1 Кыргызский государственный технический университет им. И.Раззакова (КГТУ им. И. Раззакова) Торобеков Б.Т. О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
2 В Кыргызской Республике в соответствии с Законом «Об образовании» установлены государственные стандарты на все уровни профессионального образования, которые определяют: обязательный минимум содержания основных образовательных программ; максимальный объем учебной нагрузки обучающихся; требования к уровню подготовки выпускника; формы документов, удостоверяющих освоение обучающимися определенных образовательных программ.
3 Выполнение государственных образовательных стандартов (ГОС) для основных образовательных программ является обязательным для всех видов образовательных учреждений вне зависимости от форм получения образования. В настоящее время в системе высшего профессионального образования (ВПО) Кыргызской Республики действуют 70 стандартов подготовки бакалавров и магистров, около 200 стандартов подготовки специалистов.
4 Структура ВПО представляет собой следующие уровни: базовое высшее профессиональное образование с выдачей диплома и присвоением академической степени «бакалавр»; полное высшее профессиональное образование с выдачей диплома и присвоением академической степени «магистр»; полное высшее профессиональное образование с выдачей диплома и присвоением квалификационной степени (квалификации) «специалист».
5 Органом, осуществляющим руководство разработкой образовательных стандартов и их утверждение, является Министерство образования и науки Кыргызской Республики. Для разработки стандартов при Министерстве образования созданы учебно-методические объединения (УМО) на базе ведущих вузов, которые включают в свой состав представителей других вузов, предприятий и рынка труда. Экспертиза проектов стандартов осуществляется межведомственным экспертным советом при Министерстве образования и науки, в который входят представители министерств и ведомств соответствующих отраслей экономики.
6 Порядок разработки и утверждения государственных образовательных стандартов определяется Положением о государственных образовательных стандартах профессионального образования Кыргызской Республики (утвержденным постановлением Правительства Кыргызской Республики от г., 53)
7 В рамках единого образовательного пространства, в которое входит Кыргызская Республика на основании Соглашения, подписанного главами правительств стран СНГ, идет постоянная тенденция демократизации системы образования и предоставления академических свобод вузам и творческих свобод преподавателям. За последние лет в системе высшего профессионального образования Кыргызстана произошли значительные изменения стандартов. Их можно разделить на два уровня: 1 уровень - изменение содержания; 2 уровень - изменение формы и структуры.
8 Изменения 1-го уровня связаны с переходом с 1993 года на многоуровневую систему подготовки специалистов. Это в свою очередь повлекло изменение содержания учебных планов и программ дисциплин: произошло обновление содержания общефундаментальных дисциплин; изменился перечень обязательных предметов; впервые в стандартах были введены академические свободы для преподавателей и студентов, позволяющие стимулировать творческий подход к деятельности.
9 ГОС высшего профессионального образования первого поколения были разработаны и введены в 1993–94 годах. При этом в ГОС предусматривались обязательный общегосударственный и вузовский компоненты: обязательный общегосударственный компонент содержания профессиональных образовательных программ среднего и высшего профессионального образования составлял соответственно не более 80 и не менее 60 процентов от общей трудоемкости их освоения; вузовские компоненты ГОС отражали особенности подготовки специалистов в учебных заведениях и обеспечивали возможность формирования профессиональных образовательных программ с учетом интересов обучающихся и заказчиков, спроса на специалистов на рынке труда.
10 В Кыргызской Республике действуют Временные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования второго поколения. Эти стандарты утверждены и введены в учебный процесс с 2003 года. Совершенствование стандартов происходит с 2001 года на основе макетов, рекомендованных Министерством образования и науки. К обновлению стандартов привела необходимость укрупнения направлений профессиональной подготовки специалистов. В связи с этим в 2001 г. обновление стандартов было направлено на: усиление фундаментальности профессиональной подготовки специалистов; предоставление им базовых профессиональных знаний, на основе которых выпускник мог бы обновлять свои знания на курсах дополнительного профессионального образования в течение всей жизни.
11 В каждом государственном образовательном стандарте определяются: нормативный срок обучения; уровень квалификации; квалификационная характеристика специалиста; область и виды профессиональной деятельности выпускника, завершившего обучение по соответствующей программе.
12 Государственный образовательный профессиональный стандарт Кыргызской Республики состоит из 4-х основных блоков: первый блок (гуманитарные, социально- экономические дисциплины); второй блок (математические и естественнонаучные дисциплины); третий блок (общепрофессиональные дисциплины); четвертый блок (специальные дисциплины (для дипломированного специалиста). Во всех стандартах имеется блок дисциплин специализации, определяемый вузом в зависимости от профиля и научной школы.
