Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный университет» Институт социальных наук Социологическая лаборатория региональных проблем и инноваций Российская социологическая ассоциация Иркутское региональное отделение Конференция проводится в рамках мероприятий программы стратегического развития ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный университет» на 2012 – 2016 гг. Всероссийская научно-методическая конференция «Активные формы и методы обучения в формировании профессиональных компетенций: освоение российскими вузами инновационных продуктов и технологий» Презентационные материалы (Пленарное заседание) Электронное издание Под ред. д-ра социол. наук, проф. Т.И. Грабельных Иркутск, 12 октября 2012 года
Всероссийская научно-методическая конференция «Активные формы и методы обучения в формировании профессиональных компетенций: освоение российскими вузами инновационных продуктов и технологий» Цель конференции – формирование научно-образовательного дискурса профессорско-преподавательского состава российских вузов (национальных исследовательских университетов, классических, технических и педагогических вузов) на предмет профессиональной применимости активных форм и методов обучения в условиях многоуровневой системы высшего образования и введения ФГОС и освоения вузами инновационных продуктов и технологий. Настоящая конференция открывает новые возможности конструктивного взаимодействия, сотрудничества и партнерства иркутских вузов по вопросам формирования профессиональных компетенций выпускников в научно-образовательном пространстве России.
Всероссийская научно-методическая конференция «Активные формы и методы обучения в формировании профессиональных компетенций: освоение российскими вузами инновационных продуктов и технологий» Решетников Владимир Алексеевич Директор Института социальных наук ИГУ, зав. кафедрой социальной философии и социологии, доктор философских наук, профессор (г. Иркутск)
Всероссийская научно-методическая конференция «Активные формы и методы обучения в формировании профессиональных компетенций: освоение российскими вузами инновационных продуктов и технологий» Гутник Игорь Нерисович П ервый проректор ФГБОУ ВПО «ИГУ», проректор по учебной работе, доктор биологических наук, профессор (г. Иркутск)
Всероссийская научно-методическая конференция «Активные формы и методы обучения в формировании профессиональных компетенций: освоение российскими вузами инновационных продуктов и технологий» Апанович Елена Владимировна П роректор по учебно-методической работе ФГБОУ ВПО « ИГЛУ », кандидат педагогических наук, доцент, доктор лингвистики Университета Париж-8 (Франция) (г. Иркутск)
Всероссийская научно-методическая конференция «Активные формы и методы обучения в формировании профессиональных компетенций: освоение российскими вузами инновационных продуктов и технологий» Озерникова Татьяна Георгиевна П роректор по учебной работе и международной деятельности ФГБОУ ВПО «БГУЭП», доктор экономических наук, профессор (г. Иркутск)
Всероссийская научно-методическая конференция «Активные формы и методы обучения в формировании профессиональных компетенций: освоение российскими вузами инновационных продуктов и технологий» «Современный вуз: основные аспекты взаимосвязи образовательных, научных и производственных технологий (оценка ситуации в регионе)» Чебунин Виктор Петрович Д оцент кафедры государственного и муниципального управления ИСН ИГУ, ученый секретарь Совета ректоров вузов Иркутской области, кандидат экономических наук, доцент (г. Иркутск)
Всероссийская научно-методическая конференция «Активные формы и методы обучения в формировании профессиональных компетенций: освоение российскими вузами инновационных продуктов и технологий» «Инновации в гуманитарной сфере: вымысел или реальность?» Казанцева Анжела Анатольевна З ав. кафедрой лингводидактики и инновационных технологий, аналитик УЦИП ФГБОУ ВПО «ИГЛУ», кандидат педагогических наук, доцент (г. Иркутск)
Инновации в гуманитарной сфере: вымысел или реальность? Казанцева А.А. Доцент ИГЛУ
Для перехода на инновационный путь развития нужна активная комплексная инновационная политика государства, включающая в качестве важнейшего компонента гуманитарную составляющую - развитие человеческого потенциала на базе высокоразвитых сфер науки, культуры, образования.
Задачи перед высшей школой: формирование и развитие условий для коммерциализации инновационных проектов, основанных на результатах социогуманитарных научных исследований, открытий и изобретений; организация и развитие инновационной деятельности, направленной на создание и коммерческую реализацию гуманитарной продукции; развитие взаимовыгодных партнерских отношений вузов с наукоемким бизнесом и властью с целью содействия развитию территориальной инновационной системы.
Круглый стол «Инновации в гуманитарной сфере: проблемы и перспективы» (17 февраля 2012)
Решение по итогам Круглого стола: Создать рабочую группу по инновационной деятельности в гуманитарной сфере Координационного научно- экономического совета при мэре г. Иркутска; При поддержке управления по стратегическому планированию и инвестиционной политике комитета по экономике администрации г. Иркутска организовать и провести серию обучающих семинаров по созданию при вузах малых инновационных предприятий; Вузам рассмотреть возможность принять участие в разработке муниципальной целевой программы «Развитие инновационной деятельности в городе Иркутске на годы»; Вузам рассмотреть возможность расширения межвузовского (сетевого) взаимодействия в рамках реализации научно-образовательных мероприятий.
Рабочая группу по инновационной деятельности в гуманитарной сфере Координационного научно- экономического совета при мэре г. Иркутска Тел.: 8 (3952) (вн.201) Сот.:
Подготовка специалистов в области гуманитарных инноваций В ФГБОУ ВПО «ИГЛУ» открыт набор бакалавров по направлению подготовки «Инноватика». Подготовка специалиста инновационного типа, которому присущ вид многофакторного и кластерного мышления, владение современными когнитивно- аналитическими практиками и стратегиями.
