Инновационные оценочные средства в условиях компетентностного подхода
Алгоритм разработки КОС по ПМ 1.Анализ, корректировка и уточнение показателей оценки результата, приведенных в 5 разделе программы модуля. 2. Определить, какой вклад обучение по ПМ вносит в формирование каждой ПК и ОК. 3. Определить показатели для оценки профессиональных и общих умений с учетом специфики содержания ПМ и времени его изучения.
Алгоритм разработки КОС по ПМ 4. Разработка типовых заданий для поэтапной проверки теоретического курса ПМ (МДК) и результатов прохождения практики. 5. Разработка типовых заданий для экзамена (квалификационного) по ПМ. -Выбор формы экзамена; -Определение количества заданий для экзамена (зависит от количества проверяемых компетенций )
Типы контрольно-оценочных заданий: «задание - проект» (изготовление готового продукта); «задание - конструктор» (сборка (разборка) целого из отдельных элементов); «задание - исследование» (выявление проблемы, закономерности, тренда, предполагающее самостоятельную работу с источниками информации); «задание - роль» (демонстрация профессиональной деятельности в роли специалиста); «задание - ситуация» (формирование предложений в рамках профессиональной деятельности для разрешения определённой проблемной ситуации).
Оценочные средства (в условиях компетентностного подхода) ТрадиционныеИнновационные
Традиционные оценочные средства
Виды контроля Устный опрос Достоинства: позволяет оценить знания и кругозор студента, умение логически построить ответ, владение монологической речью и иные коммуникативные навыки, обладает большими возможностями воспитательного воздействия преподавателя. Письменные работы Достоинства: экономия времени преподавателя; возможность поставить всех студентов в одинаковые условия, объективно оценить ответы при отсутствии помощи преподавателя, проверить обоснованность оценки; субъективности при оценке подготовки студента. Контроль с помощью технических средств и информационных систем Достоинства: оперативное получение объективной информации об усвоении студентами контролируемого материала, возможность детально и персонифицировано представить эту информацию преподавателю, формирования и накопления интегральных (рейтинговых) оценок достижений студентов по всем дисциплинам и модулям образовательной программы, привитие практических умений и навыков работы с информационными ресурсам и средствами, возможность самоконтроля студентов.
Формы контроля (могут совпадать для разных видов контроля) собеседование; коллоквиум; тест; контрольная работа; лабораторная, расчетно-графическая и т.п. работа; эссе и иные творческие работы; реферат; отчет (по практикам, научно-исследовательской работе студентов и т.п.); зачет; экзамен (по дисциплине, модулю, итоговый государственный экзамен); курсовая работа; выпускная квалификационная работа.
Инновационные оценочные средства
Тест Разделение по уровням сложности: Первый уровень (знакомство) - тесты по узнаванию, Второй уровень (репродукция) - тесты-подстановки, - конструктивные тесты, - типовые задачи Третий уровень (продуктивная деятельность) -тесты – задания Четвертый уровень - тесты - проблемы, сопровождающаяся получением объективно новой информации.
Виды тестов Стандартизированный тест Тесты – действия Ситуационные тесты Тест (методика) последовательных ситуаций
Кейс-метод «кейс» – папка, чемодан, портфель (можно перевести и как «случай, ситуация»).
Структура кейса Ситуация – случай, проблема, история из реальной жизни Контекст ситуации - хронологический, исторический, контекст места, особенности действия или участников ситуации. Комментарий ситуации, представленный автором (преподавателем). Вопросы или задания для работы с кейсом. Приложения
Этапы разработки кейса Определение места кейса в системе образовательных целей. Поиск институциональной системы, которая будет иметь непосредственной отношение к теме кейса. Построение, или выбор модели ситуации. Создание описания. Сбор дополнительной информации. Подготовка окончательного текста. Презентация кейса, организация обсуждения.
Результаты работы с кейсом Учебные: - Освоение новой информации - Освоение методов сбора данных - Освоение методов анализа - Умение работать с текстом - Соотнесение теоретических и практических знаний
Результаты работы с кейсом Образовательные: Создание авторского продукта Образование и достижение личных целей Повышение уровня профессиональной компетентности Появление опыта принятия решений, действий в новой ситуации, решения проблем
Метод проектов Представляет собой социально значимую задачу, связанную с будущей профессиональной деятельностью.
Портфолио Три основные типа портфолио: 1. Портфолио документов 2. Портфолио работ 3. Портфолио отзывов
Спасибо за внимание!