Учитель, образ его мыслей – вот что самое главное во всяком обучении и воспитании. А. Дистервег.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Некомпетентностное обучениеКомпетентностное обучение Наука рассматривается как свод фактов, понятий, законов и теорий Наука рассматривается как общечеловеческий.
Advertisements

Системно- деятельностный и компетентностный подходы в образовании.
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ Достаточно проводить хотя бы каждый десятый или каждый двадцатый урок в логике компетентностного подхода, чтобы учебная.
«Компетентностный подход в преподавании». «Просто знать – мало, знания нужно уметь использовать» Гёте - «Как учить детей?» - «Как развивать у учащихся.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 1 г. Ершова Саратовской области» "Дополнительное образование учащихся –
Педагогический совет «Компетентностный подход – реальность современного образования»
Компетентностный подход в преподавании истории и обществознания МОУ СОШ 8 учитель истории Галкина А.Б.
«Компетентностный подход на уроках обществоведческого цикла и во внеурочной деятельности» «Если вы не представляете, с какими ситуациями могут сталкиваться.
Цель: определить наиболее значимые профессиональные компетенции для педагогического коллектива школы. Задачи: 1. Рассмотреть понятия: компетентностный.
Как реализовать компетентностный подход Немного из теории вопроса.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ «Развитие педагогических компетенций учителей естественно-математического цикла»
Внедрение ФГОС показало, что концептуальные идеи и прописанные пути реализации Федерального государственного стандарта второго поколения актуальны и востребованы.
Компетентностный подход на уроке. Современные требования к уроку. Современные требования к уроку.
Компетентностный подход в образовании – путь повышения его качества Расширенное заседание методического совета 29 ноября 2010 года.
Мониторинг валеологической компетентности как интегрального показателя нового качества образования» Зам.директора по воспитательной работе МБОУ Солонцовская.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Начальная общеобразовательная школа 63»
«Формирование ключевых компетенций на уроках географии как условие повышения качества образования обучающихся» Яковлева М.Г. МБОУ «Зиминский лицей», учитель.
Способствовать обучению учителей моделировать собственный педагогический опыт через компетентностный подход к образованию.
Компетентностный подход в обучении химии "Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить» А. Дистервег А. Дистервег.
Компетентностный подход в образовании. Компетентностный подход – это совокупность общих принципов определения целей образования отбора содержания образования.
Транксрипт:

Учитель, образ его мыслей – вот что самое главное во всяком обучении и воспитании. А. Дистервег

Компетентностный подход Компетентностный подход – это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов.

ОБУЧЕНИЕ: компетентностное и некомпетентностное Отечественная школа обеспечивает выпускника хорошим набором знаний и предметных умений, однако нередко мы сталкиваемся с повторяющимися фактами: хорошо успевающий ученик (ученица), окончив школу, оказывается в жизни неуспешным человеком; золотой или серебряный медалист, отлично знающий предметы в рамках школьных программ, не выдерживает конкурсный экзамен в избранный вуз; молодой специалист выпускник института слишком долго адаптируется на рабочем месте, хотя объем профессиональных знаний и умений, полученных им в институте, вполне достаточен; в критический момент выясняется, что полученные в школе знания и умения не подходят к жизненной ситуации, которую нужно срочно разрешить; подавляющее большинство знаний и умений, полученных в школе, оказываются вообще не востребованными в жизни.

Что дает компетентностный подход учителю и ученику? Компетентностный подход позволяет: согласовать цели обучения, поставленные педагогами, с собственными целями учащихся. подготовить учеников к сознательному и ответственному обучению в вузе или колледже и исключить ту распространенную ситуацию, когда высокая степень свободы студента опьяняет его и приводит к «завалу» первой же сессии; подготовить учащихся к успеху в жизни, развивающейся по непредсказуемым законам; повысить степень мотивации учения, прежде всего, за счет осознания его пользы для сегодняшней и последующей жизни учащихся; облегчить труд учителя за счет постепенного повышения степени самостоятельности и ответственности учащихся в учении; разгрузить учащихся не за счет механического сокращения содержания, а за счет повышения доли индивидуального самообразования, переноса внимания к способам работы с информацией, групповому распределению нагрузок и изменению мотивации; н е в теории, а на практике обеспечить единство учебного и воспитательного процессов.

