Тиссен Е.Г., зав. лабораторией ДОТ, Центр информационных технологий, г.Тольятти 17 марта 2009 года.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Дистанционные образовательные технологии. Цели и задачи использования ДОТ Удовлетворение потребностей общества и государства в квалифицированных специалистах.
Advertisements

Понимание, направления использования в системе высшего профессионального образования.
Информационные технологии электронного обучения Обучение в Институте Электронных Форм Обучения (ИЭФО) строится на оптимальном сочетании традиционных и.
Проект «Конструирование технологической карты урока биологии в 7 класса по теме «Класс млекопитающие. Общая характеристика и особенности внешнего строения.
Образовательные средства ИКТ включают в себя разнообразные программно-технические средства, предназначенные для решения определенных педагогических задач,
Выполнила: Шельпук Н. А.. Дистанционное обучение ( ДО ) является формой получения образования, наряду с очной и заочной, при которой в образовательном.
Самостоятельная деятельность обучающихся - форма организации учебной, познавательной деятельности без непосредственного участия преподавателя, но по его.
Методическая система учителя биологии высшей квалификационной категории Полетаевой Елены Александровны 2010г МКОУ ОСОШ 2 МКОУ ОСОШ 2.
Поэтому в 5 классе мы должны научить: уметь работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную.
Подходы к реализации междисциплинарных программ: условия достижения личностных и метапредметных результатов Индивидуальный образовательный проект как результат.
1. Сущность понятия «самостоятельная работа» и её значение в процессе обучения студентов. 2. Виды самостоятельной работы студентов. Содержание:
Учебная деятельность как универсальный метод обучения Цель. Передача опыта работы по проблеме «Учебная деятельность как универсальный метод обучения» Задачи.1)Познакомить.
Методика проведения семинарских занятий. Самостоятельная работа слушателей.
«Взаимное обучение, сотворчество и соучастие как формы совершенствования творческих, исследовательских способностей учащихся» МОУ «Харанжинская СОШ»
Сетевой курс "Теория и практика ДО" М.А. Татаринова, к.п.н., зав. лабораторией ДО ИСМО РАО,
Познавательные универсальные учебные действия. Старшая школа.
Презентация «Метод проектов». Проекты в бизнес-обучении Определение проекта в бизнес-обучении: Задание, не имеющее однозначного решения, которое предстоит.
Технология достижения планируемых результатов Презентация Оксимец О.А. МОУ «СОШ 10» г. Нефтеюганска на основе материалов ФГОС.
Аспекты организации проектной деятельности. Требования ФГОС 2-го поколения к результатам освоения учащимися программы основного общего образования: освоение.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Национальный государственный Университет физической.
Транксрипт:

Тиссен Е.Г., зав. лабораторией ДОТ, Центр информационных технологий, г.Тольятти 17 марта 2009 года

Педагогические технологии дистанционного обучения. Классификация педагогических технологий; Технологии обучения; Технологии организации самостоятельной работы; Технологии контроля знаний. Особенности деятельности учителя-тьютора по использованию образовательных средств ИКТ в профильном обучении Организационно-кадровое сопровождение дистанционного обучения; Основные направления деятельности учителя, использующего ДОТ в образовательном процессе профильного обучения; Кто такой тьютор? Умения и навыки тьютора. Педагогические задачи, решаемые тьютором; Психологические особенности дистанционного обучения.

Качество обучения школьников на профильном уровне с использованием Интернет во многом зависит от содержания учебно-методического материала, выбора форм и методов обучения. Технологии дистанционного обучения интегрируют в себе все качества современной педагогики, главная цель которой - сохранение и развитие творческого потенциала человека. Внедрение технологий дистанционного обучения в педагогическую практику требует определенного уровня профессионально-педагогической культуры преподавателей, уровня междисциплинарных знаний и инновационной активности в совершенствовании профессиональной деятельности. Использование преподавателями Интернет-курса - курса современных педагогических технологий позволяет сделать процесс обучения более интересным и качественным.

