Актуализация деятельности ученического самоуправления 2010 г.
«Только там, где есть общественная жизнь, есть потребность и возможность самоуправления. Где её нет, всякое самоуправление выродится в фикцию или игру.» С.И.Гессен.
Государственно-общественный характер самоуправления образовательного учреждения Школа Ученический коллектив Родительская общественность Педагогический коллектив Российское государство Российское общество
" Дети должны участвовать в жизни школы. Для этого они должны пользоваться правом самоуправления и проявлять постоянную активную взаимопомощь. Готовясь стать гражданами государства, они должны почувствовать себя гражданами своей школы".
Правовые основы организации школьного ученического самоуправления
Нормативные документы, регулирующие вопросы школьного самоуправления: 1. Всеобщая декларация прав человека; 2. Конвенция о правах ребенка; 3. Конституция Российской Федерации; 4. Закон РФ "Об образовании"; 5. Типовое положение об общеобразовательном учреждении 6.Положение о школьном самоуправлении.
Структура школьного самоуправления
Наиболее распространённой формой общешкольного самоуправления является Совет школы Совет школы Родительский комитет Педагогический совет Ученический совет
Ученическое самоуправление- режим протекания совместной и самостоятельной жизни, в которой каждый ученик может определить своё место и реализовать свои способности и возможности.
Смысл ученического самоуправления заключается в обучении детей основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе.
Принципы построения ученического самоуправления принцип демократичности принцип педагогического содействия принцип конкретной предметной деятельности принцип единого планирования принцип развития инициативы и самодеятельности учащихся принцип преемственности и сменяемости актива принцип единства прав и обязанностей учащихся
Цели и задачи: развивать организаторские способности учащихся, учить управлять и подчиняться; воспитывать такие качества, как самостоятельность, ответственность, предприимчивость; учить отстаивать свои права, права коллектива; формировать умение делать осознанный и ответственный выбор.
Структура ученического самоуправления собрание(конференция) учащихся ученический совет школы классное ученическое самоуправление совет класса классное ученическое собрание
Высший орган самоуправления класса- классное ученическое собрание обсуждает любые вопросы жизни класса, принимает по ним решения; совместно с классным руководителем рассматривает и утверждает план внеурочной работы; высказывает предложения по улучшению УВП; избирает совет класса, заслушивает и оценивает его работу; проводится не реже, чем 1 раз в четверть.
Совет класса организует выполнение решений классного собрания и органов ученического самоуправления школы; организует самообслуживание учащихся; обеспечивает дисциплину и порядок в классе; организует помощь в учёбе; готовит и проводит классные собрания и другие классные мероприятия.
Типичные ошибки организации школьного ученического самоуправления
"Смешение организационных форм детской активности: детской общественной организации и школьного ученического самоуправления". Рекомендации: - Изучить требования Законов РФ и других нормативных актов; Причины: – Слабое знание Законов и нормативных актов; Школьное ученическое самоуправление Самоуправление детской общественной организации
ШС ДО ш ш
"Восприятие ученического самоуправления как игры, например, в "День самоуправления". Рекомендации: - Использовать игровую модель "День самоуправления" как первый этап, например, для подготовки школьного ученического актива и отработки основных элементов реального самоуправления. Причины: – Распространенный взгляд на игру как на несерьезное дело; - Отсутствие готовности рассматривать ученическое самоуправление как серьезное и важное дело. Постоянно действующая модель ученического самоуправления Разовая игровая модель "День самоуправления"
"Абсолютизация принципа "Сначала делается то, что хотят дети ". "Абсолютизация принципа "Сначала делается то, что хотят дети ". Рекомендации: - Включить в нормативные документы положения об ответственности органов самоуправления за состояние сферы их компетенции. Причины: – Стремление "заигрывать" с учениками, завоевать их доверие, для того, чтобы включить их в работу ученического самоуправления.
"Смещение акцента работы ученического самоуправления только на досуговую деятельность". Причины: – Восприятие ученического самоуправления как команды КВН или группы массовиков- затейников. Рекомендации: - Наделение органов ученического самоуправления более серьезными и четкими полномочиями, включая отдельные вопросы организации процесса обучения.
КТД Выбор дела Ознакомить всех (весь класс) Разделиться по группам (каждой группе – задание) Коллективное обсуждение дела Выявление лидеров
Таким образом, успешно функционирующая система ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении служит развитию личности школьников, так как в процессе самоуправленческой деятельности у подростков развиваются способности, коммуникативная культура, лидерские качества, вырабатываются социально значимые качества, они осваивают социальные роли, приобретают определённые знания и навыки, учатся планировать, осуществлять и анализировать собственную деятельность.
Формирование классных коллективов
Вопросы группам: проблема организации деятельности органов ученического самоуправления и развития лидерских качеств у актива является актуальной? данная проблема требует своего решения в нашей школе?