ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Сибирский федеральный университет Красноярск, 2008 Факультет искусствоведения и культурологии Кафедра культурологии
История религии Укрупненная группа «Гуманитарные науки» Направление «Культурология» Факультет искусствоведения и культурологии Кафедра культурологии Красноярск, 2008 Н. П. Копцева
УДК26 ББК86.2 К55 Электронный учебно-методический комплекс по дисциплине «История религии» подготовлен в рамках инновационной образовательной программы «Формирование инновационных научно-образовательных и кадровых ресурсов для социально-культурного освоения территорий Сибири на базе научно-образовательного комплекса Креативные технологии культуры и искусства», реализованной в ФГОУ ВПО СФУ в 2007 г. Рецензенты: Красноярский краевой фонд науки; Экспертная комиссия СФУ по подготовке учебно-методических комплексов дисциплин Копцева, Н. П. К55История религии. Презентационные материалы. Версия 1.0 [Электронный ресурс] : наглядное пособие / Н. П. Копцева. – Электрон. дан. (3 Мб). – Красноярск : ИПК СФУ, – (История религии : УМКД / рук. творч. коллектива Н. П. Копцева). – 1 электрон. опт. диск (DVD). – Систем. требования : Intel Pentium (или аналогичный процессор других производителей) 1 ГГц ; 512 Мб оперативной памяти ; 3 Мб свободного дискового пространства ; привод DVD ; операционная система Microsoft Windows 2000 SP 4 / XP SP 2 / Vista (32 бит) ; Microsoft PowerPoint 2003 или выше. ISBN (комплекса) ISBN (пособия) Номер гос. регистрации в ФГУП НТЦ «Информрегистр» от г. (комплекса) Номер гос. регистрации в ФГУП НТЦ «Информрегистр» от г. (пособия) Настоящее издание является частью электронного учебно-методического комплекса по дисциплине «История религии», включающего учебную программу, конспект лекций, методические указания по самостоятельной работе, методические указания к семинарским и практическим занятиям, контрольно-измерительные материалы «История религии. Банк тестовых заданий». Представлена презентация (в виде слайдов) теоретического курса «История религии». Предназначено для студентов направления подготовки бакалавров «Культурология» укрупненной группы «Гуманитарные науки». © Сибирский федеральный университет, 2008 Рекомендовано к изданию Инновационно-методическим управлением СФУ Разработка и оформление электронного образовательного ресурса: Центр технологий электронного обучения информационно-аналитического департамента СФУ; лаборатория по разработке мультимедийных электронных образовательных ресурсов при КрЦНИТ Содержимое ресурса охраняется законом об авторском праве. Несанкционированное копирование и использование данного продукта запрещается. Встречающиеся названия программного обеспечения, изделий, устройств или систем могут являться зарегистрированными товарными знаками тех или иных фирм. Подп. к использованию Объем 3 Мб Красноярск: СФУ, , Красноярск, пр. Свободный, 79
История религии 4 Оглавление Тема 1. Религиоведение как наука. Основные понятия современного религиоведения Тема 2. Предмет и методы истории религии Тема 3. Типология религий и ранние формы религиозной культуры Тема 4. Индуизм Тема 5. Буддизм Тема 6. Даосизм Тема 7. Конфуцианство Тема 8. История иудаизма Тема 9. Возникновение христианства. Ранний период (доконстантиновский) в истории христианства
Красноярск, 2008 Тема 1. Религиоведение как наука. Основные понятия современного религиоведения
История религии 6 Тема 1. Религиоведение как наука. Основные понятия современного религиоведения Религиоведение как наука – это система научных дисциплин: психологии религии, социологии религии, феноменологии религии и философии религии. Религиоведение как наука – это система научных дисциплин: психологии религии, социологии религии, феноменологии религии и философии религии. Религиоведение Психология религии Социология религии Феноменология религии Философия религии
История религии 7 Георг Вильгельм Фридрих Гегель Фридрих Шлейермахер Макс Мюллер Карл Маркс Тема 1. Религиоведение как наука. Основные понятия современного религиоведения
История религии 8 В «Лекциях по философии религии» Г. В. Ф. Гегеля была сформулирована задача философии религии – изучение сущности религии. Религия определяется Гегелем как «последняя и наивысшая сфера человеческого сознания, будь то мнение, воля, представление, знание или познание; она есть абсолютный результат, та область, в которую человек вступает, как в область абсолютной истины». Тема 1. Религиоведение как наука. Основные понятия современного религиоведения