Всероссийская научно-методическая конференция «Активные формы и методы обучения в формировании профессиональных компетенций: освоение российскими вузами инновационных продуктов и технологий» «Иностранный язык в вузе: оригинальность методов и методик, спрос, практическая применимость» Опешанская Ирина Ивановна Д оцент кафедры иностранных языков ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский университет «МИЭТ», канд. пед. наук (г. Москва)
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МИЭТ Иностранный язык в вузе: оригинальность методов и методик, спрос, практическое применение Доцент кафедры иностранных языков, к.п.н. Опешанская Ирина Ивановна
Проблемы: - контингент абитуриентов; - соотношение часов аудиторной и самостоятельной работ; - переподготовка преподавательского состава.
Презентация, составленная на основе имитации аудиотекста как способ обучения общению на английском языке аудиотекст презентация дискуссия
аудиотекстинтервью неадаптированная речь разные темы акцентыанглийскогоязыка естественный темп речи паузыповторы слова- «паразиты» (fillers, hesitators) =
Технологическая имитация: - запись текста со слуха; - проверка скрипта; - работа над текстом в аудитории; -самостоятельная работа над текстом.
Творческая имитация: - презентация студента
Техника речи дикция темп голос интонация
Что дает данная методика? - использовать живой, естественный язык; - сжать сроки изучения иностранного языка; - постоянно развивать иноязычную компетенцию.
Всероссийская научно-методическая конференция «Активные формы и методы обучения в формировании профессиональных компетенций: освоение российскими вузами инновационных продуктов и технологий» «Оценка качества учебного процесса потребителями образовательных услуг» Скавитин Алексей Васильевич П роректор ФГБОУ ВПО «БГУЭП» по воспитательной и профориентационной работе, кандидат экономических наук, доцент
27 ОЦЕНКА КАЧЕСТВА УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПОТРЕБИТЕЛЯМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ Скавитин Алексей Васильевич, к.э.н., доцент ФГБОУ ВПО «БГУЭП» 1
28 Сплошное анкетирование с 2002 года Участники – студенты 2-5 курсов С 2011 года – магистранты Выборочно – студенты программ обучения в сокращенные сроки Обработка результатов – централизована Результаты доводятся до преподавателя в электронном виде (АРМ «Преподаватель») Результаты по преподавателям кафедры – до заведующего кафедры (АРМ «Кафедра») Ежегодный отчет – в плане проведения совещаний ректората, деканов, заведующих кафедрами
29 Результаты анкетирования в АРМ «Преподаватель»
30 Результаты анкетирования в АРМ «Преподаватель» (фрагмент)
Среднее значение Год Вопрос Общий итог 1. Преподаватель умеет преподнести сложные темы в доступной форме, четко и ясно излагает материал. 8,918,278,367,658,829,529,348,558,72 2. Преподаватель владеет аудиторией и умеет привлечь внимание студентов. 8,487,708,457,478,629,378,988,758,48 3. Преподаватель учит меня мыслить, поднимая вопросы, побуждающие к дискуссии. 8,878,118,767,748,389,509,098,308,61 4. Преподаватель связывает теоретический материал с практикой. 8,748,899,248,168,569,789,418,258,94 5. Преподаватель так преподносит материал, что становится ясно, как сегодня развивается данная наука. 8,968,948,587,888,539,229,138,208,76 6. Преподаватель доступен для консультаций и готов помочь в решении возникающих вопросов. 8,657,757,797,607,009,238,546,757,95 7. В процессе изучения дисциплины я активно использовал учебные печатные или электронные материалы, разработанные данным преподавателем (конспекты лекций, пособия, учебники, информационно- справочные материалы). 5,306,497,036,777,598,726,256,306,82 8. Преподаватель требователен. 8,268,659,128,849,689,608,837,508,75 9. Преподаватель объективен в оценке знаний студента. 8,178,148,857,498,689,549,437,458,50 10.Преподаватель тактичен в общении со студентами, проявляет уважение по отношению к ним. 9,618,958,978,729,009,809,728,509,17 11.Преподаватель не срывает занятия, не опаздывает. 9,098,929,007,988,979,879,636,708,78 Как Вы оцениваете свои знания по данному предмету (по 5-балльной шкале): 4,614,354,153,983,824,444,504,254,31 Укажите (с точностью до 10%), какую часть занятий преподавателя Вы посетили: 88,4885,1087,2785,8192,0694,7193,1888,5089,36 Хотели бы Вы продолжить работу с этим преподавателем (да или нет): 0,960,830,850,720,790,95 0,850,87 31 Результаты анкетирования в АРМ «Преподаватель» (по годам)
32 26 Результаты анкетирования в АРМ «Кафедра»
33 Результаты анкетирования в АРМ «Кафедра» (визуализация)
34 2
35 3 Соотношение списочного ППС и проанкетированного ППС
36 4
37 5
38 6
39 Средние баллы по кафедрам, за 4 уч.года. Результаты выше среднего (>8,1 балла) 8
40 Средние баллы по кафедрам, за 4 уч.года. Результаты выше среднего (>8,1 балла) 9
41 Средние баллы по кафедрам, за 4 уч.года. Результаты на уровне среднего (=8,1 балла) 10
42 Средние баллы по кафедре, за 4 уч.года. Результаты ниже среднего (
43 13
44 14
45 15
46 Средний балл по каждому вопросу по БГУЭП, за 5 лет, вопросы с баллами ниже среднего /82008/92009/102010/112011/12 1 вопрос 8,17,88,1 8,38,6 2 вопрос 7,87,27,9 8,18,5 3 вопрос 7,76,87,6 7,98,3 4 вопрос 8,17,78 8,28,6 5 вопрос 7,86,67,7 7,98,4 6 вопрос 7,87,67,8 8,18,5 7 вопрос 6,85,56,5 6,87,8 8 вопрос 8,27,98,2 8,38,7 9 вопрос 8,18,38,1 8,38,6 10 вопрос 8,67,68,5 8,78,9 11 вопрос 8,88,28,7 8,9
47 1Преподаватель умеет преподнести сложные темы в доступной форме, четко и ясно излагает материал. 2Преподаватель владеет аудиторией и умеет привлечь внимание студентов. 3Преподаватель учит меня мыслить, поднимая вопросы, побуждающие к дискуссии. 4Преподаватель связывает теоретический материал с практикой. 5Преподаватель так преподносит материал, что становится ясно, как сегодня развивается данная наука. 6Преподаватель доступен для консультаций и готов помочь в решении возникающих вопросов. 7В процессе изучения дисциплины я активно использовал учебные печатные или электронные материалы, разработанные данным преподавателем. 8Преподаватель требователен. 9Преподаватель объективен (справедлив) в оценке знаний студента. 10Преподаватель тактичен в общении со студентами, проявляет уважение по отношению к ним. 11Преподаватель не срывает занятия, не опаздывает. Вопросы анкеты 17
48 7
49 Спасибо за внимание!
