Применение тренинговых элементов на учебных занятиях в целях повышения эффективности коммуникативного общения
«тренинг» (от анг. training – воспитание, обучение, подготовка) вошло в русский язык в последние десятилетия. До этого применялся термин « тренировка» Тренинг представляет собой планомерно осуществляемую программу разнообразных упражнений с целью формирования и совершенствования умений и навыков, повышения эффективности какой либо деятельности.
Ограниченностью целей –используется для достижения строго определённых, узких целей Поведенческой направленностью – служит не только расширению знаний, сколько отработке определенных образцов или моделей поведения. Прикладным характером – больше, чем другие методы обучения, подчинён непосредственному решению практических задач. Тренинг отличается от других средств обучения прежде всего:
Краткая характеристика основных видов тренинга 1. Т-группы - развитие личности в межличностном пространстве 2. Б-группы – тренинг жизненных умений 3. Пси-группы – решение личностных проблем 4. В – группы – свободного самоопределения. 5. ТА-группы – тренинг самопознания и саморазвития 6. Г-группы – самоактуализации и саморегуляции
Характеристика тренинговых элементов Индивидуальная работа – (самостоятельная работа, контрольная работа, упражнения и тд ) Парная работа Малая группа (3-4 человека) Большая группа (7-12 человек)
Для студентов наиболее перспективны тренинги и аутотренинги: ( Аутотренинг – синтетический метод, основанный на приемах самовнушения, гипноза, индийской системы йога и методах рациональной психотерапии) Волевых Лидерских качеств Самомотивации Социальной компетенции: публично выступать, строить модель взаимодействия с коллегами и руководством, разрешать конфликты и т.д.
Цель тренинговых форм: Экспериментировать с различными стилями общения, Осваивать и отрабатывать совершенно иные, неиспользованные ранее коммуникативные умения и навыки Выражать себя своими индивидуальными средствами.
Используемые формы 1. Тесты («Знаешь ли ты себя?»., «Моя объективность»., «Общительный ли я?», «Направленность личности»., «Каков я на самом деле?», «Темперамент», «Характер» и т.д. Индивидуальная работа 2 Упражнения. Работа в парах, в малых и больших группах
Первая встреча Состоит из 2-х этапов 1 этап – групповая беседа, о целях, задачах, данного предмета. Мнение студентов об этой дисциплине. 2 этап – индивидуальное собеседование. Знакомство с каждым студентом.
Хорошими людьми становятся больше от упражнения, чем от природы. Демокрит