П.С.Чубик, М.Г.Минин, О.В.Шипулина Томский политехнический университет Томск, Россия Независимая экспертиза качества знаний в системе подготовки бакалавров.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Оценка качества знаний студентов в условиях кредитно-рейтинговой системы Авторы: Минин М.Г., Стась Н.Ф., Жидкова Е.В.,
Advertisements

РАЗРАБОТКА КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ.
Содержание и структура модуля «Технологии проектирования профессионально ориентированного обучения в медицинском вузе» Лопанова Елена Валентиновна, Омская.
Диагностика и мониторинг в начальной школе МОУ СОШ 2 г. Краснокамска учитель Леткеман Л.П.
Автор: Лаврентьева Елена Анатольевна. Возможности использования образовательных технологий на уроках обществознания в профильной школе –Цели профильной.
1 Учебно-методическое объединение ВУЗов Российской Федерации по образованию в области горного дела. Профессор Петров В.Л. Апрель 2012 Особенности разработки.
Создание теста с помощью программы My Test МКОУ СОШ с. Вязовка учитель физики Харитонов Г.В.
Тестовые технологии как средство повышения качества образования Педсовет г.
«Развитие исследовательской культуры учителя». Исследовательская культура учителя: Определенный способ и результат творческой самореализации учителя в.
Инновационные оценочные средства в условиях компетентностного подхода.
ВНУТРИШКОЛЬНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ.
Информационно- коммуникационные технологии в реализации контроля и оценки учебных достижений учащихся.
Методическое сопровождение подготовки учащихся к ЕГЭ.
Российский государственный университет туризма и сервиса ПОДХОД К РАЗРАБОТКЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ФГОС ВПО (для текущего контроля.
Рекомендации по введению в вузах ФГОС ВПО III III поколения в области хореографического искусства и разработке основных образовательных программ АКАДЕМИЯ.
«…мы…разработаем и введем новые требования к качеству образования… введем мониторинг и комплексную оценку академических достижений ученика, его компетенций.
ОЦЕНИВАНИЕ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Швецов С.П. МОУ ГСОШ 2.
Федеральный институт развития образования. Проблемы и перспективы развития системы гарантии качества высшего образования» «Проблемы и перспективы развития.
Page 1 Что нужно знать родителям о диагностике?. Page 2 Что такое диагностика? Диагностика проводится добровольно по заявке школы, только в тех классах.
«Учитель живет до тех пор, пока учится; как только он перестает учиться, в нем умирает учитель». К.Д. Ушинский ( ) «Новый стандарт это, прежде.
Транксрипт:

П.С.Чубик, М.Г.Минин, О.В.Шипулина Томский политехнический университет Томск, Россия Независимая экспертиза качества знаний в системе подготовки бакалавров

Основная задача подготовки бакалавров - научить его умениям приобретать и оперировать знаниями. Бакалавр должен владеть культурой мышления, уметь организовать свой труд, анализировать свои возможности, быть способным к проектной деятельности, ставить цели и формулировать задачи, быть готовым к работе в коллективе, знать методы управления, методически и психологически быть готовым к изменению вида и характера своей профессиональной деятельности. РОЛЬ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ

Особая роль в подготовки бакалавров отводится контролю приобретенных им умений в процессе обучения. Это же подчеркнул В.М.Филиппов комментируя подписание Болонской декларации в 2003 году. Он отметил, что одной из целей проекта является создание такой системы аттестации контроля качества образования, которой бы доверяло европейское сообщество и в масштабах страны, и внутри каждого университета.

Однозначно В.М.Филиппов обозначил вопрос обеспечения контроля качества в вузах на встрече проректоров по учебной работе ( «Пока мы придерживаемся принципа: сам учу – сам проверяю. Контроль качества образования должен проходить с участием преподавателей деканата, студентов, работодателей. Мы должны выстраивать в каждом учебном заведении систему обеспечения контроля качества образования».

Особое значение контроль качества знаний приобретает в условиях введения единой системы учета трудоемкости учебной работы (кредитах). При новой системе измерения трудоемкости за каждой кредитной единицей должны пониматься не просто физические часы, а реально усвоенные знания. Поэтому оценка качества должна основываться не на длительности и содержания обучения, а на тех знаниях, умениях и навыках, которые приобрели студенты.

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К СОЗДАНИЮ НЕЗАВИСИМОЙ СИСТЕМЫ АТТЕСТАЦИИ СТУДЕНТОВ В новых условиях в вузах необходимо формирование единой системы педагогического и информационного мониторинга. Качество образования достаточно полно проявляется в свойствах конечного продукта, т.е. в достигнутом уровне знаний, умений и навыков студентов. Объективность, полнота и систематичность информации позволят создать все необходимые условия для подготовки, принятия и реализации управленческих решений на всех уровнях управления.

Таким образом, реализация управления качеством образования обеспечится наличием эффективной системы диагностики конечных результатов образовательной деятельности, базирующейся на единых подходах к содержанию, форме, анализу результатов испытаний, и, включающую стандартизованные измерители параметров качества знаний, диагностические методики и средства обработки результатов диагностики.

МЕТОДОЛОГИЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ ПО ПРЕДМЕТАМ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ЦИКЛА В Томском политехническом университете ведутся поиски новых средств контроля качества знаний студентов, в частности, создается независимая экспертная система, которая используется на этапе промежуточного и итогового контроля знаний студентов. Основу этой системы составляет стандартизированный комплекс диагностики качества знаний.

Мировой практикой доказано, что наиболее эффективным средством для объективной оценки качества знаний являются тестовые технологии. За последние 10 лет в российском образовании этим технологиям уделяется самое серьезное внимание. Четырехлетний эксперимент с Единым государственным экзаменом подтвердил правильность стратегии Минобразования РФ на независимую аттестацию школьников и новые механизмы зачисления абитуриентов в вузы.

Но эксперимент по ЕГЭ выявил и массу проблем и, прежде всего, по разработке качественных контрольно-измерительных материалов по предметам. Оказалось, что в стране очень мало специалистов, имеющих подготовку в области педагогических измерений. Именно этим обстоятельством вызвано открытие новых кафедр подготовки тестологов в РУДН г.Москва и ТПУ г.Томск.

Создание независимой экспертной системы оценки качества знаний в ТПУ началось с разработки контрольно-измерительных материалов по наиболее массовым общеобразовательным предметам – математике, физике и химии. Технологические основы разработки и функционирования независимой системы диагностики качества знаний позволяют проектировать организацию контроля как на любом этапе обучения, так и для любого локального элемента (учебного предмета, раздела, темы), а также организации входного контроля.

Методическая система использования алгоритмов и структурно-логического анализа учебного материала, выделения опорных, базовых единиц знания в каждом разделе курса изучаемого предмета явится средством активизации познавательной и самостоятельной деятельности студентов, формирования и развития способности самоконтроля и оптимизации усвоения учебной информации, развития и наиболее продуктивного функционирования субъект- субъектных отношений преподавателя и студента в процессе обучающего контроля знаний.

Тест - система заданий, специфической формы, позволяющая оценить структуру знаний и измерить их уровень. Тестовый контроль предполагает краткость ответа и его формализацию. Но вместе с тем, тестирование по сравнению с традиционными средствами контроля имеет ряд преимуществ: объективность, оперативность обработки данных, действенность, возможность тренинга, индивидуального подхода, многократность проверки, технологичность, что позволяет автоматизировать диагностику, обрабатывать и накапливать статистические данные. Содержательная валидность теста несравненно выше, чем любая другая форма диагностики

Построение и реализация экспертной системы качества знаний включали ряд узловых моментов: конкретизация целей обучения; выявление ведущих факторов и критериев качества образования; этапов технологии диагностики; принципов осуществления обратной связи в образовании. Все перечисленные проблемы в исследованиях решались с использованием единых для всех участников образовательного процесса подходов.

Ключевым звеном независимой экспертной системы является банк тестовых заданий. Задания в основном, открытого типа со свободным ответом. Основа таких заданий - проверка уровня мыслительной деятельности на базе конкретного материала, способность к анализу, сравнению, расчетам. Задание можно выполнить при условии, что экзаменуемый для решения воспользуется знанием фундаментальных представлений и закономерностей без которых изучить предмет нельзя.

Цель – диагностировать способности индивидуума к применению этих знаний в новой, незнакомой ситуации. При этом ответы на вопросы основываются на минимально необходимой информационной базе по предмету и свободном владении теоретическими знаниями. По результатам экзамена легко определялись хорошо и слабо усвоенные темы предмета и общая подготовка студента. Для удобства обработки результатов тестирования, задания алгоритмизированы.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА В 2003/04 году проект был реализован в виде семестрового экзамена по предмету химия для 4 факультетов нехимических специальностей на репрезентативной выборке 1130 студентов. Результаты экзамена объективно отражают уровень усвоения знаний студентами не только предмета, но и отдельных тем. Это позволяет различным категориям участников (студентам, преподавателям, управленцам) принимать на своем уровне соответствующие решения и организовать мероприятия по корректировке образовательного процесса.

18

19

20

Результаты обработки экзамена в группе 2520 (ИГНД) Качественная успеваемость по группе Качественная успеваемость по темам

Результаты обработки экзамена в университете (ТПУ) Качественная успеваемость по университету

Результаты обработки рубежного контроля по химии (март 2004 г.) Качественная успеваемость по темам на факультете

ВЫВОДЫ 1.Независимая система диагностики конечных результатов образовательной деятельности – важнейший фактор управления качеством образования. 2.Наиболее эффективным средством измерения, обеспечивающим объективность, оперативность обработки данных, технологичность, совместимость результатов студентов в процессе контроля, являются педагогические тесты. 3.Независимая экспертная система качества знаний должна базироваться на единых подходах к содержанию, форме и анализу результатов. Включать стандартизованные измерители качества знаний, диагностические методики и средства обработки результатов диагностики. 4.Основу банка тестов должны составлять задания, проверяющие уровень мыслительной деятельности, способность к анализу, сравнению, расчетам. 5.Результаты эксперимента 2003/2004 года независимой экспертизы качества знаний объективно отражают уровень знаний студентов по предмету. Позволяют организовать обратную связь для принятия решений на всех уровнях управления образования.