Всероссийская научно-методическая конференция «Активные формы и методы обучения в формировании профессиональных компетенций: освоение российскими вузами инновационных продуктов и технологий» «Опыт взаимодействия НИ ИрГТУ с работодателями по трудоустройству студентов» Донченко Наталья Ивановна Н ачальник отдела практик содействия трудоустройству студентов НИ ИрГТУ (г. Иркутск)
Опыт взаимодействия ИрГТУ с работодателями по трудоустройству студентов Донченко Наталья Ивановна, начальник отдела практик и СТС ИрГТУ
Опыт взаимодействия ИрГТУ с работодателями по трудоустройству студентов Университет осуществляет: - сотрудничество с предприятиями и организациями, выступающими в качестве работодателей на период проведения всех видов практик и временной занятости студентов в свободное от учёбы время; - содействие в организации временной занятости студентов в свободное от учёбы время; - взаимодействие с территориальными органами государственной службы занятости населения, общественными организациями и объединениями; - проведение организационных мероприятий (презентации предприятий, встречи со студентами специалистов компаний, День карьеры в ИрГТУ).
Опыт взаимодействия ИрГТУ с работодателями по трудоустройству студентов Между университетом и компаниями-партнёрами заключено более 880 договоров, из них: - генеральные соглашения и договоры о сотрудничестве – 36; - долгосрочные и рамочные договоры – 850; - индивидуальные договоры – более 2500.
Опыт взаимодействия ИрГТУ с работодателями по трудоустройству студентов -Иркутский авиационный завод – филиал ОАО НПК «Иркут» (г. Иркутск); -РН - ОАО «Ангарская нефтехимическая компания» (г. Ангарск); -ОАО «Иркутскэнерго» (г. Иркутск); -ОАО «Саянскхимпласт» (г. Саянск); -ОАО «СУАЛ» - филиал «ИркАЗ-СУАЛ» (г. Шелехов); -ОАО «Арсеньевская авиационная компания «Прогресс» им. Н.И. Сазыкина» (г. Арсеньев, Приморский край); -УК «Полиметалл» (г. Санкт-Петербург - ОАО «Охотская горно-геологическая компания» (Хабаровский край), ЗАО «Серебро Магадана» (Магаданская область), ООО «Ресурсы Албазино» (г. Хабаровск); -УК «Руссдрагмет» (г. Москва - ООО «Ново-Широкинский рудник» (Читинская обл.), ЗАО «Многовершинное» (Хабаровскийц край); - ООО Золоторудная компания «Майское» (г. Певек, Чукотский АО); -ЗФ ОАО ГМК «Норильский никель» (Красноярский край); -ОАО «Кольская ГМК» (Мурманская область); -Восточно-Сибирский филиал ООО «РН-Бурение» (г. Красноярск); -ОАО «Полюс-Золото» (г. Москва – ОАО «Рудник им. Матросова» (Магаданская обл.); -ОАО «Сибгипрошахт» (г. Нововсибирск); -ОАО УК «Сахалинуголь» (г. Южно-Сахалинск) и многими другими.
Опыт взаимодействия ИрГТУ с работодателями по трудоустройству студентов В прошлом учебном году состоялось 23 презентации: - ЗФ ОАО «ГМК «Норильский никель» (г. Норильск, Красноярский край); - УК «Полиметалл», Хабаровский филиал (г. Хабаровск); - ОАО «Арсеньевская авиационная компания «Прогресс» им. Н.И. Сазыкина» (г. Арсеньев, Приморский край); - ООО АС «Дражник» (РС (Якутия)); - ЗАО «Распадская угольная компания» (г. Междуреченск, Кемеровская обл.) - ОАО «Коршуновский ГОК» (г. Железногорск-Илимский, Иркутская обл.) -ОАО «Сибгипрошахт» (г. Новосибирск); - ОАО «Анжеромаш» (Кемеровская обл.) -- ООО «Руссдрагмет» (Хабаровский край); - ЗАО «Русбурмаш» (г. Москва); - ОАО «Рудник им. Матросова» (Магаданская обл.); - ООО «Восток ЛТД» (г. Иркутск); - ООО «Транс-Сибирская лесная компания» (г. Усть-Кут); -ОАО «Евразруда», Ирбинский филиал (п. Ирба, Красноярский край); - ЗАО «Стройкомплекс» (г. Ангарск) и др.