Деятельностное содержание образования Деятельностное содержание образования Таблица 1 Подход Основной результат обучения Примеры типичных форм контроля результатов обучения Пример контролирующего задания Знаниевый Владение знаниями Экзамены по билетам. Тест Дать развернутый ответ на вопрос: «Жесткость воды и пути ее устранения» Зуновский Владение умениями Изложение. Сочинение. Типовая расчетная задача. Демонстрация опыта Продемонстрировать опыт, иллюстрирующий взаимодействия жесткой воды с моющими средствами Компетент ностный Готовность использовать полученные знания и умения в незнакомой жизненной ситуации Ранее не встречавшаяся задача. Выполнение и защита исследовательского или практико- ориентированного проекта. Презентация портфолио достижений Предложить и продемонстрировать на практике несколько альтернативных способов решения проблемы стирки белья в условиях местности с очень высокой степенью жесткости воды

Как устроен компетентностный стандарт образования Компетентностный стандарт – это стандарт результатов образования. Для учителя стандарт образования– важный ориентир и индикатор успешности собственной деятельности.

Что такое ключевые компетенции? Компетенция готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации. Компетенция это готовность действовать в ситуации неопределенности. Компетенции подразделяют на ключевые и профессиональные. Ключевыми называют компетенции, которые являются универсальными, применимыми в различных жизненных ситуациях. Четыре элементарных ключевых компетенций: информационная компетенция; коммуникативная компетенция; кооперативная компетенция; проблемная компетенция. Профессиональные компетенции не столь универсальны, как ключевые. Важнейшие базовые компетенции: предметная готовность к деятельности по преобразованию различных предметов, например: знаковых систем, химических веществ, живых организмов, сырья и материалов, знаний и умений и др.; методологическая готовность использовать различные методы деятельности; технологическая готовность к использованию различных технологических процессов; менеджерская готовность к профессиональной деятельности, имеющей организационный характер; предпринимательская готовность к профессиональной деятельности, имеющей инновационный характер.

Структура компетенции Схема 1 Схема 2 Компоненты ключевой компетенции Внутренние ресурсы, Внешние ресурсы, Самоуправление, Мобилизация. Готовность к мобилизации Способность к самоуправлению Внутренние ресурсы Внешние ресурсы Ситуация Мобилизация Самоуправление Ресурсный пакет Внутренние ресурсы Внешние ресурсы

Какие бывают ключевые компетенции? Информационная компетен ция, Коммуникативная компетенция, Проблемная компетенция, Кооперативная компетенция. Составные и комплексные компетенции: Самообразовательная компетенция, Валеологическая компетенция, Информационно-технологическая компетенция, Гражданская компетен ция.

Ключевые компетенции и общеучебные умения и навыки СходстваРазличия 1. Востребованы при изучении всех учебных предметов, а также во внеурочной деятельности учащихся, на занятиях дополнительного образования, во время экскурсий, в ходе выполнения проектов. 2. Не могут формироваться средствами одного предмета, поскольку требуются согласованные действия всех учителей, а также классного руководителя, и это составляет основную сложность их формирования. Не могут преподаваться как отдельный учебный предмет, например, «Развитие речи» или «Основы исследовательской компетенции». 3. Педагогические задачи по формированию как ОУУН, так и ключевых компетенций являются не столько обучающими, сколько развивающими задачами; они требуют не столько «наполнения» учащегося новыми знаниями и умениями, сколько изменения стратегии его мышления, речи, учебной деятельности в целом ОУУН охватывают учебную деятельность, а ключевые компетенции все виды деятельности, включая будущую профессиональ ную

Целеполагание Цели формирования и развития ключевых компетенций сложны и объемны, они не могут быть решены средствами одного урока или одной учебной темы, даже если формулировать их поэлементно, через формирование и развитие отдельных элементов той или иной компетенции. В этом они сродни традиционным воспитательным и развивающим задачам обучения. Цели формирования ключевых компетенций должны быть соотнесены по меньшей мере с годичными целями учебного курса или, еще лучше, с целями общеобразовательной программы школы, конкретизированными по возрастным группам и по классам. Ключевые компетенции это результат договоренности между обществом (родителями, местными вузами, местными работодателями, местными властями) и школой о том, какие именно результаты, общего образования общество желало бы видеть. КОМПЕТЕНЦИЯ = ЗНАНИЕ + ОПЫТ

Некомпетентностные формы и методы Монолог учителя; Фронтально – индивидуальный опрос; Информирующая беседа; Самостоятельная индивидуальная работа учащихся с учебником (или другими пособиями) по заданиям, указанным учителем; Демонстрация видеофильма; Экскурсия; Проверочная или контрольная работа, проводимая в традиционной форме.

Проблему развития компетентности в школьном обучении нам все равно придется решать. Но что бы ее решить, надо отважиться решать. Нам, педагогам и психологам образования, надо понять суть компетентности в реальных жизненных проявлениях. В частности, надо понять, что из себя представляет предметная компетентность не в высоколобых рассуждениях, а на практике. Может быть, тогда мы станем свидетелями зарождения нового педагогического мышления.