Содержание учебного материала должно соответствовать: концепции общего среднего образования; государственным стандартам; программам для профильного обучения. Компоненты курса: общие сведения о курсе; документация курса; информационно-справочные материалы; личные веб-странички школьников; технологии, позволяющие осуществлять взаимодействие всех участников учебного процесса. Учебный курс с использованием Интернет для профильной школы имеет особую структуру и предусматривает особую организацию учебного процесса. Это может быть как чисто сетевой курс, так и интегрированный (очно-дистанционный).

Дистанционный курс Дополнительная литература Задания для индивидуальной и групповой работы Эл.почта Чат Форумы Телеконференции Виртуальная медиатека Консультации блоги

Педагогические технологии - совокупность и последовательность дидактических методов и приемов, позволяющих достичь качественного образования. Педагогические технологии дистанционного обучения - это педагогические технологии опосредованного и непосредственного общения с использованием электронных телекоммуникаций и дидактических средств. При этом под дидактическими средствами дистанционного обучения понимаются материалы, методы и приемы обучения, формы организации учебно-познавательной деятельности, учитывающие ограниченность непосредственного общения с преподавателем.

В современной педагогике классифицируют технологии обучения по: направленности действий учеников, студентов, учителей, преподавателей, работников отрасли, государственных деятелей; целям обучения; предметной среде, для которой разрабатывается эта технология (для гуманитарных дисциплин, естественно-научных, технических, общепрофессиональных); применяемым техническим средствам (аудиовизуальная, видеотехническая, компьютерная, видеокомпьютерная и др.); организации учебного и научного процесса (индивидуальные, коллективные, смешанные); методической задаче (предмет, средства, методы).

Учебный процесс при дистанционном обучении включает в себя все основные формы традиционной организации учебного процесса: лекции, семинарские и практические занятия, лабораторный практикум, систему контроля, исследовательскую и самостоятельную работу учащихся Учебный процесс при дистанционном обучении включает в себя все основные формы традиционной организации учебного процесса: лекции, семинарские и практические занятия, лабораторный практикум, систему контроля, исследовательскую и самостоятельную работу учащихся Педагогические технологии дистанционного обучения технологии обучения технологии организации самостоятельной работы учащихся технологии контроля знаний Современными педагогическими технологиями принято считать: обучение в сотрудничестве, дискуссии, ролевые и деловые игры, ситуационный анализ, метод проектов, «портфель ученика».

В качестве основных технологий, используемых для организации изучения теоретического материала при дистанционном обучении, помимо традиционных лекций можно выделить следующие : Видеолекции ; Интерактивные мультимедиа-лекции. О сновной задачей преподавателя становится поддержка процесса самостоятельного усвоения первичных знаний обучающихся, для чего могут быть задействованы все известные формы учебной деятельности: обязательные тематические консультации, самоконтроль, работа с мультимедиакурсами и др.

Практические занятия предназначены для углубленного изучения дисциплины. На этих занятиях идет осмысление теоретического материала, формируется умение убедительно формулировать собственную точку зрения, приобретаются навыки профессиональной деятельности. В ряду адаптированных к дистанционному обучению форм организации практических занятий выделим следующие: Практические занятия по решению задач; Лабораторные работы. О сновной задачей преподавателя становится поддержка процесса самостоятельного закрепления первичных знаний обучающихся, для чего могут быть задействованы все известные формы учебной деятельности: обязательные тематические консультации, самоконтроль, работа с тренажерами, интерактивными и имитационными моделями и др.

Главной целью семинаров является обсуждение наиболее сложных теоретических вопросов дисциплины, их методологическая и методическая проработка. Большая часть семинаров может быть проведена с использованием on-line технологий: чат-семинар, аудиоконференция, видеоконференция. Сетевое общение при этом организуется преподавателями базового образовательного учреждения в режиме on-line или учителями-консультантами (тьюторами) школы. Для проведения специализированных сетевых семинаров эффективно привлечение ведущих ученых в соответствующих предметных областях.