Опыт взаимодействия ИрГТУ с работодателями по трудоустройству студентов
Социальные программы компаний: - «Профессиональный старт», «Стажёр» - ЗФ ОАО «ГМК «Норильский никель», ОАО «Кольская ГМК» - «Молодость. Профессионализм. Карьера» - УК «Полиметалл» - «Наставничество», «Кадровый резерв» - ОАО «ВостСибСтрой» - «Послевузовские ступени» - ОАО «ИркутскгипродорНИИ» и др.
Опыт взаимодействия ИрГТУ с работодателями по трудоустройству студентов «Профессиональный старт», «Стажёр» - оплата проезда и проживание, - предоставление рабочих мест, - выплачивается заработная плата, - за каждым практикантом закрепляется наставник, -студент имеет возможность освоить новую рабочую профессию, - студенты участвуют в деловых играх, -студентам предлагается широкий выбор тем и направлений для курсовых и дипломных проектов, - по итогам практики студенты проходят аттестацию, - предлагается заключение целевого договора, - зарекомендовавшие себя студенты становятся сотрудниками компании после окончания университета.
Опыт взаимодействия ИрГТУ с работодателями по трудоустройству студентов ЗФ ОАО «ГМК «Норильский никель» - 63 студента - 18 студентов университета получили медали и грамоты за активное участие в программе «Профессиональный старт». - 5 студентов 5 курса вошли в перспективный кадровый резерв компании студентов заключили целевые договоры с компанией студентов университета будут получать стипендию Норникеля по результатам практики.
Опыт взаимодействия ИрГТУ с работодателями по трудоустройству студентов
Благодарности компаний в адрес ректора Головных И. М.: - ООО «Золото Курьи» (Алтайский край); - ЖКХ Иркутского научного центра СО РАН (г. Иркутск); - ОАО «Рудник им. Матросова» (Магаданская обл.) и др. Предприятия выражают благодарность преподавателям за высокий уровень подготовки студентов, прошедших успешно производственную практику, которые в свою очередь в период практики показали грамотное применение теоретических знаний в работе, добросовестность, ответственность.
Опыт взаимодействия ИрГТУ с работодателями по трудоустройству студентов
Содействие временной занятости студентов 1. Ежегодно более 40 заявок от предприятий -ООО «Рекламные технологии», - ООО «Прайм групп», -ООО «Ямаха Мотор Си-Ай-Эс», -Правовой центр недвижимости «Аверс», -ООО «Востсибэлектрокомплекс», - ЗАО «Эр-Телеком», -ООО «Премьер-Энерго», -ООО «Газоны Сибири», -ЗАО «Центр Веб-решений», -ЗАО «Райффайзенбанк» - Иркутский филиал, -ГК «Форус», -ООО «Сибирские финансы», финансово-юридическая компания и др.
Опыт взаимодействия ИрГТУ с работодателями по трудоустройству студентов 2. Центр занятости населения города Иркутска ежемесячно предоставляет от вакансий. 3. Ежегодно Иркутская областная общественная организация «Байкальский ССО» привлекает до 40 % на летние строительные работы студентов университета. 4. Ежегодно весной в университете проходят ярмарки студенческих отрядов г. Иркутска под названием «Стройотряды – 20ХХ» - более 300 студентов становятся участниками стройотрядовского движения.
Опыт взаимодействия ИрГТУ с работодателями по трудоустройству студентов 5. Ежегодные тренинги, семинары проводимые ОГКУ «Молодёжный кадровый центр».
Опыт взаимодействия ИрГТУ с работодателями по трудоустройству студентов Благодарю за внимание!
Всероссийская научно-методическая конференция «Активные формы и методы обучения в формировании профессиональных компетенций: освоение российскими вузами инновационных продуктов и технологий» «Проектирование рабочих учебных программ в рамках компетентностного подхода: опыт Российского государственного гуманитарного университета» Чернов Виталий Вениаминович Д оцент кафедры социологии организаций и социальных технологий РГГУ, кандидат социологических наук, доцент (г. Москва)
Чернов В.В. - доцент кафедры социологии организаций социологии организаций и социальных технологий РГГУ, канд. социол. наук, доцент
Работодатели: идентифицировать компетенции при найме сотрудников, оценить и повысить уровень квалификации, качество труда работников, получать подготовленных в соответствии с компетентностными моделями работников всех уровней, иметь внятно сформулированные требования к профессиям внутри отрасли Работник: определять свой профессиональный уровень, основание для повышения квалификации, повышать качество труда ФГОС Государство: формировать политику в области занятости населения Сфера образования: формировать ООП ВПО на основе ФГОС, оценивать качество обучения в соответствии с требованиями заинтересованных сторон, активно обновлять содержание ООП ВПО в соответствии с изменяющимися требованиями
Определение понятий Компетенция: -способность делать что-либо хорошо и эффективно; -соответствие требованиям, предъявляемым при устройстве на работу; -способность выполнять особые трудовые функции. При компетентностном подходе акцентируется внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных социальных ситуациях.
Проектирование рабочей учебной программы ООП ВПО Начальный этап Параллельно Анализ предложенных ФГОС ВПО компетенций, поиск и определение дескрипторов (признаков освоения) этих компетенций - постановка целей; - определение задач; - место учебного курса (дисциплины) в системе ООП ВПО.
