ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА К ЕГЭ Вместе с родителем
Сравнительный анализ традиционного экзамена и ЕГЭ Отличительные особенности Традиционный экзаменЕГЭ Что оценивается?Важны не просто фактические знания, а умение их преподнести. Уровень развития устной речи может позволить скрыть пробелы в знаниях Оцениваются фактические знания и умение рассуждать, решать Что влияет на оценку? Большое влияние оказывают субъективные факторы: контакт с экзаменатором, общее впечатление и т.д. Оценка максимально объективна Возможность исправить собственную ошибку На устном экзамене можно исправить ошибку во время рассказа или при ответе на вопрос экзаменатора, на письменном - при проверке собственной работы Практически отсутствует Кто оценивает?Знакомые ученику людиНезнакомые эксперты Когда можно узнать результаты экзамена? На устном экзамене – практически сразу, на письменном – в течение нескольких дней Через сравнительно более длительное время Содержание экзаменаУченик должен продемонстрировать владение определенным фрагментом учебного материала (определенной темой, вопросом и т.д.) Экзамен охватывает практически весь объем учебного материала Как происходит фиксация результатов? На письменном экзамене - на том же листе, на котором выполняются задания. На устном - на черновике Результаты выполнения задания необходимо перенести на специальный бланк регистрации ответов Стратегия деятельности во время экзамена УнифицированнаяИндивидуальная
«Трудности при подготовке и сдаче ЕГЭ» Единый государственный экзамен – это такой же экзамен, но основанный на тестовых технологиях. Данная форма экзамена является относительно новой, и требуется дополнительная подготовка всех его участников: учеников педагогов родителей
Познавательные Личностные Процессуальные
Познавательные трудности Конечно, они связаны с тем, как Вы выучили материал, а может с тем, насколько Вы хорошо знаете тот или иной предмет.
Причины познавательных трудностей: Недостаточный объем знаний. Недостаточная сформированность навыков работы с тестовыми заданиями Неспособность гибко оперировать системой учебных понятий предмета Познавательные трудности
Необходимые психические функции: Высокая мобильность, переключаемость. Высокий уровень организации деятельности. Высокая и устойчивая работоспособность. Высокий уровень концентрации внимания. Четкость и структурированность мышления. Сформированность внутреннего плана действий.
Личностные трудности Связаны с тем, насколько Вы уверены в своих силах. Иногда бывает так – Вы действительно хорошо выучили материал, и вдруг на экзамене возникает чувство, что все забыли, в голове мечутся какие-то обрывки мыслей, быстро и сильно бьется сердце.
Причины личностных трудностей: Ощущение нового, «неизвестного». Неуверенность в себе, заниженная самооценка. Отсутствие возможности получить поддержку взрослых. Особенности характера.
Проявление личностных трудностей : повышенный уровень тревожности дезорганизация деятельности снижение концентрации внимания слабая работоспособность подверженность стрессам возрастные особенности
Процессуальные трудности В основном, связаны с незнанием условий и требований при проведении экзамена: ЧТО? КАК? КТО? ПРАВИЛЬНО ЛИ? НЕ ИЗМЕНИТСЯ ЛИ, ЧТО-НИБУДЬ? ???????????
Причины процессуальных трудностей : Недостаточное знакомство с процедурой экзамена Отсутствие четкой стратегии деятельности Отсутствие опыта и навыка подобной работы Временные рамки
Виды процессуальных трудностей : Трудности, связанные со спецификой фиксирования ответов. Трудности, связанные с ролью взрослого. Трудности, связанные с критериями оценки. Незнакомое место.
Работа по преодолению данных трудностей Повторение пройденного материала Групповые занятия Индивидуальные консультации учеников Личные «копилки» Пробные репетиции Помощь психолога
СОДЕРЖАНИЕ ТРУДНОСТЕЙ: Учащиеся не умеют выделять смысловые части задания; Не умеют планировать собственную деятельность и распределять время на выполнение заданий; Пропускают некоторые задания и / или их смысловые части; Испытывают трудности выбора конкретного алгоритма работы с заданием; Не умеют эффективно проверить правильность выполнения задания.