Проведение консультаций занимает важное место в системе поддержки самостоятельной работы обучающихся, т.к. использование информационных технологий расширяет возможности для проведения консультаций. Оперативная обратная связь может быть заложена как в тексте учебного материала, так и в возможности оперативного обращения к преподавателю или консультанту в процессе изучения курса. При дистанционном обучении могут быть организованы: "очные" консультации, проводимые преподавателем в учебном центре (школе); они составляют % времени, отводимого учебным планом на консультации; off-line консультации, которые проводятся преподавателем курса с помощью электронной почты или в режиме телеконференции и составляют около половины времени, отводимого учебным планом на консультации; on-line консультации, проводимые преподавателем курса, например, с помощью чата или видеоконференции; они составляют более одной трети всего консультационного времени по учебному плану.

Информационные технологии позволяют использовать как основу для самостоятельной работы электронные издания, ресурсы сети Интернет - электронные базы данных, каталоги и фонды библиотек, архивов и т.д. Расширение сферы самостоятельной работы обучающихся при дистанционном обучении приводит к увеличению ее доли в организации учебного процесса. Фактически речь идет о самостоятельной работе обучающихся с теоретическим материалом, о текущем и промежуточном самоконтроле, о выполнении исследовательской работы, о подготовке к семинарским или практическим работам, о работе с компьютерными тренажерами и имитационными моделями и т.д. При полном методическом обеспечении учебной дисциплины доля самостоятельной работы обучающихся может составлять около двух третей годовой учебной нагрузки обучающегося. Организация индивидуальной или групповой самостоятельной деятельности учащихся в системе ДО предполагает, применение метода проектов, обучения в сотрудничестве, исследовательских и проблемных методов.

Самостоятельная работа включает воспроизводящие и творческие процессы в деятельности учащихся репродуктивный (тренировочный) реконструктивный творческий (поисковый) решении задач, заполнении компьютерных таблиц, схем, проведении самостоятельных практикумов с помощью компьютерных тренажеров и т.д. компьютерное моделирование, работы с имитационными моделями подготовка исследовательских работ или проектов научно- исследовательская работа учащихся (олимпиады, телевикторины ) Могут быть реализованы на основе on-line технологий: чат, аудиоконференция, видеоконференция

Главная особенность при организации контроля в системе ДО: расширение возможностей и роли самоконтроля, использование компьютерных тестирующих систем для реализации различных форм тестов, использование сетевого тестирования Педагогический контроль текущий По формам систему контроля образуют экзамены, зачеты, устный опрос (собеседование), письменные контрольные, рефераты, коллоквиумы, семинары, курсовые, лабораторные контрольные работы, проектные работы, дневниковые записи и др. В системе ДО используются практически все возможные формы контроля, дополненные специально разработанными компьютерными программами, позволяющими снять часть нагрузки с преподавателя и усилить эффективность контроля. тематическийрубежныйитоговыйзаключительный

При этом сетевой контроль кроме разработки тестов требует разработку сценария диалога с учащимся и алгоритма классификации обучаемых в зависимости от их уровня подготовки, что позволяет дифференцировать обучение не только по содержанию, но и объему. Педагогический контроль текущий По формам систему контроля образуют экзамены, зачеты, устный опрос (собеседование), письменные контрольные, рефераты, коллоквиумы, семинары, курсовые, лабораторные контрольные работы, проектные работы, дневниковые записи и др. В системе ДО используются практически все возможные формы контроля, дополненные специально разработанными компьютерными программами, позволяющими снять часть нагрузки с преподавателя и усилить эффективность контроля. тематическийрубежныйитоговыйзаключительный

Учебный процесс при дистанционном обучении включает в себя все основные формы традиционной организации учебного процесса: лекции, семинарские и практические занятия, лабораторный практикум, систему контроля, исследовательскую и самостоятельную работу учащихся Педагогические технологии дистанционного обучения технологии обучения технологии организации самостоятельной работы учащихся технологии контроля знаний

Сетевой преподаватель формирует малые группы (3-4 человека) с учётом способностей учащихся, их пожеланий и психологической совместимости. Желательно формировать группы так, чтобы в одной группе были учащихся с разными способностями с целью взаимопомощи в процессе обучения. Обучение в малых группах сотрудничества - это совместная деятельность учащихся на разных уровнях познавательной деятельности для достижения общей цели.