История религии 9 Фридрих Шлейермахер раскрывает особенности религии, исходя из того, что человек способен постичь религию, если он сам является верующим или знаком с ней по опыту: только при таких условиях возможно понять сущность религии. В трактате «Речи о религии» (1799) он называет ее, наряду с философией и моралью, основной сферой бытия и формулирует задачу точно определить особенности религии по сравнению с другими сферами. Хорошо известно его определение сущности религии как интуиции и чувства универсальности, он отделяет религию от других областей культуры и указывает на ее своеобразие. Тема 1. Религиоведение как наука. Основные понятия современного религиоведения
История религии 10 В книгах Макса Мюллера к анализу религиозных феноменов впервые применен сравнительный метод. Рассматривая развитие религии по аналогии с развитием языка и мышления, автор справедливо отмечает их генетическую связь и исходя из нее строит свое исследование на огромном историческом материале. Тема 1. Религиоведение как наука. Основные понятия современного религиоведения
История религии 11 В работе «К критике гегелевской философии права» (1844) Карл Маркс утверждает, что человек создал религию, а не религия создала человека. Великий немецкий мыслитель усматривал причину создания человеком религии в отчужденности социальной системы. Человек – это не абстрактное существо, скрывшееся за пределами мира, он есть весь человеческий мир, государство, общество. В отчужденном состоянии все это порождает религию – искаженное сознание мира. Тема 1. Религиоведение как наука. Основные понятия современного религиоведения
История религии 12 Религия (лат. re-ligio – восстановление связи) – это стремление человека и общества к непосредственной связи с абсолютом. Абсолют (лат. absolutus – безусловный, неограниченный) – философское понятие, выражающее всеобщую основу мира, полноту бытия и совершенства, единство, вечность. Абсолют противостоит всякому относительному и безусловному существованию. Тема 1. Религиоведение как наука. Основные понятия современного религиоведения
История религии 13 Язык религии – это язык Откровения, в котором абсолютное божество само раскрывает себя в образах и понятиях. Вера – признание чего-нибудь истинным без предварительной фактической или логической проверки, единственно в силу внутреннего, субъективного непреложного убеждения, которое не нуждается для своего обоснования в доказательствах, хотя иногда и подыскивает их. Тема 1. Религиоведение как наука. Основные понятия современного религиоведения
История религии 14 Знание – проверенный практикой и удостоверенный логикой результат познания действительности, отраженный в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений и теорий. Тема 1. Религиоведение как наука. Основные понятия современного религиоведения
История религии 15 Конфессия (лат. «признание, исповедание») – определенная религия, конкретное вероисповедание, отдельное вероучение. Современная религия – это многоконфессиональный комплекс, набор множества (некоторые ученые насчитывают до 5000 различных религий и культов) религиозных вероучений. Тема 1. Религиоведение как наука. Основные понятия современного религиоведения
История религии 16 Церковь (греч. kyriakon – дом Господний) – специфический тип самодеятельной и самоуправляемой религиозной организации, объединяющей единоверцев и противопоставляющей их иноверцам на основании особых вероучения и культа. В христианской традиции: наименование всей совокупности всех религиозно-христианских общин в стране или в мире в целом; обозначение здания или сооружения, в котором осуществляются богослужения; здание религиозной общины. Тема 1. Религиоведение как наука. Основные понятия современного религиоведения
История религии 17 Культ (лат. «уход, почитание») – форма религиозного действия, представляющая собой совокупность специфических действий (ритуалов, обрядов, церемоний), вызванных соответствующим вероучением и направленных на сферу сакрального. Направленность и значение культа могут существенно отличаться в различных типах религии, но сущность культового действия всегда сохраняется неизменной – возможность прямого обращения к священному, вера в возможность быть услышанным «небом». Тема 1. Религиоведение как наука. Основные понятия современного религиоведения
Красноярск, 2008 Тема 2. Предмет и методы истории религии
История религии 19 Тема 2. Предмет и методы истории религии История религии как составная часть религиоведения дает картину изменяющегося во времени мира религии во всем его многообразии, воспроизводит прошлое различных религий в их конкретных формах, накапливает и сохраняет информацию о существовавших и существующих религиях.