УПРАЖНЕНИЕ НА ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ Ведущий читает текст, периодически постукивая карандашом по столу. Задача участников – уловить смысл текста и количество постукиваний
КАК ПЛАНИРОВАТЬ СВОЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (Вачков И.В. «Приключения во внутреннем мире») 1.Взявшись за дело, прежде всего чётко сформулируй, что хочешь сделать (цель предстоящей деятельности). 2.Постарайся хорошенько понять, почему ты это будешь делать, что тебя толкает сделать это, для чего это нужно. 3.Отыскав один путь к цели, попытайся найти и другие: далеко не всегда самый очевидный вариант оказывается самым лучшим. 4.Сравни все варианты и, взвесив достоинства и недостатки каждого из них, выбери наилучший. 5.Раздели предстоящую работу на этапы, наметив промежуточные цели, при этом желательно хотя бы примерно определить длительность каждого этапа. 6.Старайся действовать строго по плану, постоянно сверяя свои действия с ним. Корректировать нужно с учётом получаемых результатов, то есть используя обратную связь. 7.По окончании работы осмысли её результаты, оцени степень их совпадения с поставленной целью. Учти сделанные ошибки, чтобы избежать их впредь.
МЕТОД «5 П» 1 П – просмотри текст (задание) 2 П – придумай к нему вопросы 3 П – пометь карандашом, подчеркни самые главные слова 4 П – попробуй пересказать задание, продумай план решения, запиши его 5 П – просмотри текст повторно для проверки своего ответа
Сложности перехода от традиционной формы контроля знаний к тестовой (ЕГЭ) Личностные особенности учащихся СложностиСтратегия поддержки Инфантильные отличаются низким уровнем самоконтроля, волевых процессов деятельности; не могут сосредоточиться; не обладают сформированной познавательной мотивацией; для них характерен внешний локус контроля. трудно заставить себя готовиться к экзамену.; свойственна апелляция к «высшим силам» вместо опоры на собственные возможности; испытывают трудности с выделением главного, планированием и организацией своей деятельности; отсутствует системность мышления. алгоритм подготовки в виде схем; начинать с трудного, потом переходить к знакомому; разбить материал на короткие, легко выполнимые шаги; регламент времени. Тревожные учебный процесс сопряжен с определенным эмоциональным напряжением; склонны воспринимать любую ситуацию, связанную с учебой, как опасную; тревогу вызывает у них проверка знаний в любом виде; часто перепроверяют уже сделанное, постоянно исправляют написанное. ситуация экзамена вообще сложна для тревожных детей, потому что она по природе своей оценочная; трудно контролировать свое эмоциональное состояние; сложности с концентрацией внимания; отсутствие эмоционального контакта со взрослым. создание ситуации эмоционального комфорта на предэкзаменационном этапе; создание ситуации успеха, поощрение, поддержка; познакомить их с процедурой ЕГЭ; беседа с близким человеком, направленная на обеспечение эмоционально благоприятной обстановки. Неуверенные не умеют опираться на собственное мнение и склонны прибегать к помощи других людей не могут самостоятельно проверить качество своей работы; подолгу не могут приступить к выполнению задания. испытывают затруднения во время любого экзамена; при сдаче ЕГЭ испытывают дополнительные сложности, т.к. имеет место самостоятельный выбор стратегии деятельности. положительный опыт принятия другими людьми его личного выбора; необходимо поддерживать простыми фразами, способствующими созданию ситуации успеха. 6
Личностные особенности учащихся СложностиСтратегия поддержки Перфекционисты и «отличники» высокая ответственность, организованность, исполнительность. чувствительны к похвале, любой оценке своей деятельности; характерен очень высокий уровень притязаний и крайне неустойчивая самооценка. ЕГЭ для данной категории детей – это тот самый случай, когда верной оказывается пословица «Лучшее – враг хорошего». Им недостаточно выполнить минимально необходимый объем заданий, им нужно сделать все, причем безошибочно испытывают сильную тревогу, стремятся получить поддержку; трудно контролировать свое эмоциональное состояние. скорректировать их ожидания и помочь осознать разницу между «достаточным» и «превосходным». научить их планировать работу по времени; во время проведения пробного экзамена помочь выбрать стратегию деятельности и реализовать ее. Дети, испытывающие недостаток произвольности и самоорганизации низкий уровень произвольности; общий уровень организации деятельности очень низкий; неустойчивая работоспособность, им присущи колебания темпа деятельности; могут часто отвлекаться. при общем высоком уровне познавательного развития и вполне достаточном объеме знаний могут нерационально использовать время. научить использовать для саморегуляции деятельности различные материальные средства (часы, отмеряющие время, которое требуется для выполнения задания, составление списка необходимых дел); составить план своей деятельности и зачеркивать пункты или класть линейку на то задание, которое он сейчас выполняет. Важно, чтобы ученик научился использовать эти опоры на предварительном этапе, иначе на экзамене это отнимет у него слишком много сил и времени. Сложности перехода от традиционной формы контроля знаний к тестовой (ЕГЭ) 7