Для организации и проведения дискуссии в дистанционном обучении используются чаты, форумы для малых групп сотрудничества, общие форумы, видеоконференции. Роль сетевого преподавателя заключается в том, чтобы участвовать в дискуссии и направлять ее ход. предполагает свободное высказывание собственной аргументированной позиции; имеет проблемную направленность, что требует решения различных вопросов; считается эффективным способом убеждения, так как её участники сами приходят к тому или иному выводу. предполагает свободное высказывание собственной аргументированной позиции; имеет проблемную направленность, что требует решения различных вопросов; считается эффективным способом убеждения, так как её участники сами приходят к тому или иному выводу.

Проблемная ситуация представлена в виде текста, действующие лица взяты из реальных, жизненных ситуаций с конкретными именами и судьбами. В дистанционном курсе сама ситуация размещается на отдельной веб-странице, дополнительно организуется чат для обозначения проблемы, а при возникновении возможности проводится видеоконференция с обратной связью (телемост). Один из проблемных методов обучения. В его основе лежит организация деловой или ролевой игры, дискуссии. Основная цель ситуационного анализа – научить школьников применять теоретические знания на практике. Один из проблемных методов обучения. В его основе лежит организация деловой или ролевой игры, дискуссии. Основная цель ситуационного анализа – научить школьников применять теоретические знания на практике.

Для проведения игр в Интернет-обучении используются чаты, форумы, видеоконференции Обучающие игры проблемной направленности позволяют через драматизацию, сюжет проиграть возможные способы решения проблем. Ролевая игра построена на ролях. Она может моделировать как реальные, так и вымышленные ситуации. Обучающие игры проблемной направленности позволяют через драматизацию, сюжет проиграть возможные способы решения проблем. Ролевая игра построена на ролях. Она может моделировать как реальные, так и вымышленные ситуации.

В Интернет-обучения возможно проведение телекоммуникационных проектов, представляющих собой совместную учебнопознавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность участников проекта, разделённых между собой расстоянием, организованную на основе компьютерной телекоммуникации. Телекоммуникационные проекты могут быть межшкольными, межрегиональными, международными. Способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым, практическим результатом, оформленным в виде конкретного продукта деятельности.

При организации проекта в дистанционном обучении важно предусмотреть последовательность действий: Выбор темы проекта, его типа, количества участников. Определение проблемы. Выдвижение гипотез для дальнейшего исследования и распределение их по группам. Распределение задач, ответственных внутри малых групп сотрудничества. Самостоятельная работа участников проекта. Проведение промежуточных обсуждений полученных данных, обмен мнениями, информацией. Консультации с координатором проекта. Защита разрабатываемых отдельными группами гипотез в виде презентаций, дискуссий, докладов и т.д. на форуме или видеоконференции. Анализ проделанной работы, выводы.

Взаимодействие участников проекта осуществляется посредством электронной почты, чата или специальных форумов для малых групп и общего для всех участников. По мере накопления данных координатор проекта организует общее обсуждение проблемы, для этих целей открывается телеконференция, проводится дискуссия или круглый стол off-line. Участники совместной проектной деятельности должны владеть многими умениями: вести дискуссию, осуществлять поиск необходимой информации, обобщать, анализировать её, делать выводы, проводить наблюдения, выполнять практические работы, эксперименты

При организации работы в дистанционной форме для каждого ученика предусматривается собственная веб- страничка, которая и будет его «портфелем». Ученик отбирает в своё «досье» самостоятельно выполненные им на занятии работы. Сетевой преподаватель и педагог-куратор имеют возможность предоставлять разным ученикам разные задания (в зависимости от результатов предыдущего обучения, скорости выполнения заданий школьниками, личных пожеланий и интересов учащихся и др.) «Портфель ученика» - это педагогическая технология, направленная на формирование способности к самооценке, оценке действий других, к рефлексии.