История религии 20 Тема 2. Предмет и методы истории религии типологический анализ; сравнительный анализ; генетический анализ; каузальный анализ; структурно-функциональный анализ; системный анализ. Методы истории религии:
История религии 21 Уильям Джонс (1746–1794), сравнивая санскрит с классическими европейскими языками, обнаружил у них сходство и сделал вывод, что они принадлежат к одной языковой семье. Затем его вывод был расширен и общие черты были обнаружены в индийской, греческой и римской мифологиях. Тема 2. Предмет и методы истории религии
Красноярск, 2008 Тема 3. Типология религий и ранние формы религиозной культуры
История религии 23 Тема 3. Типология религий и ранние формы религиозной культуры Среди классификаций религий с большей долей объективных оснований можно выделить следующие подходы: эволюционный; морфологический; по характеру происхождения, распространения и влияния; по характеру отношения; статистический; генеалогический.
История религии 24 Тема 3. Типология религий и ранние формы религиозной культуры В зависимости от объекта поклонения религии делят: на монотеизм (единобожие); политеизм (многобожие); генотеизм («однобожие», т. е. религии с иерархией богов и верховным Богом); атеистические религии (например, ранний буддизм, сатанизм, сайентология); супратеизм или «надбожие» (монизм Шанкары, эллинистический космизм).
История религии 25 Тема 3. Типология религий и ранние формы религиозной культуры Влиятельным мыслителем-антропологом, определившим пути современной этнологии и социологии религии, считается Марсель Мосс (1872–1950), который в серии работ («Очерк о природе и функции жертвоприношения», «Набросок общей теории магии», «Молитва», «Коллективные представления и многообразие цивилизации», «Эссе об идее смерти» и др.) доказывает зависимость всего индивидуального, внутренне религиозного от строго очерченных правил, господствующих в обществе. Влиятельным мыслителем-антропологом, определившим пути современной этнологии и социологии религии, считается Марсель Мосс (1872–1950), который в серии работ («Очерк о природе и функции жертвоприношения», «Набросок общей теории магии», «Молитва», «Коллективные представления и многообразие цивилизации», «Эссе об идее смерти» и др.) доказывает зависимость всего индивидуального, внутренне религиозного от строго очерченных правил, господствующих в обществе.
История религии 26 Тема 3. Типология религий и ранние формы религиозной культуры Фетишизм – это вера в сверхъестественные свойства некоторых неодушевленных предметов.
История религии 27 Тема 3. Типология религий и ранние формы религиозной культуры Анимизм – представления о населенности мира духами вещей, о наличии души у всех предметов. Э. Тайлор – автор концепции анимизма
История религии 28 Тема 3. Типология религий и ранние формы религиозной культуры Тотемизм – еще один типичный прием «религий человека». Это вера в тесную связь между какой-то группой людей и их «родственником», который может быть растением, животным или даже неодушевленным предметом, определенным животным или растением. Аниматизм (от лат. animatus – одушевленный – термин Р. Маррет) – вера в стихийную безличную силу, которая воздействует на жизнь человека и при известных обстоятельствах тоже подвергается воздействию.
