Компьютерная графика как средство профессиональной подготовки студентов специальности «Изобразительное искусство и черчение» Автор:Казанова Г. Я. преподаватель Чебоксарского педагогического колледжа им. Н.В.Никольского
Проблема: как повысить уровень профессиональной подготовки учителей изобразительного искусства и черчения средствами компьютерной графики. Объект исследования: профессиональная подготовка учителей изобразительного искусства и черчения в условиях новых информационных технологий. Предмет исследования: процесс использования компьютерной графики для подготовки учителей изобразительного искусства и черчения. Цель: повысить качество профессиональной подготовки специальности «Изобразительное искусство и черчение» средствами компьютерной графики. Задачи: - осуществить анализ методической литературы по проблеме профессиональной подготовки учителей изобразительного искусства средствами компьютерной графики; - разработать программу «Основы компьютерной графики» для специальности «Изобразительное искусство черчение». - апробировать данную программу и дать методические рекомендации по проведению занятий; - проанализировать полученные результаты.
I. Проблемы профессиональной подготовки учителей изобразительного искусства и черчения с внедрением новых информационных технологий в процесс образования Анализ подходов к использованию компьютерных технологий в условиях педагогического образования. Компьютерная графика – это специальная область информатики, занимающаяся, методами и средствами создания и обработки изображений с помощью программно-аппаратных вычислительных комплексов. Вопросы, связанные с обоснованием использования в учебном процессе конкретных программ компьютерной графики, представлены в основном на материалах конкретных тем и разделов различных учебных дисциплин. Основное внимание уделяется не выявлению сущностных свойств программ и способов работы с ними в процессе освоения, а их отдельным, инструментальным возможностям. Возможность выявления инвариантов в характере работы компьютерной графики и обоснования профессионально-сущностных причин их отбора для обучения представляет особую проблему компьютерно-графического образования в подготовке учителей изобразительного искусства и черчения.
В процессе работы с компьютерной графикой обучающиеся получают базовые навыки работы в графических редакторах, узнают рациональные приемы получения изображений, средства, с помощью которых создаются эти изображения, осваивают базовые приемы работы с векторными и растровыми фрагментами, приобретают знания об истоках и истории компьютерной графики, о ее видах, осваивают принципы работы сканера и принтера, технологии работы с фотоизображениями и т. п.
Компьютерная грамотность с владением компьютерной графики для педагога – это: - оформление школьной документации, - подготовка дидактического материала по предмету (красочные полиграфические плакаты по темам, учебные пособия, мультимедийные презентации и т.д.) - оформление стендов, классных и школьных интерьеров, зрелищных мероприятий, - подготовка электронных учебных пособий и учебников, - возможность обмена методическим опытом в области электронных образовательных ресурсов сети Интернет.
1.2 Интеграционный подход к использованию компьютерной графики в профессиональной подготовке учителя изобразительного искусства и черчения. Изучение компьютерной графики для будущих учителей изобразительного искусства и черчения носит интеграционный характер, что продиктовано особенностью его профессиональной деятельности. Для студента данной специальности компьютерная графика – не просто высокие изобразительные возможности компьютера, но и мощный помощник для выполнения учебных заданий и реализации проектов. Мы можем говорить об интеграции компьютерной графики почти со всеми изучаемыми дисциплинами по специальности.
Положительные моменты в использовании графических программ При изучении других предметов студенты видят практическое применение своих компьютерных знаний, что значительно повышает познавательную активность студентов. Графические редакторы способствуют самостоятельному творчеству, намного сэкономив время студента. Творческую работу или целый проект студента можно сохранить на жестком диске или вывести на принтер, растиражировать, что немаловажно. Средства компьютерной графики расширяют возможности представления учебных, самостоятельных работ.
II. Методика преподавания компьютерной графики для специальности «Изобразительное искусство и черчение». Цели и задачи курса: - дать студентам представление о методах и средствах сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации; - ознакомить с устройством и общими принципами работы компьютера; - научить использовать современные компьютерные технологии в профессиональной деятельности педагога- художника. - обучить приемам и методам составления проектов, используя программы для векторной и растровой графики; - формировать информационную культуру студентов.
Требования к знаниям и умениям. Студенты должны: знать: - устройство и общие принципы работы персонального компьютера; - базовые основы компьютерной графики; - особенности векторной, растровой, фрактальной, 3D-графики; уметь: - самостоятельно подбирать и использовать соответствующее программное обеспечение для создания графических проектов; - использовать компьютерные технологии в повседневной и в профессиональной деятельности художника-педагога.
2.1. Содержание дисциплины «Основы компьютерной графики». Основы работы на ПК - 8 ч. Растровая графика. Adobe Photoshop ч. Векторная графика Corel DRAW ч. Фрактальная графика. Corel Painter. – 4 ч Трехмерная графика 3D-Studio Max. – 30 ч.
Фотоколлаж в Adobe Photoshop
Работа по теме «Слои в Adobe Photoshop »
Обработка изображений в Adobe Photoshop
Работы по теме «Режимы смешивания слоев
Возможности программы Corel DRAW
Дипломаты I и III степени Республиканского конкурса плакатов А.Дмитриев и И.Николаева на фоне своих работ.
Сюрприз от выпускников
Методические особенности, формы и средства обучения. Методика ведения уроков нацелена не на изучение всех инструментальных возможностей пакета, а на получение практических умений для разумного, самостоятельного выбора инструментария для достижения целей. Задания на уроках тесно перекликаются с заданиями по дисциплинам «Дизайн», «Оформительское дело», «Художественная обработка материалов», «Композиция», «Цветоведение» и т.д. Контрольные уроки предусмотрены в виде практических самостоятельных работ по изученной теме или разделу. Разработаны тестовые задания по разделам. Для успешной работы на занятиях имеются интерактивные обучающие курсы по всем программам компьютерной графики, видеоуроки, как профессиональных дизайнеров- компьютерщиков, так и самостоятельно разработанные преподавателем.
Работа с компьютером - это всегда освоение нового. Для сферы среднего профессионального образования средства компьютерной графики открывают принципиально новые возможности: в процессе анализа изображений студенты могут динамически управлять их содержанием, формой, размерами и цветом, добиваясь наибольшей наглядности. Применение компьютерной графики при подготовке будущих учителей изобразительного искусства способствует развитию таких важных для специалиста качеств, как интуиция, профессиональное чутье, образное мышление, развивает познавательную активность студентов.
Выводы - выявлены особенности использования компьютерной графики в профессиональной подготовке учителей изобразительного искусства и черчения; - разработана и апробирована учебная программа по дисциплине «Информатика и основы компьютерной графики» для использования в процессе подготовки учителей изобразительного искусства и черчения; - внедрены в практику технологические карты, раскрывающие инструментальную и практикоориентированную аспекты изучения компьютерной графики на основе интеграции спецдисциплин; - обоснованы критерии отбора компьютерных графических редакторов с учетом содержания образовательных программ и квалификационных требований подготовки специалистов.
Возможности Corel Painter