Личностные особенности учащихся СложностиСтратегия поддержки Астеничные высокая утомляемость, истощаемость; быстро устают, у них снижается темп деятельности и резко увеличивается количество ошибок. высокая вероятность снижения качества работы, возникновения ощущения усталости. оптимальный режим подготовки; необходимо делать перерывы в занятиях, гулять, достаточно спать; поддержать ребенка с помощью витаминов или травяных сборов; требуется несколько перерывов. Гипертимные быстрые, энергичные, активные, не склонные к педантизму; высокий темп деятельности; склонны пренебрегать точностью и аккуратностью во имя скорости и результативности; испытывают затруднения в ходе работы, требующей высокой тщательности, собранности и аккуратности. процедура ЕГЭ требует высокой собранности, концентрации внимания, тщательности и аккуратности, а эти качества обычно являются слабым местом гипертимных детей. необходимо развивать функцию контроля, навыки самопроверки; самостоятельно проверить результаты выполнения задания. во время проведения пробного экзамена гипертимным детям нужно мягко и ненавязчиво напоминать о необходимости самоконтроля. Застревающие низкая подвижность, лабильность психических функций; с трудом переключаются с одного задания на другое; основательны и зачастую медлительны. процедура ЕГЭ требует высокой мобильности: необходимо быстро переключаться с одного задания на другое, актуализировать знания из различных разделов школьной программы. Это может представлять трудность для застревающих детей. научить использовать для саморегуляции деятельности различные материальные средства (часы, отмеряющие время, которое требуется для выполнения задания, составление списка необходимых дел) составить план своей деятельности и зачеркивать пункты или класть линейку на то задание, которое он сейчас выполняет. 8
Особенности психологической подготовки к ЕГЭ " АСТЕНИЧНЫХ " учащихся Упражнения : 1.Пейте воду Употребление достаточного количества воды в плане взаимодействия между мозгом и телом служит средством их сообщения, повышающим энергетический уровень и улучшающий мыслительные способности. 2.Энергетическое подключение массируйте точки под ключицами массируйте точки над верхней и нижней губой. 3.Ходьба на месте Это упражнение заставляет мозг переключаться в интегрированный режим работы. Выполняйте его когда вам становится трудно думать и действовать одновременно. 4.Позитивные точки Для эмоциональной разрядки в условиях стресса воздействуйте на позитивные точки. Это улучшает кровообращение в области лба и способствует интеграции системы «мозг-тело». 9
Особенности психологической подготовки к ЕГЭ " ГИПЕРАКТИВНЫХ " учащихся Упражнения: 1. Ходьба на месте Это упражнение заставляет мозг переключаться в интегрированный режим работы. Выполняйте его когда вам становится трудно думать и действовать одновременно. 2. Точки походки Стимулирование так называемых точек походки (на верхней стороне стопы между плюсневыми костями) способствует улучшению координации движений и восстановлению баланса во всем теле. 3. Энергетическая зарядка Помогает устранить тугоподвижность позвонков, улучшает координацию движений в целом. 10
Особенности психологической подготовки к ЕГЭ " ЗАСТРЕВАЮЩИХ " учащихся Упражнения: 1. «Сова» Это упражнение позволяет снять напряжение в мышцах шейно-плечевого пояса и увеличить амплитуду поворотов головы. 2. Ленивые восьмерки для письма Трудно приступить к работе? Выписывайте восьмерки разных размеров на бумаге, столе, на доске. Всегда двигайтесь вверх и переходите вниз по бокам. 3. Алфавитные восьмерки Когда текст становится неразборчивым и вы заходите в тупик, попрактикуйтесь в написании алфавита вдоль края ленивой восьмерки. Это очень эффективное упражнение хорошо помогает при трудностях с чтением и письмом. 11
Особенности психологической подготовки к ЕГЭ " ОТЛИЧНИКОВ " Упражнения: 1.Энергетическая зарядка Способствует гибкости позвоночника расслабляет мышцы спины живота. Легко выполняется за рабочим столом. 2.Клеверный лист Это упражнение является разминкой перед письмом или рисованием обеспечивая интеграцию рук и глаз. 3. Зевание Зевота способствует детаксикации организма стимулирует работу слезных потоков расслабляет все тело от макушки до пяток. 13
Особенности психологической подготовки к ЕГЭ " ТРЕВОЖНЫХ " учащихся Упражнения: 1. Слух Массируя уши вы стимулируете множество акупрессурных точек, что чрезвычайно благотворно сказывается на всем организме. 2.Пейте воду 3.Перекрестная ходьба на месте 4.Крюк Кука 5.Позитивные точки 6.Ленивые восьмерки для письма 14