13 Все блоки дисциплин ГОС 2-го поколения имеют: обязательный государственный компонент; вузовский компонент; курсы по выбору студента. В процентном соотношении государственный компонент составляет около 60% образовательной программы. Каждый блок имеет определенное количество обязательных часов. Например, в первом блоке для всех стандартов одинаковое количество часов Из них 45 % выделено на самостоятельную работу.
14 Государственные образовательные стандарты, как первого, так и второго поколений обеспечили расширение академической свободы вузов в формировании образовательных программ. При этом не изменилась культура проектирования содержания высшего образования. Стандарты сохранили ориентацию на информационно- знаниевую модель высшего профессионального образования, в которой основной акцент делается на формирование перечня дисциплин, их объемов и содержания, а не на требования к уровню освоения учебного материала.
15 В связи с намерением присоединения большинства вузов Кыргызской Республики к Болонскому процессу, назрела необходимость подготовки стандартов, отвечающих требованиям основных положений Болонской декларации. В настоящее время среди академической общественности идет обсуждение вопроса, каким должен быть стандарт.
16 В современных условиях развития высшего образования республики одним из главных направлений является модернизация подходов к изменениям содержания высшего образования. Это относится к большому комплексу документов, начиная от учебных программ до государственных образовательных стандартов нового поколения. В 2011 году высшая школа страны перейдет на использование ГОС третьего поколения. Действующим законодательством предусмотрена подготовка кадров по схеме «бакалавр-магистр», при сохранении по утверждаемому Правительством перечню традиционной подготовки специалистов.
17 На данный момент Министерством образования и науки Кыргызской Республики утверждены проекты Макетов государственных стандартов высшего профессионального образования (бакалавр, магистр, специалист), разработанных в целях дальнейшего реформирования системи высшего профессионального образования, интеграции в международное образовательное пространство и внедрения в учебный процесс основных принципов Болонского процесса.
18 Основные выдержки из ГОС ВПО бакалавра нового поколения: Общая трудоемкость освоения ООП ВПО подготовки бакалавров равна не менее 240 зачетных единиц (кредитов). Трудоемкость ООП ВПО по очной форме обучения за учебный год равна не менее 60 зачетных единиц (кредитов). Трудоемкость одного учебного семестра равна 30 зачетной единице (кредитов) (при двух семестровом построении учебного процесса). Одна зачетная единица (кредит) равна 36 часам учебной работы студента (включая его аудиторную, самостоятельную работу и все виды аттестации). Трудоемкость основной образовательной программы по очно- заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения и использования дистанционных образовательных технологий обучения за учебный год составляет не менее 45 зачетных единиц (кредитов).
19 Основная образовательная программа (ООП) подготовки бакалавра предусматривает изучение следующих учебных циклов: 1. гуманитарный, социальный и экономический цикл – 45 кредитов; 2. математический и естественнонаучный цикл – 60 кредитов; 3. профессиональный цикл – 115 кредитов. и разделов: физическая культура – 400 часов, практика и/или научно-исследовательская работа) – 10 кредитов; итоговая государственная аттестация 10 кредитов. Общая трудоемкость ООП – 240 кредитов. Суммарная трудоемкость 1,2 и 3 циклов должна составлять не менее 70% от общей трудоемкости всей образовательной программы
20 На данный момент чрезвычайно важным является разработка методических рекомендаций по проектированию модели выпускника высшего учебного заведения на основе компетентностного подхода, описание технологии создания такой модели, с учетом зарубежного опыта и адаптации его к национальной системе высшего образования.
21 Компетентностный подход является важнейшим методологическим инструментом сближения образовательной системы Кыргызстана с зарубежными системами образования в рамках Болонского процесса. В Европейском и российском образовательном мире в настоящее время принято считать, что сравнимости образовательных уровней и квалификаций выпускников можно добиться, если сопоставлять приобретенные ими за время обучения результаты образования и компетенции.
22 Во многом успех реформирования системы высшего профессионального образования нашей республики зависит от создания Государственных образовательных стандартов нового поколения, которые бы обеспечили: формирование и реализацию конкурентоспособных образовательных программ; гибкость и инновационность образовательного процесса в вузах.
23 Ключевым вопросом проектирования новых Государственных образовательных стандартов является разработка требований к результатам освоения образовательных программ - модели выпускника соответствующего уровня по направлению подготовки (специальности) высшего профессионального образования. Это стимулировало в академической среде Кыргызстана поиски научно-обоснованных, современных методов построения модели выпускника.
24 Стандарты третьего поколения компетентностного формата в Кыргызской Республике должны внедрятся с сентября 2011 года. Данные стандарты будут ориентированы на реализацию новой образовательной парадигмы, предусматривающей развитие творческого потенциала личности, профессиональных качеств, способностей адаптироваться в быстро изменяющемся мире.
25 Спасибо за внимание!