Результаты начального этапа проектирования Разработка и утверждение паспорта и программы формирования обязательных компетенций Основные разделы паспорта - определение, содержание и основные сущностные характеристики компетенции - место и значимость данной компетенции в совокупном ожидаемом результате образования выпускника вуза; - принятая структура компетенции; - планируемые уровни сформированности компетенции у студентов- выпускников ВУЗа
Паспорт компетенции (фрагмент) КОМПЕТЕНЦИЯ ОК1 «Осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания» Раздел 1. Определение, содержание и основные сущностные характеристики компетенции. Подраздел 1.3 Принятая структура компетенции Дескрипторы уровней (признаки освоения)
Паспорт компетенции (фрагмент) 1.4. Планируемые уровни сформированности компетенции у студентов- выпускников вуза Уровни сформированност и компетенции Содержательное описание уровня Основные признаки уровня ПОРОГОВЫЙ 1) понимает социальную роль права и закона. 1) в учебных и профессионально-практических ситуациях стремится вписать юридическую деятельность в социальный контекст. 2) следует принципам профессиональной этики юриста и всем правовым нормам. 2) обнаруживает уверенное знание норм профессиональной этики и правосознания юриста и готовность к их практическому применению. ПОВЫШЕННЫЙ 1) социально активен, ответственно принимает социально значимые решения. 1) учебных и профессионально-практических ситуациях задумывается о социальных проблемах, стремится предложить их решение. 2) способен учитывать в своей профессиональной деятельности ее социальные последствия. 2) уверенно прогнозирует риски и преимущества тех или иных профессиональных решений, ориентируется на этот прогноз в ситуациях принятия решений.
Завершающий этап проектирования рабочей учебной программы (УМК) определяется содержание учебной дисциплиныиндивидуальная траектория учебной дисциплины требования к результатам освоения учебной дисциплины объем учебной дисциплины, формы учебной работы оценочные средства контроляобразовательные технологии
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) С ТРЕБОВАНИЯМИ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ (фрагмент) Вид занятий /часы ТемаРезультатыКомпонент из компетенцииКомпетенция Лек. Сем. 2 ч. Тема 3. Общество и социальные институты Социология о природе общества Сущность, строение и типология общества. Право в общественной системе. Социальный институт и его динамика. Социальный институт права. Социальные функции и социальный механизм действия права Общество и социальные изменения. Социальные изменения в современной России. Объясняет: сущность, содержание, основные атрибутивные черты различных типов общества, социально-политическую трансформацию современного российского общества. Дает оценку: социальным институтам и социальным изменениям, происходящим в стране, в мире и в обществе. А4 - понимает социально- историческую роль закона и права в регулировании общественных отношений А1 - знает особенности современных обществ, основные закономерности политического и экономического развития России. В1 - знает и понимает роль государства и права в политической системе общества, в общественно- экономической жизни. ОК1 - осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессиональног о правосознания ОК9 - способен анализировать социально значимые проблемы и процессы
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (ФРАГМЕНТ) ДисциплинаКомпетенцииУчастие в формировании компетенцийВид занятий СоциологияОК-1 А2 - знает социально-философские предпосылки правовых норм. Лекции Семинар А4 - понимает социально-историческую роль закона и права в регулировании общественных отношений. Лекции Семинар С1 - владеет навыками социального прогнозирования, умеет предвидеть и учитывать возможные риски в рамках профессиональных и социальных практик. Лекция Семинар С3 - обладает социальной и нравственной ответственностью в профессиональной деятельности и общественной жизни. Семинар ОК-5А1 - знает основы социальной психологии, теории социализации, личностных типов и социальных ролей. Лекция Семинар
Содержание рабочей учебной программы (УМК): технологический подход анализ обязательных компетенций и определение дескрипторов определение индивидуальной траектории учебной дисциплины определение видов и форм занятий определение тем или разделов учебной дисциплины определение результатов освоения компетенции
Методика оценивания компетенций
Этапы внедрения ООП ВПО в РГГУ Входной контроль Наддисциплинарный курс Разработка программного обеспечения Корректировка рабочих программ на этапе оценивания (укрупнение тем по определению результатов) Создание сопровождающих документов Мониторинг
ИТОГИ ЭКСПЕРТИЗЫ ВУЗОВСКИХ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММНА ОСНОВЕ ФГОС ВПО Экспертизе подверглись основные образовательные программы 29 государственных университетов из 7 Федеральных округов России: Центральный Федеральный округ Южный Федеральный округ Северо-Западный Федеральный округ Сибирский Федеральный округ Уральский Федеральный округ Приволжский Федеральный округ Северо-Кавказский Федеральный округ
ИТОГИ ЭКСПЕРТИЗЫ ВУЗОВСКИХ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ НА ОСНОВЕ ФГОС ВПО ОБЩИЕ ВЫВОДЫ: 1. Подготовленные вузами к настоящему моменту ООП не содержат главного - нацеленности на конкретные результаты обучения (наличие в программах слов «компетенции» данной нацеленности само по себе еще не означает). 2. Наибольшая часть преподавательского сообщества до сих пор не осознала смысла проводимых реформ и тем более – их необходимости. Из-за растянутости, непоследовательности и противоречивости реформационного процесса в российском ВПО его главные участники – преподавательское сообщество и студенты – постепенно утратили понимание логики происходящего и интерес к его предполагаемой новизне. 3. Предусмотренная федеральными образовательными стандартами самостоятельность вузов при разработке новых образовательных программ пока остается для них тяжелым бременем («рамочный» характер ФГОС, предполагает существенное возрастание активности, инициативности и ответственности за разработку и реализацию образовательных программ всего преподавательского сообщества).
Проблемы, возникшие в процессе реализации ООП ВПО в РГГУ -формальный подход к внедрению ООП ВПО со стороны ряда преподавателей; -невозможность применения некоторых интерактивных методик (отсутствие IT- инфраструктуры последнего поколения); -необходимость обновления нормативной базы в соответствии с ФГОС.