История религии 29 Тема 3. Типология религий и ранние формы религиозной культуры Магия – совокупность представлений и обрядов, в основе которых лежит вера в возможность сверхчеловеческого влияния на людей, предметы и явления объективного мира с помощью некоторых действий. Магия применялась тогда, когда была опасность для жизни. При строительстве лодки полинезийцы использовали магию, так как передвижение по морю было опасным, а при строительстве дома магия не применялась.
История религии 30 Тема 3. Типология религий и ранние формы религиозной культуры Шаманизм представляет собой древнейшую форму веры в духов, предполагающую в первую очередь анимизм, а также центрацию вокруг фигуры шамана – могущественного целителя и ясновидящего, способного общаться с духами, подчинять их своему влиянию и путешествовать по «иным» мирам.
История религии 31 Тема 3. Типология религий и ранние формы религиозной культуры Мировые религии отвечают ряду требований: объединение крупной общности людей; наличие последователей во многих странах; наличие последователей среди различных народов; мировая религия не может служить признаком национальной идентичности (к примеру, будучи русским, можно быть мусульманином и т. п., в то время как иудаизм подразумевает, что носитель конфессии является евреем).
Красноярск, 2008 Тема 4. Индуизм
История религии 33 Тема 4. Индуизм Индуизм – общее духовное наследие народов Индии, ядром которого является санскритская культура, представляющая собой совокупность научных, философских, религиозно- мифологических, эстетических, социологических, правовых и этических знаний и норм.
История религии 34 Тема 4. Индуизм Самыми почитаемыми аватарами Вишну, особенно в северной Индии, являются Рама и Кришна. Рама Кришна
История религии 35 Тема 4. Индуизм Шива являет единство многих аспектов. Его почитатели, шиваиты, считают, что разрушение должно обязательно предшествовать сотворению, следовательно, Шива участвует в мироздании и переменах.
История религии 36 Тема 4. Индуизм В индуизме существует и целый ряд других богов, которым поклоняются в особых случаях или с особыми целями. Самый популярный из них – Ганеша, слоноголовый сын Шивы, которого следует умилостивить перед началом любого практического дела.
История религии 37 Тема 4. Индуизм Шри Рамакришна (1836–1886) был бенгальским брахманом, храмовым жрецом и вдохновенным мистиком, чей духовный путь через йогу, тантризм, веданту, вишнуитский монотеизм, христианство и ислам никогда не уводил его далеко от веры в энергию женского творческого начала (шакти), которой он поклонялся как богине Кали. Шри Рамакришна
Красноярск, 2008 Тема 5. Буддизм
История религии 39 Тема 5. Буддизм В этот момент Сиддхартха Гаутама, царевич из клана Шакьев, исчез и в мире появился Будда (Buddha) – Пробужденный, Просветленный (санскритский корень buddh тот же самый, что и в русских словах «будить», «пробуждаться»).
История религии 40 Тема 5. Буддизм Отныне Будды больше не было в мире и мира не было для Будды. Он погрузился в состояние, которое не может быть ни описано, ни представлено. Можно лишь сказать, что в нем не было места страданию, которое заменило высшее блаженство.
История религии 41 Тема 5. Буддизм Учение о карме является доктринальным стержнем буддизма. Само слово «карма» может быть переведено как «дело», «действие» (и никоим образом не как «судьба» или «участь», как иногда считают).
История религии 42 Тема 5. Буддизм Мир буддийской космологии – это психокосм, т. е. мир, уже отраженный в сознании человека и таким образом включенный в его сознание или, если точнее, в образующий его дхармический поток, ставший как бы частью того, что можно назвать «личностью».
Красноярск, 2008 Тема 6. Даосизм
История религии 44 Тема 6. Даосизм Даосизм – философско- религиозное течение традиционного Китая, одно из его главных «трех учений» (сань цзяо), являвшее собой в этой триаде основную альтернативу конфуцианству как философии и буддизму как религии. Лао цзы – основатель даосизма
История религии 45 Тема 6. Даосизм Главный даосский трактат «Дао дэ цзин»
История религии 46 Тема 6. Даосизм Чжуан цзы – один из величайших учителей даосизма.
