Программа кружка «Мой инструмент компьютер» 3 класс (34 часа 1 час в неделю) МОУ «Аряжская основная общеобразовательная школа» Колоколова О.В. учитель начальных классов
Структура: Принципы Цель и задачи Содержание Планируемые результаты Рекомендуемая литература
Принципы, положенные в основу программы: 1. Целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень является важным звеном единой общешкольной подготовки по информатике и информационным технологиям. 2. Научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения (включение в содержание фундаментальных положений современной науки с учётом возрастных особенностей обучаемых). 3. Практико-ориентированность, обеспечивающая отбор содержания, направленного на решение простейших практических задач планирования деятельности, поиска нужной информации, инструментирования всех видов деятельности на базе общепринятых средств информационной деятельности, реализующих основные пользовательские возможности информационных технологий. При этом исходным является положение о том, что компьютер может многократно усилить возможности человека, но не заменить его. 4. Принцип дидактической спирали как важнейший фактор структуризации в методике обучения информатике: вначале общее знакомство с понятием с учётом имеющегося опыта обучаемых, затем его последующее развитие и обогащение, создающее предпосылки для научного обобщения в старших классах. 5. Принцип развивающего обучения (обучение ориентировано не только на получение новых знаний в области информационных технологий, но и на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщённых способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы).
Изучение курса «Информационные технологии» в рамках кружка «Мой инструмент компьютер» направлено на достижение следующих целей: овладение трудовыми умениями и навыками при работе на компьютере, опытом практической деятельности по созданию информационных объектов, полезных для человека и общества, способами планирования и организации созидательной деятельности на компьютере, умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией; развитие мелкой моторики рук; развитие пространственного воображения, логического и визуального мышления; освоение знаний о роли информационной деятельности человека в преобразовании окружающего мира; формирование первоначальных представлений о профессиях, в которых информационные технологии играют ведущую роль; воспитание интереса к информационной и коммуникационной деятельности; воспитание ценностных основ информационной культуры младших школьников, уважительного отношения к авторским правам; практическое применение сотрудничества в коллективной информационной деятельности; воспитание позитивного восприятия компьютера как помощника в учёбе, как инструмента творчества, самовыражения и развития.
Основные задачи: начальное освоение инструментальных компьютерных сред для работы с информацией разного вида (текстами, изображениями, анимированными изображениями, схемами предметов, сочетаниями различных видов информации в одном информационном объекте); создание завершенных проектов с использованием освоенных инструментальных компьютерных сред; ознакомление со способами организации и поиска информации; создание завершенных проектов, предполагающих организацию (в том числе каталогизацию) значительного объема неупорядоченной информации; создание завершенных проектов, предполагающих поиск необходимой информации.
Организация учебно-воспитательного процесса и состав учебно-методического материала Обучение проводится по учебно-методическому комплекту «Мой инструмент компьютер»(автор А.В. Горячев). В состав комплекта кроме учебников входят справочники-практикумы, содержащие подробные описания работы с конкретными программами и набор упражнений для освоения отдельных операций. Внутренняя структура задач раздела «Информационные технологии» допускает модульную организацию программы.
Достижение целей и реализация основных задач раздела осуществляются в рамках сквозных модулей: Модуль «Создание мультфильмов и живых картинок» (9 часов); Модуль «Создание проектов домов и квартир» (8 часов); Модуль «Создание компьютерных игр» (6 часов); Модуль «Создание электронных публикаций»(9 часов); 2 часа отводятся на введение, повторение правил поведения в кабинете информатики.
Тематическое планирование учебного материала Модуль «Создание мультфильмов и живых картинок». Анимация. Компьютерная анимация. Основные способы создания компьютерной анимации: покадровая рисованная анимация, конструирование анимации, программирование анимации. Примеры программ для создания анимации. Основные операции при создании анимации. Этапы создания мультфильма. В результате изучения данного модуля учащиеся должны уметь: выполнять основные операции при создании движущихся изображений с помощью одной из программ; сохранять созданные движущиеся изображения и вносить в них изменения. При выполнении проектных заданий школьники будут учиться придумывать движущиеся изображения, предназначенные для какой-либо цели, и создавать их при помощи компьютера.
Модуль «Создание проектов домов и квартир». Проектирование. Компьютерное проектирование. Интерьер. Дизайн. Архитектура. Примеры программ для проектирования зданий. Основные операции при проектировании зданий: обзор и осмотр проекта, создание стен, создание окон и дверей, установка сантехники и бытовой техники, размещение мебели, выбор цвета и вида поверхностей. В результате изучения данного модуля учащиеся должны уметь: выполнять основные операции при проектировании домов и квартир с помощью одной из компьютерных программ; сохранять созданный проект и вносить в него изменения. При выполнении проектных заданий школьники будут учиться придумывать проект дома или квартиры и создавать его при помощи компьютера.