Всероссийская научно-методическая конференция «Активные формы и методы обучения в формировании профессиональных компетенций: освоение российскими вузами инновационных продуктов и технологий» «Опыт применения элементов дистанционного обучения в учебном процессе в МИЭЛ ИГУ» Ахмеджанова Татьяна Дмитриевна З ам. директора МИЭЛ ИГУ по информатизации, доцент кафедры естественных дисциплин, кандидат педагогических наук (г. Иркутск) З ам. директора МИЭЛ ИГУ по информатизации, доцент кафедры естественных дисциплин, кандидат педагогических наук (г. Иркутск)
Традиционное обучение
В традиционном обучении продолжает утверждаться авторитарное взаимодействие субъекта (преподавателя) и объекта (обучаемого), которое, приучая обучающихся к некритичному потреблению информации (часто безотносительно к собственным мыслям), создает предпосылки к манипулированию сознанием, не оставляет возможностей развития интеллекта, информационной культуры будущих специалистов, усугубляет проблему гуманизации, духовности, креативности.
Оказавшись в положении обучаемого, зависимого от преподавателя и его решений о том, что, когда и каким образом следует изучать, ответственный взрослый человек испытывает чувство недовольства и сопротивления навязываемой чужой воле (иногда неосознанно)
Функциональный подход к личности, при котором ее участие в образовательном процессе сводится к освоению суммы предлагаемых извне видов деятельности, к решению типовых задач, не формирует готовность к непредвиденным изменениям, не соответствует направленности образования в будущее, которая обеспечивается развитием информационной культуры человека, обогащением его духовной и интеллектуальной сферы.
Освоение новых норм и способов педагогической коммуникации предполагает полисубъектные взаимоотношения всех участников, что в рамках традиционной учебной ситуации нам представляется труднодостижимым, и, вероятнее всего, невозможным.
Массовый специалист структурировать и видеть проблемы принимать решение, ставить реальные цели анализировать полученный результат поставить новые проблемы обладает солидным объемом знаний, не используемых в практике, недостающие знания самостоятельно добываются с трудом из-за недостаточной информационной культуры, неусвоенного системного подхода, неумения
Важнейшим условием освоения современного знания является формирование у студентов способности самоопределения по отношению к взаимоотрицающим и противоречивым суждениям авторитетов научной области, умению ориентироваться в море информации, то есть формирование у будущих специалистов высокого уровня информационной культуры.
Проблемы с усвоением большого объёма информации. Неэффективность усвоения традиционно поданного материала. С введением многоуровневого образования актуализировалась проблема организации, поддержки и сопровождения самостоятельной работы студентов. В последнее время множество нареканий вызывает сокращение учебного аудиторного времени в вузах. Программные требования остались прежними.
Если сразу дать установку на достижение предельно возможных результатов и высокий уровень подготовки, участники образовательной ситуации убеждаются, что свой творческий потенциал они используют лишь в малой степени. Информации должно быть не просто много, ее должно быть столько, чтобы можно было говорить о насыщенной информационной среде.
Для того, чтобы ее можно было усвоить, предполагается что будут выполнены такие условия, как: техническая организация потока информации; удаление психологических самоограничений; положительный психоэмоциональный настрой.
Если постоянно заботиться о мотивации участников, о создании постоянной атмосферы личной заинтересованности в результатах работы, то психологические барьеры автоматически снимаются, и участники образовательной ситуации работают без утомления.
При больших лекционных потоках нет возможности обеспечить студентам такого рода индивидуальные траектории развития. С внедрением элементов дистанционных технологий это становится реальностью.
Распространение СДО в США и Европе Интернет коммуникации Компьютерная грамотность населения Оснащение ПО
Эти же факторы в России уровень Интернет коммуникаций сравним с европейским только в Москве и центральных городах России, уровень компьютерной грамотности и уровень оснащения потенциальных студентов низкий.
Камо грядеши? Компьютерная грамотность Денег нет ПО нет Непризнание ВАК
Не всё так плохо! Для решения данной проблемы имеется«смешанная» форма обучения. Интернет технологии используются в качестве поддержки традиционного очного образования. Студенты получают доступ к СДО университета, в которой находится весь учебный материал, встроена система тестирования, есть доступ к различным онлайн библиотекам и источникам. В смешанной форме обучения часть контрольных мероприятий может проводиться онлайн, могут использоваться возможности СДО для групповых коммуникаций для выполнения различных проектов.
Ориентация на компетентностный подход к обучению в МИЭЛ ИГУ Средства и методы обучения: разнообразные виды лекций и практических занятий: традиционные - учебные, воспитывающие, развивающие, лекции-консультации, инновационные: лекции-визуализации (с использованием средств мультимедиа проводятся все лекции по информатике и информационным технологиям, по математике для 1 и 2 курса специальности «Коммерция»), бинарные, лекции- дискуссии, лекции-конференции, деловые игры, проблемные семинары, кейсы, баскет- опросы, кластеры, пазлы, ролевые игры.
Средства и методы обучения Традиционные лекции и пр. занятия Инновационные лекции Инновационные формы занятий
В ОП ИГУ размещены тесты разных типов для текущего и итогового контроля в дистанционном режиме по большинству изучаемых в МИЭЛ предметов. по русскому языку, по экологии; тестовые базы и сценарии по философии, политологии, математике, иностранному языку; с помощью тренинговой системы подготовки к тестам ФЭПО – по всем дисциплинам, участвующим в тестировании ФЭПО.