История религии 47 Тема 6. Даосизм
Красноярск, 2008 Тема 7. Конфуцианство
История религии 49 Тема 7. Конфуцианство Конфуцианство (кит. жу [цзя/цзяо] «(учение) школы ученых- интеллектуалов») – древнейшая философская система и одно из трех главных этико-религиозных учений (наряду с даосизмом и буддизмом) Дальнего Востока, возникло в Китае на рубеже VI–V вв. до н. э. Конфуций
История религии 50 Тема 7. Конфуцианство Соблюдение этико- ритуальной нормы Ли Конфуций сделал также высшим гносео- праксиологическим принципом: «Не следует ни смотреть, ни слушать, ни говорить несоответствующее Ли». «Лунь юй» – канон конфуцианства
История религии 51 Тема 7. Конфуцианство «Расширяя [свои] познания в культуре (вэнь) и стягивая их с помощью ли, можно избегнуть нарушений». Конфуций
История религии 52 Тема 7. Конфуцианство Во II в. до н. э., в эпоху Хань, Конфуций был признан «некоронованным царем», или «подлинным властелином» (су ван). Памятник Конфуцию
Красноярск, 2008 Тема 8. История иудаизма
История религии 54 Тема 8. История иудаизма Иудаизм – религия еврейского народа. Слово «иудаизм» происходит от греческого ioudaismos, введенного в употребление грекоязычными евреями ок. 100 г. до н. э., чтобы отличить свою религию от греческой.
История религии 55 Тема 8. История иудаизма Согласно Библии Авраам был первым, кто признал духовную природу единственного Бога. Праотец Авраам
История религии 56 Тема 8. История иудаизма Во II в. до н. э. в иудаизме оформились две группировки – саддукеи и фарисеи. Саддукеи принадлежали к священству и знати; они служили опорой священнической династии Цадокидов и, возможно, названы по имени ее основателя Цадока. Фарисеи, представлявшие средние слои общества и действовавшие в согласии с традицией книжников, пытались ограничить влияние саддукеев и оспаривали их решения.
История религии 57 Тема 8. История иудаизма Талмуд состоит из двух частей. Первая часть Мишна, произведение таннаев, редакцию которой осуществил Иуда ха-Наси («Иуда-князь»); вторая Гемара («завершение»), результат работы амораев. Законодательный материал Талмуда называется Галаха, а гомилетический, аллегорический и поэтический материал Агада («сказание», «повествование»). Вавилонский Талмуд
История религии 58 Тема 8. История иудаизма Евреи верят в реальность Бога, в его единственность и выражают эту веру в ежедневном чтении молитвы «Шема»: «Слушай, Израиль. Господь – Бог наш, Господь – един». Бог есть дух, абсолютное существо, именующее себя «Я есмь Сущий». Бог – Творец всех вещей во все времена, он – непрерывно мыслящий Разум и постоянно действующая Сила, он универсален, он правит всем миром, единственным, как и он сам.
Красноярск, 2008 Тема 9. Возникновение христианства. Ранний период (доконстантиновский) в истории христианства
История религии 60 Тема 9. Возникновение христианства. Ранний период (доконстантиновский) в истории христианства Фигура Иисуса Христа стала предметом обсуждения и в исторической науке, которую интересовали и продолжают интересовать прежде всего две проблемы: 1) вопрос о реальном содержании евангельской истории, т. е. был ли Иисус Христос исторической личностью; 2) вопрос об образе Иисуса Христа в раннехристианском сознании (каков смысл этого образа и каковы его истоки?). Эти проблемы оказались в центре дискуссий двух научных направлений, возникших еще в XVIII в., мифологического и исторического.