Модуль «Создание компьютерных игр». Компьютерные игры. Виды компьютерных игр. Порядок действий при создании игр. Примеры программ для создания компьютерных игр. Основные операции при конструировании игр: создание или выбор фона, карты или поля, выбор и размещение предметов и персонажей. Другие операции. В результате изучения данного модуля учащиеся должны уметь: выполнять основные операции при создании компьютерных игр с помощью одной из программ; сохранять созданные игры и вносить в них изменения. При выполнении проектных заданий школьники будут учиться придумывать компьютерную игру и создавать ее при помощи компьютера.
Модуль «Создание электронных публикаций». Электронные публикации. Виды электронных публикаций: презентации, электронные учебники и энциклопедии, справочные системы, страницы сети Интернет. Примеры программ для создания электронных публикаций. Гиперссылки в публикациях. Создание электронной публикации с гиперссылками. Звук, видео и анимация в электронных публикациях. Вставка звуков и музыки в электронные публикации. Вставка анимации и видео в электронные публикации. Порядок действий при создании электронной публикации. Подготовка презентаций. В результате изучения данного модуля учащиеся должны уметь: создавать эскизы электронных публикаций и по этим эскизам создавать публикации с использованием гиперссылок; включать в электронную публикацию звуковые, видео- и анимационные элементы. При выполнении проектных заданий школьники будут учиться создавать электронные публикации, предназначенные для какой-либо цели, и оформлять их, используя тексты, изображения, звуки, видео и анимацию.
Поурочное планирование
Модуль «Создание мультфильмов и живых картинок» (9 часов) на примере использования программы «Конструктор мультфильмов «Мульти-Пульти » ТемаПримечание 1Компьютерные мультфильмы. Примеры мультфильмов. Обсуждение заданий в ситуациях. Выбор проекта. Программа «Мульти-Пульти». Меню. Понятие фона, предмета, актера, звука, музыки, речи, титров. Загрузка и просмотр мультфильмов. 2Программа «Мульти-Пульти». Окна программы. Порядок действий при создании простого мультфильма. Ресурсы программы: коллекция фонов, предметов, актеров. Действия актера. Смена действия актера. 3Компьютерная анимация. Одновременные действия двух и более актеров. Сюжет. Создание мультфильма. Работа с титрами (операции с текстом). Сохранение мультфильма. Проблемы и их решение. 4Редактирование (создание) мультфильма-тренажера. Операции с актерами и предметами. Операции с фильмом. Удаление кадров. Операции со звуком. 5Редактирование мультфильма-тренажера. Операции с фоном. Операции с музыкой. Запись речи. Сохранение и просмотр фильма как видеофильма (в формате avi). 6Работа над собственным мультфильмом (начало). Сюжет. Сценарий. Фон. Предметы. Актеры. Работа над собственным проектом 7Работа над собственным мультфильмом (продолжение). Анимация актеров, предметов, фона. Редактирование мультфильма. 8Работа над собственным мультфильмом (окончание). Работа с музыкой, звуками, титрами. Озвучивание мультфильма. 9Фестиваль мультфильмов. Просмотр м/ф и выбор лауреатов.
Модуль «Создание проектов домов и дизайн помещений» (8 часов) на примере использования программы «Дизайнер интерьеров FloorPlan3D» ТемаПримечание 1Архитектура. Компьютерное проектирование. Обсуждение заданий в ситуациях. Выбор проекта. План и объемная модель. Программа «FloorPlan3D». Главное меню. Просмотр готовых проектов. 2Программа «FloorPlan3D». Из чего состоит дом и что в нем? Эскиз дома. Порядок действий при создании проекта дома. Окна программы. Меню окна. Создаем стены, окна, двери и крышу. Режим Модель. Сохранение проекта. 3Загрузка проекта. Работа с проектом. Добавление предметов интерьера. Коллекция ресурсов: стены, двери, крыши, окна. Бытовая техника. Мебель. Электрооборудование. Сохранение тренировочного проекта. 4Редактирование проекта. Удаление объектов. Операции с проектом. Объемное изображение (модель). Камера и работа с ней. Осмотр изнутри и снаружи. 5Создание собственного проекта (начало). Эскиз. План. Второй этаж и лестницы. Текстура материала. Сохранение файла. Работа над собственным проектом 6Создание собственного проекта (продолжение). Работа с конструкцией дома и интерьером. 7Создание собственного проекта (окончание). Работа с интерьером. Редактирование проекта. 8Представление созданных проектов. Обсуждение. Голосование и выбор лучших проектов по категориям.