Цивилизация в диалоге культур (фрагмент)
Фрагмент курса английского языка
Математика (фрагмент)
Результаты тестирования (фрагмент)
в локальной сети МИЭЛ по иностранным языкам, по всем дисциплинам информационного цикла, по математике, экономической теории, статистике – практически по всем предметам, даже по физической культуре
Формы активизации обучения в МИЭЛ интенсивные методики с ориентацией на коммуникацию активно используются аудио- и видеотека Тренинговое и текущее контрольное тестирование учебно-методические ресурсы в локальной сети и в LMS студенческие научные конференции
Основные проблемы преподавателя МИЭЛ 65% Уровень Е- компетенции Отсутствие контента 20% Статус публикации 15%
Условия работы преподавателя В МИЭЛ созданы комфортные условия работы для преподавателя: Регулярные курсы повышения квалификации Постоянные консультации со специалистами центра информационных технологий (ЦИТ) МИЭЛ по поводу создания и использования ресурсов для локальной сети и LMS Постоянная помощь специалистов ЦИТ МИЭЛ в создании контента и его размещении в сети Поддержка и сопровождение сотрудниками ЦИТ контроля успеваемости студентов Размещение УМК в сети приравнено к публикации при прохождении конкурса ППС
Студенты овладевают такими качествами: анализ мышления и деятельности; творческий подход к решению проблем; способность принимать смелые решения; готовность принимать за них ответственность; стремление к самосовершенствованию и развитию; понимание того, что внутренние ментальные ресурсы практически безграничны. Умение правильно подбирать инструменты для их разработки; способность к рефлексии; толерантность; самоопределение; навыки организации групповой работы; критическое мышление; высокая мотивация к деятельности и учению и др.
Создание виртуального университета (РВУ), обучение персонала Создание контента для LMS MOODLE, параллельно РВУ Регулярные курсы для преподавателей в смешанном формате, активная работа Международная конференция «ИТО-Сибирь 2007» Активизация дистанционных методов, расширение компьютерной базы МИЭЛ Развитие смешанных технологий образовательного процесса в МИЭЛ
дает возможность более продуктивного общения студентов и преподавателей, способствует формированию новых компетенций как студентов, так и преподавателей, делает учебный процесс творческим, живым, интересным для всех его участников. Применение дистанционных технологий в учебном процессе
Спасибо за внимание!
Всероссийская научно-методическая конференция «Активные формы и методы обучения в формировании профессиональных компетенций: освоение российскими вузами инновационных продуктов и технологий» «Новые формы контроля во внутривузовской системе оценки качества педагогического образования в условиях реализации ФГОС» Иванова Людмила Анатольевна З ав. кафедрой педагогики ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный лингвистический университет», кандидат педагогических наук, доцент (г. Иркутск)
НОВЫЕ ФОРМЫ ОЦЕНКИ КОМПЕТЕНЦИЙ И РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В СООТВЕТСВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС Иванова Л.А., канд.пед. наук, доцент, зав. каф. педагогики ФГБОУ ВПО «ИГЛУ» Член Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России Руководитель научно-образовательного Центра «Проблемы медиаобразования в школьной и вузовской педагогике»
Статьи коллектива центра на сайтах:.
Выводы: 1.Требование измеримости в отношении компетенций как предмета контроля результатов обучения составляет на сегодняшний день наивысшую трудность как в теоретическом, так и в практических планах. 2. Компетенции возможно проверить лишь по завершении обучения в вузе (и/или на начальном этапе производственной деятельности по полученной профессии). 3. На различных этапах обучения можно проверить лишь результаты обучения, которые ведут к формированию компетенций! 4. Основная ответственность за качество образования возложена на само образовательное учреждение.
Благодарим за внимание! Желаем Вам успехов в научной и образовательной деятельности!
Всероссийская научно-методическая конференция «Активные формы и методы обучения в формировании профессиональных компетенций: освоение российскими вузами инновационных продуктов и технологий» «Образование как фактор, определяющий качество рабочей силы в инновационной экономике» Бобкова Наталья Геннадьевна Д оцент кафедры финансового менеджмента Байкальской международной бизнес-школы ИГУ (г. Иркутск)
Образование как фактор, определяющий качество рабочей силы в инновационной экономике Бобкова Наталья Геннадьевна, Байкальская международная бизнес-школа
Развитие представлений о человеке как субъекте экономической жизни XIX век20-е гг. XX в е гг. XX в. конец 80-х – начало 90-х гг. XX в. начало 90-х гг. XX в. – н/в Каждый вечер 95 процентов всех активов моей компании разъезжаются на машинах по домам. Моя задача создать такие условия труда, чтобы на следующее утро у всех этих людей возникло желание вернуться обратно. Креативность, которую они приносят в компанию, создает конкурентное преимущество. (Джеймс Гуднайт, основатель SAS)
Новые требования к рабочей силе Креативность и предприимчивость Готовность к риску Способность к критическому мышлению Готовность и способность к непрерывному обучению Профессиональная мобильность Готовность к работе в высоко конкурентной среде Универсализация работника (освоение нескольких специальностей) Готовность работника в соответствии с требованиями рынка труда быстро освоить новую для него профессию
Новые требования к рабочей силе
Если технология меняется почти каждый день, нет смысла нанимать человека потому, что он обладает специфическим набором профессиональных навыков - все равно эти навыки скоро устареют. Вам нужно стараться принимать на работу людей, которые обладают широкими универсальными способностями к решению проблем, каким бы трудным это ни оказалось (Уильям Паундстоун)
ФГОС 636 от «Менеджмент» Компетентностный подход Компетентность - наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области. Компетенция – способность применять знания, умения и навыки на практике, а также успешно действовать при решении задач общего рода. Использование активных и интерактивных форм проведения занятий Интерактивные формы – не менее 50% ауд.занятий Занятия лекционного типа – не более 30% ауд.занятий Участие обучающихся в формировании своей программы обучения Дисциплины по выбору – не менее 30% вариативной части
Образование и качество рабочей силы Образование – это … город, который постоянно прирастает новыми временами и пространствами и одновременно трансформируется, при этом сохраняя все свои состояния. Главная метафора современного образования – персональная траектория или путь, а главное содержание – искусство навигации в запутанных улицах мирового города (Владимир Никитин Идея образования)
Спасибо за внимание!