История религии 61 Тема 9. Возникновение христианства. Ранний период (доконстантиновский) в истории христианства Представители исторической школы (Г. Реймарус, Э. Ренан, Ф. Бауэр, Д.Штраус и др.) считали, что евангельский рассказ имеет определенную реальную основу, которая со временем, однако, все более мифологизировалась, и Иисус Христос из реального человека (проповедника и вероучителя) постепенно превращался в сверхъестественную личность. Э. Ренан – один из основателей исторической школы
История религии 62 Тема 9. Возникновение христианства. Ранний период (доконстантиновский) в истории христианства Мифологическое направление (Ш. Дюпюи, К. Вольней, А. Древе и др.) полностью отрицало реальность Иисуса Христа как исторической личности и рассматривало его исключительно как факт мифологии. К. Вольней – один из основателей мифологической школы
История религии 63 Тема 9. Возникновение христианства. Ранний период (доконстантиновский) в истории христианства Первоначально последователи галилейского проповедника Иошуа (Иисуса) составляли небольшую группу, одну из многих, существовавших в Палестине в I в. н. э. Непосредственными их предшественниками были кумранские ессеи и Иоанн Креститель, о котором, кроме евангелий, рассказывается и в "Иудейских древностях" Иосифа Флавия. Иоанн Креститель
История религии 64 Тема 9. Возникновение христианства. Ранний период (доконстантиновский) в истории христианства Проповедь апостола Павла открыла дорогу в христианские общины самым широким слоям неиудеев. Он выступил против соблюдения Закона всеохватывающей системы заповедей и запретов: абсолютная благость Божества несравнима с человеческими деяниями, и людям остается лишь надеяться на прощение божье. Апостол Павел
История религии 65 Тема 9. Возникновение христианства. Ранний период (доконстантиновский) в истории христианства Апологетика – раздел теологии, посвященный рациональной защите истинности христианского вероучения. Греческим словом apologia (защита) первоначально называли речь защитника на суде в ответ на речь обвинителя. Поэтому термин «апологеты» закрепился за христианскими писателями II–III вв., которые в своих «апологиях», обращенных к римским императорам или просвещенной публике, старались отстоять правоту христианства.
История религии 66 Тема 9. Возникновение христианства. Ранний период (доконстантиновский) в истории христианства Патристика (лат. «отец») – традиционно – одна из богословских дисциплин, имеющая своим предметом изучение творений св. Отцов Церкви и систематическое изложение содержащегося в них учения.
Красноярск, 2008 Тема 10. Христианство как государственная религия Римской империи. Развитие христианского мировоззрения
История религии 68 Тема 10. Христианство как государственная религия Римской империи. Развитие христианского мировоззрения Одним из важных событий правления Константина (306337) был так называемый Миланский эдикт 313 г., даровавший свободу вероисповедания христианам и возвращавший им все конфискованные церкви и церковное имущество. В дальнейшем Константин оказывал христианам особое покровительство. Из гонимого учения христианство становилось государственной религией, из «церкви борющейся» «церковью торжествующей».