Подходы к созданию портфеля могут быть разными, главное, что учащиеся учатся анализировать собственную работу, собственные успехи, объективно оценивать свои возможности и видеть способы преодоления трудностей. Пополнение «портфеля ученика» происходит по мере выполнения им заданий, творческих работ или проектов, написания рефератов, появления текущих проверенных контрольных работ. В конце курса ученик представляет на суд учителя или независимых экспертов свой «портфель» с целью итогового контроля знаний, умений, навыков, сформированных в результате работы на основе рефлексии. «Портфель ученика» - это педагогическая технология, направленная на формирование способности к самооценке, оценке действий других, к рефлексии.

Задания для формирования и контроля знаний, умений и навыков школьников должны быть разнообразны. Желательно, чтобы уровень заданий варьировался. В этом случае сетевой преподаватель и педагог-куратор имеют возможность предоставлять разным ученикам разные задания (в зависимости от результатов предыдущего обучения, скорости выполнения заданий школьниками, личных пожеланий и интересов учащихся и других факторов): задания на самостоятельную деятельность; письменные творческие задания (исследовательские отчёты, эссе, рефераты, доклады); поиск дополнительной информации; задания в рамках проектной деятельности; лабораторные и практические работы; различные виды тестирования (тест на соответствие, тест типа «множественный выбор» и др ), задания в формате ЕГЭ презентации и др. В Интернет-курсах изучения иностранных языков имеются задания на аудирование, отработку лексики, грамматики. Для этих целей широко используются аудиофайлы, видеофрагменты, интерактивные карты, форумы, чаты и, по возможности, системы голосовой и видео связи.

Очная форма курса предусматривает: Дистанционная форма курса предусматривает: ознакомление учащихся с новым материалом по наиболее трудным проблемам, требующим непосредственного участия педагога; различного рода дискуссии, работа в группах, т.е. все виды деятельности, которые требуют непосредственного контакта на разных уровнях (с учителем, между учащимися); контрольные, проверочные работы (лишь некоторые виды промежуточного тестирования уровня сформированности того или иного навыка целесообразно проводить в дистанционной форме); защиты проектов (при очном проведении, они сопровождаются представлением необходимых материалов на сайте). самостоятельную поисковую, исследовательскую деятельность с использованием ресурсов Интернет; выполнение дополнительных заданий, способствующих усвоению материала учебника, тестов, лабораторных и практических работ; совместное выполнение заданий творческого характера; работу со справочными и информационными материалами; блок творческих заданий для одаренных талантливых детей; ссылки на дополнительный материал на сайтах в Интернете; консультации преподавателя; промежуточное тестирование.

Координаторы (методисты) осуществляют общее руководство учебным процессом, координируют учебные планы, графики проведения занятий, решают текущие организационные вопросы. Тьюторы оказывают непосредственную помощь обучающимся в организации учебной деятельности, дают консультации по предметам, специалистами в области которых они являются; проводят практические, лабораторные и т.п. занятия, которые не могут проведены дистанционно и требуют непосредственного общения преподавателя с обучающимися. Администраторы баз данных осуществляют контроль за наполнением и функционированием баз данных, следят за поддержанием технической базы в рабочем состоянии. Преподаватели являются основными действующими лицами учебного процесса; они готовят учебно-методическое обеспечение, разрабатывают учебно-производственные планы, составляют понедельный план занятий, проводят консультации, чат-семинары, видеоконференции, осуществляют контроль за деятельностью обучающихся.

"Тьютор" в переводе с английского означает «наставник», человек, который помогает найти свой путь. Предназначение тьютора - актуализация и развитие (достраивание) поддерживающей образовательной (учебно-социально-профессиональной) среды, позволяющей обучающимся в удобном для них режиме достигнуть целей развития собственной компетентности благодаря синтезу педагогических, информационных и организационных технологий, обеспечивая при этом единые для всей сети стандарты качества.

