МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М. А. ШОЛОХОВА Факультет психологии и управления человеческими ресурсами Кафедра психологии управления Котов Святослав Васильевич Мотивы будущей профессиональной карьеры студентов МГГУ имени М. А. Шолохова Выпускная квалификационная работа Научный руководитель: кандидат психологических наук, доцент Е. Б. Пучкова Москва2012
Объект исследования: Мотивационно - потребностная сфера личности студентов. Предмет исследования: Мотивы профессиональной карьеры студентов 1 курса факультетов: психологии, журналистики, института политики, права и социального развития (направления подготовки: Юриспруденция, Политология, ОРМ, ГМУ) МГГУ имени М. А. Шолохова. Цель исследования: Изучение мотивов профессиональной карьеры студентов. Гипотезы: 1) У испытуемых шести факультетов МГГУ им. М. А. Шолохова ориентация «менеджмент» коррелирует с профессиональным типом личности «предприимчивый». 2) Профессиональный тип личности «предприимчивый» доминирует у студентов 1 курса факультета ОРМ.
Выводы по главе 1 В работе «Психология мотивации студентов» А. А. Вербицкий выделяет базовые формы деятельности, с помощью которых происходит трансформация познавательных мотивов в профессиональные. Ю. М. Орлов установил, что развитие и изменение познавательных, профессиональных и социальных мотивов в личности индивида приводит к формированию ценностных ориентаций личности. В активной деятельности человека ценностные ориентации должны стать устойчивыми мотивами профессиональной деятельности. Они являются одним из ключевых элементов формирования мотивов профессиональной карьеры. В зависимости от преобладающих ценностных ориентаций и сформировавшихся мотивов профессиональной карьеры у индивида формируется профессиональный тип личности.
Методики исследования «Методика диагностики социально- психологических установок личности в мотивационно - потребностной сфере» О. Ф. Потёмкиной. «Методика диагностики социально- психологических установок личности в мотивационно - потребностной сфере» О. Ф. Потёмкиной. «Якоря карьеры», методика диагностики ценностных ориентаций в карьере (Э.Шейн, перевод и адаптация В.А.Чикер, В.Э.Винокурова). «Якоря карьеры», методика диагностики ценностных ориентаций в карьере (Э.Шейн, перевод и адаптация В.А.Чикер, В.Э.Винокурова). Тест Дж. Голланда (Дж. Холланда) для определения профессионального типа личности. Тест Дж. Голланда (Дж. Холланда) для определения профессионального типа личности. Тест Либина В. В. «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур». Тест определяет классификацию типов личности (руководитель, исполнитель, подчинённый). Тест Либина В. В. «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур». Тест определяет классификацию типов личности (руководитель, исполнитель, подчинённый).
Выборка испытуемых В исследовании принимали участие 120 испытуемых - студентов 1 курса факультетов: - психологии, - психологии, - журналистики, - журналистики, - института политики, права и социального развития (направления подготовки: Юриспруденция, Политология, ОРМ, ГМУ). - института политики, права и социального развития (направления подготовки: Юриспруденция, Политология, ОРМ, ГМУ). Возраст испытуемых: от 18 до 20 лет. Количество испытуемых составляло 20 человек в каждом факультете.
Экспериментальная часть Исследование проводилось на факультетах МГГУ им. М. А. Шолохова в течение месяца. Испытуемым раздавался стимульный материал к тестам с бланками ответов (см. приложение в дипломе). Группе зачитывалась инструкция и доводилась до полного понимания испытуемых. После тестирования собирались бланки ответов, проверялось наличие ответов на все утверждения теста. Время тестирования в среднем занимало от 1,5 до 2 часов.
Обработка результатов Обработка результатов производилась с помощью методов математической статистики: Линейный коэффициент корреляции Пирсона. Линейный коэффициент корреляции Пирсона. U – критерий Манна Уитни. U – критерий Манна Уитни.
Корреляция по каждому факультету 1. Журналистики ф-т: К/о «предпринимательство» п.т. «интеллектуальный» К/о «предпринимательство» п.т. «интеллектуальный» (r = 0, 712). P < 0, Юридический ф-т: Ц/о «труд» п.т. «конвенциальный» (r = 0, 546). 0, 05 < P < 0, 01 (r = 0, 546). 0, 05 < P < 0, Психологии ф-т: К/о «вызов» Ц/о «труд» (r = 0, 703). P < 0,01 (r = 0, 703). P < 0,01
4. Политологии ф-т: Ц/о «власть» п.т.«предприимчивый» (r = 0, 723). P < 0, 01. (r = 0, 723). P < 0, ОРМ ф-т: К/о «менеджмент» п.т. «предприимчивый». (r = 0, 717). P < 0, 01. (r = 0, 717). P < 0, ГМУ ф-т: К/о «менеджмент» Ц/о «власть» (r = 0, 684). P < 0, 01 (r = 0, 684). P < 0, 01
Средние значения показателей проф. типа «предприимчивый» по факультетам
Выводы по главе 2 1) У испытуемых шести направлений подготовки обнаружена статистически достоверная взаимосвязь между карьерной ориентацией «менеджмент» и показателями ценностной ориентацией на «власть» (r = 0,538) и типом «предприимчивый». (r = 0, 575). 0, 05 < P < 0, 01. 2) Показатель уровня профессионального типа личности «предприимчивый» у испытуемых направления подготовки «ОРМ» выше, чем у испытуемых направления подготовки «политология».