История религии 69 Вселенские соборы – в христианском богословии, теории и обрядово- культовых практиках (изложение М. И. Горчакова) – чрезвычайное «собрание пастырей и учителей Церкви, по возможности, со всей вселенной» или иерархическое представительство всех поместных самостоятельных (автокефальных) церквей. Первый Вселенский собор В. И. Суриков Тема 10. Христианство как государственная религия Римской империи. Развитие христианского мировоззрения
История религии 70 Тема 10. Христианство как государственная религия Римской империи. Развитие христианского мировоззрения Царствование императора Юстиниана (527–565 гг.) означает последнюю попытку сохранить единство римской «вселенной», завершение и высшую точку того мира, в котором умирающая «античность» вступила в союз с христианством. Юстиниан Великий
История религии 71 Тема 10. Христианство как государственная религия Римской империи. Развитие христианского мировоззрения «Не веществу поклоняюсь, но Творцу вещества, ставшему вещественным мене ради и через вещество соделавшему мое спасение; и не перестану почитать вещество, через которое совершено мое спасение». Догмат об иконопочитании:
Красноярск, 2008 Тема 11. Католицизм
История религии 73 Тема 11. Католицизм Папство – богословский и религиозно-политический институт католицизма, устанавливающий римского папу главой всей католической церкви. В римско-католической церкви папа также является верховным правителем Святого Престола, вспомогательной суверенной территорией которого является Ватикан, где находится его постоянная резиденция. Иоанн Павел II
История религии 74 Тема 11. Католицизм Католические ордена – постоянные, утвержденные Римским папой сообщества мужчин или женщин, члены которого приносят торжественные обеты бедности, целомудрия и послушания и ими обязывают себя к совершенной жизни во исполнение общего устава. Франциск Ассизский – основатель ордена францисканцев
Красноярск, 2008 Тема 12. Протестантизм
История религии 76 Тема 12. Протестантизм 31 октября 1517 г. молодой августинский монах Мартин Лютер (1483–1546), профессор теологии в недавно основанном Виттенбергском университете, вывесил на дверях дворцовой церкви 95 тезисов, которые он намеревался защищать на публичном диспуте. Поводом для такого вызова послужила практика распространения индульгенций, выдававшихся папой всем тем, кто внес денежный вклад в папскую казну для перестройки базилики св. Петра в Риме. Мартин Лютер
История религии 77 Тема 12. Протестантизм Жан Кальвин разработал социальную доктрину протестантизма. При нем Реформация обрела «второе дыхание».
Красноярск, 2008 Тема 13. История ислама и специфика исламской культуры
История религии 79 Тема 13. История ислама и специфика исламской культуры Мухаммад, основатель ислама, признанный посланником и пророком Аллаха, сыграл огромную роль в становлении этой религии. Датой основания ислама считается 622 г., ознаменовавшийся переселением пророка Мухаммада из его родного города Мекки в Медину. Н. Рерих. Магомет на горе Хира
История религии 80 Тема 13. История ислама и специфика исламской культуры Коран (араб. «чтение вслух, наизусть»; под влиянием сирийск. «кериана» – «чтение священного текста», «назидание») – главная священная книга мусульман, запись проповедей, произнесенных Мухаммадом в форме «пророческих откровений», главным образом в Мекке и Медине между 610 и 632 г.г.
Красноярск, 2008 Тема 14. Возникновение православия. Основные православные церкви
История религии 82 Тема 14. Возникновение православия. Основные православные церкви Православие – славянский эквивалент ортодоксии (греч. «правильное знание»). Термин впервые употребляется во II в. в противоположность гетеродоксии (греч. «заблуждение еретиков»).
История религии 83 Тема 14. Возникновение православия. Основные православные церкви Сегодня православие – наряду с католичеством и протестантством – одна из основных христианских конфессий, объединяющая более 150 млн верующих из 9 патриархатов (Константинопольский, Александрийский, Антиохский, Иерусалимский, Московский, Грузинский, Сербский, Румынский, Болгарский), трех автокефальных архиепископий (Кипрская, Албанская и Элладская) и трех митрополий (Польская, Чехословацкая, Американская). Также существует множество православных расколов, не входящих в каноническое единство Восточных Церквей.
История религии 84 Тема 14. Возникновение православия. Основные православные церкви Важнейшими постулатами вероучения Православия являются догматы: триединства Бога, Боговоплощения, Искупления, Воскресения и Вознесения Иисуса Христа. Формально считается, что догматы не подлежат изменению и уточнению не только по содержанию, но и по форме.
Красноярск, 2008 Тема 15. Специфика русского православия. Старообрядчество
История религии 86 Тема 15. Специфика русского православия. Старообрядчество Старообрядчество – порождение Раскола между концепцией патриарха Никона и приверженцев «старых обрядов» во главе с протопопом Аввакумом. Протопоп Аввакум
Красноярск, 2008 Тема 16. Современные религиозные движения
История религии 88 Тема 16. Современные религиозные движения Церковь пятидесятников Книга Мормонов Всемирный центр Бахаи Кришнаиты