма проблемного обучения, активная самостоятельная деятельность учеников, направленная на создание нового продукта. В ходе этой деятельности у учеников происходит формирование новых знаний, умений, качеств личности
Классификация проектов По времени выполнения Краткосрочные (урок, несколько уроков) Среднесрочные (от недели до месяца во внеурочное время) Долгосрочные
Классификация проектов По предметной области По одному предмету Межпредметные (интегрированные)
Классификация проектов По преобладающей деятельности учеников Исследовательские; Информационные; Творческие; Ролевые, игровые; Социально значимые.
Этапы работы над проектом Подготовительный Основной Прагматический Заключительный Ожидаемый результат
Этапы работы Деятельность учащихся Деятельность учителя 1 этап Вживаются в ситуацию, осуществляют уточнение целей и задач Формулирует проблему, ситуацию, цель, задачи 2 этап Анализируют проблему, разбиваются на группы, распределяют роли, планируют работу, выбирают форму презентации результатов Предлагает: организовать группы, распределить в группах роли, спланировать деятельность Знакомит с различными формами презентации результатов
3 этап Работают самостоятельно и сообща, консультируются, собирают информацию, «добывают» недостающие знания, готовят презентацию результатов Консультирует, ненавязчиво контролирует, репетирует презентацию результатов 4 этап Защищают проект, проводят рефлексию деятельности, дают оценку её результативности Обобщает результаты, подводит итоги, оценивает умения обосновывает своё мнение, работает в группе на общий результат
5 этап Итоговый. Представление готового продукта. Рефлексия выполненной работы.
Паспорт проекта Тема Цели (какие приращения должны быть у участников проекта после его выполнения) Задачи (что конкретно должны выполнить участники проекта) Время работы над проектом Режим работы с отчетными датами Материальное обеспечение работы над проектом
Критерии оценки проекта Значимость и актуальность Корректность методов Активность участников Глубина проникновения в проблему Доказательность выводов Оформление результатов
Реализация проектов позволяет: создать оптимальные условия для развития личности, для роста качества проектов и исследований; повысить организационную и информационную культуру учащегося и педагога; приобрести навыки использования современных информационно-технических средств для решения поставленных задач; освоить WWW-пространства; создать информационный банк данных, пополнять информационно-методический кабинет по проектной исследовательской деятельности.
Проектная исследовательская деятельность формирует у учащихся умение: Характеризовать проблему (определять переменные, присутствующие в проблеме и связи между ними, строить гипотезы, критически оценивать информацию); Понимать проблему (использовать знания и умения для понимания информации, представленной в виде текста, диаграммы, схемы, формулы, таблицы, интегрировать информацию из разных источников); Представлять проблему (разрабатывать форму представления информации, переходить с одной формы представления к другой); Решать проблему (принимать решения в соответствии с условиями поставленной проблемы, проводить анализ системы, ее планирование для достижения цели); Размышлять над решением (исследовать полученное решение и при необходимости искать дополнительную информацию, оценивать решение.);
Выводы: 1. Проектная исследовательская деятельность учащихся способствует лучшему усвоению учебного материала. 2. Отмечается повышение интереса к предмету при использовании проектного и исследовательского методов обучения. 3. Проектная исследовательская деятельность способствует развитию навыков самостоятельной работы учащихся, творческого подхода к решению проблем. 4. Отрабатываются навыки работы с различными источниками дополнительной информации. 5. Работая по собственному плану действий, ученик меняет виды работ (практическая работа чередуется с теоретической), что важно для снижения утомления и выполнения здоровьесберегающего подхода к обучению. 6. Создается методическая копилка пособий (в том числе презентаций), которую можно использовать и при изучении новых тем, и при повторении, и при индивидуальной коррекции знаний.