Всероссийская научно-методическая конференция «Активные формы и методы обучения в формировании профессиональных компетенций: освоение российскими вузами инновационных продуктов и технологий» «Развитие научно-исследовательской деятельности студентов педагогического вуза (на примере исторического факультета ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет)» Хисамутдинова Равиля Рахимяновна З ав. кафедрой всеобщей истории и методики преподавания истории и обществознания ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», доктор исторических наук, профессор (г. Оренбург)
Всероссийская научно-методическая конференция «Активные формы и методы обучения в формировании профессиональных компетенций: освоение российскими вузами инновационных продуктов и технологий» «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова: взаимодействие с работодателями как основными потребителями профессиональных компетенций» Кургузов Сергей Анатольевич Д оцент кафедры технологии машиностроения ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», кандидат технических наук, доцент (г. Магнитогорск) (г. Магнитогорск)
«Взаимодействие с работодателями как основными потребителями профессиональных компетенций» (на примере кафедры технологии машиностроения Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова) Кургузов Сергей Анатольевич, канд. техн. наук, доцент
Специальность «Конструкторско-технологическое сопровождение машиностроительного производства» (технология машиностроения) ЭТО ПОДГОТОВКА ТЕХНОЛОГОВ, КОНСТРУКТОРОВ, СОЗДАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИИ ПРОИЗВОДСТВА КОНЕЧНОГО ПРОДУКТА
Возможные работодатели в г. Магнитогорске: МРК, ММК, Уралспецмаш, Магус, ММК-МЕТИЗ, СУПНР, Прочие «мелкие» машиностроительные предприятия - производители
Проблемы с распределением студентов-выпускников: а) частный капитал; б) отсутствие централизованного распределения; в) стремление предприятий к «экономии» на ИТР; г) проблемы с формированием пакета заказов; д) общее снижение успеваемости и др.
ТРУДОУСТРОЙСТВО ВЫПУСКНИКОВ – ПРОБЛЕМА, КОТОРУЮ НЕОБХОДИМО РЕШАТЬ НА РАЗЛИЧНЫХ УРОВНЯХ ВУЗОВ И ПРЕДПРИЯТИЙ
ЗАДАЧА 1. Заинтересовать потребителя в нашем «товаре». ЗАДАЧА 2. Обеспечить информативное сопровождение нашей «продукции». ЗАДАЧА 3. Создать эффективную систему взаимодействия между вузом (кафедрами) и потребителем.
РЕШЕНИЕ УКАЗАННЫХ ЗАДАЧ МЫ ПРОИЗВОДИМ ПУТЕМ РЕАЛИЗАЦИИ СЛЕДУЮЩИХ ПРОЦЕССОВ: - Привлечение предприятий к проведению практик.
- Организация НИРС: привлечение студентов к научной работе со 2 – 3 курсов обучения с последующим написанием исследовательских учебных работ (по заказу производителя, например, с заключением договора о содружестве)
В продолжение указанной работы: написание научных статей, заявок на изобретения, докладов и участие в конференциях, проводимых предприятиями, и МГТУ (в том числе, в соавторстве с работниками предприятий)
- Трудоустройство студентов на машиностроительное предприятие во время учебы в вузе с заключением трудового договора (без ущерба для посещения занятий или…).
- Привлечение руководителей предприятий к участию в заседаниях ГАК
- Привлечение руководителей предприятий к оценке и экспертизе ООП (на добровольной основе)
-Реализация непрерывности образования: школа – колледж- бакалавриат (специалитет) – магистратура - аспирантура … Проведение профориентационной работы.
Перспективные направления для кафедры: 1. Создание базы данных выпускников с указанием их достижений в различных областях (учебе, социальном поведении, науке…). 2. Обратная связь кафедры с выпускниками и работодателями.
Результат взаимодействия: - выпускники нашей кафедры работают руководителями, мастерами, бригадирами на всех перечисленных предприятиях, фирмах, заводах и в их подразделениях; - по специальности работают – 30-40% выпускников.
Спасибо за внимание!
Всероссийская научно-методическая конференция «Активные формы и методы обучения в формировании профессиональных компетенций: освоение российскими вузами инновационных продуктов и технологий» «Проблемы активации процессов формирования общекультурных компетенций в педагогических вузах: к вопросу о виктимогенном слое в субкультуре детства» Мельникова Елена Ивановна С тарший преподаватель кафедры всеобщей истории, философии и социальных наук Кузбасской государственной педагогической академии (г. Новокузнецк)
Благодарность участникам конференции Руководство Института социальных наук ФГБОУ ВПО «ИГУ» и социологическая лаборатория региональных проблем и инноваций ИСН и НИЧ ФГБОУ ВПО «ИГУ» выражают глубокую благодарность всем участникам конференции за проявленный интерес и активное обсуждение актуальнейших проблем в развитии высшего профессионального образования в России.
Составители электронного издания: Грабельных Татьяна Ивановна - заведующая социологической лабораторией региональных проблем и инноваций ИСН и НИЧ ФГБОУ ВПО «ИГУ», доктор социологических наук, профессор Козлова Елена Сергеевна - научный сотрудник Социологической лаборатории региональных проблем и инноваций ИСН и НИЧ ФГБОУ ВПО «ИГУ» Жагарина Анастасия Анатольевна (ИСН ИГУ)