Помочь разработать индивидуальный образовательный маршрут - путь образования Развить учебную рефлексию, способность осознавать личные смыслы своей познавательной деятельности Развить познавательные интересы и повысить познавательную активность ребенка Поддержать стремление учащегося к самостоятельности и ответственности за свое образование, помочь найти смысл своего образования, достичь интеллектуальной взрослости Помочь удовлетворить конкретный образовательный интерес и сформировать у учащегося способ решения образовательных задач Расширить содержание образования ученика за рамки школьных программ Повысить мотивацию учебной деятельности Подготовить ученика к самостоятельной познавательной деятельности Помочь освоить новые виды познавательной деятельности: проектирование и исследование

Особенности деятельности учителя-тьютора 8 Отслеживание и фиксация динамики достижений как группы в целом, так и каждого ученика в отдельности Продумывание способов мотивации обучающихся 4 Построение образовательной траектории 5 Оказание групповой и индивидуальной консультационной помощи учащимся 6 7 Разработка контрольных заданий, критериев оценивания, способов анализа ошибок Психолого- педагогическая диагностика личности школьника Формирование профильных групп Формирование учебно - методического содержания 1 2 3

Общие знания и умения в области новых информационных и коммуникационных технологий в обучении; Специальные знания и умения преподавателя в области Интернет -технологий; Общие знания и умения преподавателя в области психологии и педагогики; Общие знания и умения преподавателя в области новых педагогических технологий

Внедрение технологий дистанционного обучения в педагогическую практику требует определенного уровня профессионально- педагогической культуры преподавателей, уровня междисциплинарных знаний и инновационной активности в совершенствовании профессиональной деятельности. Технологии дистанционного обучения интегрируют в себе все качества современной педагогики, главная цель которой - сохранение и развитие творческого потенциала человека.

1 Подбор и разработка диагностических методик, позволяющих выявить: 1.Доминирующие каналы восприятия 2.Предпочтительные способы передачи информации a.графический b.текстовый c.вербальный d.образный 3.Темпы работы с информацией 4.Уровень личной мотивации 5.Личностные ориентации 6.Зону ближайшего развития 7.Коммуникативную включенность 8.Уровень готовности к обучению 9.Сформированность общеучебных умений и навыков

2 1.Выделение в одном классе групп учащихся, интересующихся гуманитарными, естественнонаучными, физико-математическими или технологическими предметами 2.Создание разновозрастных профильных групп на базе классов 3.Составление прогноза совместимости и результативности работы группы

3 1.Обзор и анализ учебного материала, представленного на электронных носителях 2.Отбор и структурирование этого материала в содержательные блоки и модули с учетом индивидуальных особенностей учащихся

4 1.Создание условий для максимального учета индивидуальных образовательных возможностей и потребностей старшеклассников 2.Предоставление возможностей широкого выбора содержания, форм, темпов и уровня их общеобразовательной подготовки 3.Удовлетворение образовательных потребностей старшеклассников в углубленном изучении определенных областей знаний 4.Раскрытие творческого потенциала учащихся (участие в дистанционных образовательных проектах, конкурсах, олимпиадах и т.д.) 5.Расширение круга общения старшеклассников через сеть Интернет 6.Освоение современных информационных технологий 7.Планирование целей и задач обучения самим обучаемым (чтобы учащийся смог обосновать и поставить цель, составить план ее достижения, организовать и направить свою деятельность, его необходимо подготовить, развить на предшествующих этапах воспитания) 8.Способствовать формированию у учащихся рефлексии свой деятельности

Разработка дифференцированных и индивидуализированных инструкций и заданий для учащихся по работе с электронными и информационными ресурсами. 5

6 1.Групповые консультации: a.обсуждение наиболее сложных тем курса b.рассмотрение типовых затруднений и ошибок c.выполнение рубежных тестов 2.Индивидуальные консультации: a.оказание помощи учащимся в овладении навыками работы на компьютере b.отслеживание специфических трудностей, связанных с отношением к компьютерной форме общения, особенностями подачи информации c.уточнение степени выполнения заданий d.диагностирование причин возникающих затруднений e.дача рекомендаций, помогающих определить пути решения проблемы (помощь может осуществляться как через непосредственное общение, так и заочно с помощью ИКТ: через , форум, чат, компьютерные конференции, ICQ)

7 Разработка контрольных заданий, критериев оценивания, способов анализа ошибок.

8 1.Осуществление различных видов контроля (входного, промежуточного, рубежного, итогового) 2.Организация промежуточного тестирования (фронтального, диффенцированного, компьютерного, письменного)