Модуль «Создание компьютерных игр» (6 часов) на примере использования программы «Конструктор игр «Незнайка на луне» ТемаПримечание 1Компьютерные игры. Виды игр. Обсуждение заданий в ситуациях. Выбор проекта. Правила игры. Логические игры. Играем в логические игры 2Конструктор игр. Меню. Режимы работы программы: конструирование (создание) игры и прохождение игры. Окна программы. Пример готовой игры. Команды и клавиши управления в игре. Загрузка готовой игры. 3Ресурсы программы: коллекции уровней, препятствий, противников, ловушек и бонусов. Пример создания простой игры. Операции в режиме конструирования игры. Операции с предметами. Сохранение игры. 4Создание игр-тренажеров и трудных игр. Создание игры-тренажера. Редактирование игры. Прохождение чужой игры. 5Создание трудной игры или игры для соревнований по выбранной или самостоятельно придуманной ситуации. Редактирование и сохранение игры. Анализ игры. Установка громкости звука и музыки. Перенос файла игры на другой компьютер. Работа над собственным проектом 6Проведение соревнования игроков, используя созданные трудные игры и игры для соревнований.
Модуль «Создание электронных публикаций» (9 часов) на примере использования программ MS PowerPoint ТемаПримечание 1Понятие электронных публикаций. Примеры электронных публикаций. Программы для создания электронных публикаций. Обсуждение заданий в ситуациях. Выбор проекта. 2Программа MS Power Point. Понятие презентации. Понятие слайда. Окно программы. Меню. Создание слайда. Заголовок. Фон. Текст. Рисунок. Сохранение презентации. 3Последовательность действий при создании электронной презентации. Схема презентации. Гиперссылки. Создание учебной презентации с использованием готового материала. Смена слайдов. Сохранение учебной презентации. 4Анимация на слайде. Вставка музыки и звука в электронную публикацию. 5Вставка анимации и видео в электронную публикацию. Анализ материалов для творческой работы. 6Создание собственного проекта (начало). Создание слайдов. Ввод текста на слайде. Сохранение файла. Работа над собственным проектом 7Создание собственного проекта (продолжение). Вставка рисунков, видео, анимации. 8Создание собственного проекта (окончание). Смена слайдов. Редактирование презентации. 9Представление созданных проектов. Обсуждение содержания и дизайна.
Направл ения Воспитательные результаты Приобретение iшкольником социальных знаний (1 уровень) Формирование Ценностного отношения к Социальной реальности (2 уровень) Получение опыта самостоятельного общественного действия (3 уровень) Образов атель ное участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно- исследовательской работы; умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); создание собственных произведений, в том числе с использованием мультимедийных технологий; умение применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов; умение применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков; овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; выполнение инструкций, точное следование образцу и простейшим алгоритмам; знание требований к организации компьютерного рабочего места, соблюдение требований безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ. Планируемые результаты
Примерный перечень рекомендуемой литературы: Горячев А.В. Графический редактор «TuxPaint»: справочник-практикум / А. В. Горячев, Е.М. Островская. - М.; Баласс, Горячев А. В. Дизайнер интерьеров FloorPlan 3D: справочник-практикум / А. В. Горячев. - М.: Баласс, Горячев А.В. Конструктор игр: справочник-практикум / А.В. Горячев, Е.М. Островская. - М.: Баласс, Горячев А.В. Конструктор мультфильмов «Мульти-Пульти»: справочник-практикум / А. В. Горячев, Е.М. Островская. - М.: Баласс, Горячев А.В. Мой инструмент компьютер: для 3-4 классов/ А. В. Горячев. - М.: Баласс, Коцюбинский А.О. Компьютер для детей и взрослых / А.О. Коцюбинский, С. В. Грошев. - М.: НТ-Пресс, Фролов М.И. Учимся анимации на компьютере: самоучитель/ М. И. Фролов. - М.: Бином, Фролов М.И. Учимся работать на компьютере: самоучитель/ М.И. Фролов. - М.: Бином, Фролов М.И. Учимся рисовать на компьютере: самоучитель/ М. И. Фролов. - М.: Бином, CD-диск «Информатика и ИКТ. Конструктор игр. Графический редактор «TuxPaint». Конструктор мультфильмов «Мульти-Пульти»». – ООО «МедиаХауз», 2007.