ИДНО Кафедра инженерной педагогики Принципы дидактики ВШ Доцент Беломестнова Эмилия Николаевна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Диагностика профессионализма учителя. Ярко выражено Имеет место Понимание целей и задач, места учебного предмета в системе обучения, воспитания и развития.
Advertisements

Современные образовательные технологии как средство повышения мотивации в инновационной деятельности Выполнила: Голенева Ирина Александровна.
Технология проектирования урока © МОУ ДПО «Информационно-образовательный Центр» © Тьюторы Семенова О.Ю., Волченкова Н.А.
« Виноградовский урок : цель, содержание, технологии ». Струкова Тамара Николаевна Учитель начальных классов.
Основные понятия в области научного-педагогического исследования 1) Проблема, объект и предмет научно-педагогического исследования 2) Цели и задачи научно-педагогического.
ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ. Принципы и компоненты процесса обучения Процесс обучения совокупность последовательных взаимосвязанных действий учителя и.
Урок как форма обучения истории. Типы уроков Тип урока понятие, связанное с варьированием структуры урока, его содержательных элементов.
Программа по предмету в соответствии с требованиями ФГОС ООО ГМО учителей технологии.
Урок и новые стандарты Работу выполнила учитель химии, географии Теняева В. Н.
Методика преподавания химии Лекция 1 Введение. Методы и средства обучения химии.
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ БАЗОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ.
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ БАЗОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ.
В основе Стандарта лежит системно- деятельностный подход, который предполагает (текст ФГОС п.7 «общие положения»): воспитание и развитие качеств личности,
Современные образовательные технологии. Поиски ответов не только на вопросы "чему учить?", "зачем учить?", "как учить?", но и на вопрос "как учить результативно?"
Формирование универсальных учебных действий. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Цель программы - Развитие у ребёнка интереса к познанию своей страны и её духовного величия, её значимости в мировых масштабах. Задачи: создание условий.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.
Формирование универсальных учебных действий. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Формирование универсальных учебных действий. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Формирование универсальных учебных действий. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Транксрипт:

ИДНО Кафедра инженерной педагогики Принципы дидактики ВШ Доцент Беломестнова Эмилия Николаевна

Принципы дидактики ВШ 1.Научность 2.Систематичность и последовательность 3.Системность 4.Межпредметные связи 5.Связь теории и практики обучения с жизнью 6.Политехнизм и профессиональная направленность 7.Наглядность 8.Доступность 9.Дифференцированный и индивидуальный подходы. 10.Создание положительного отношения к учению и мотивация Принципы дидактики ВШ 1.Научность 2.Систематичность и последовательность 3.Системность 4.Межпредметные связи 5.Связь теории и практики обучения с жизнью 6.Политехнизм и профессиональная направленность 7.Наглядность 8.Доступность 9.Дифференцированный и индивидуальный подходы. 10.Создание положительного отношения к учению и мотивация В.А. Попков. А.В. Коржуев. Дидактика высшей школы.

Принцип научности предполагает соответствие учебного материала уровню современной науки, отражение общих методов научного познания, отражение закономерностей процесса научного познания, генезиса научного знания. Некоторые правила реализации принципа научности 1. Главное внимание уделяйте ключевым проблемам науки. 2. Не упускайте возможности ознакомить учащихся с биографиями выдающихся учёных, их вкладом в развитие науки. 3. Применяйте новейшую научную терминологию. 4. Добивайтесь, чтобы учащиеся усваивали новые понятия и термины в единстве с новыми с научными теориями и законами. (И.П. Подласый. Педагогика. Стр.462)

Принцип систематичности и последовательности предполагает отражение содержательно – логических связей с учётом познавательных возможностей учащихся, предшествующей подготовки, содержания других предметов. Некоторые правила, обеспечивающие реализацию принципа систематичности и последовательности 1. Широко используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение учащимися системы знаний. 2.Чаще повторяйте и совершенствуйте ранее усвоенное. 3. Не ставьте на занятии ни одного вопроса, на основательное раскрытие и рассмотрение которого не рассчитываете. (И.П.Подласый. Педагогика.)

Правила реализации принципа систематичности и последовательности (по А.В.Хуторскому) 1. Делите изучаемый материал на логически связанные разделы и блоки. 2. Не нагружайте занятие второстепенными фактами и отвлекающими сведениями. 3. На каждом занятии устанавливайте его смысловой содержательный центр. 4. На стадии конструирования занятия и при реализации его соблюдайте правило «дыхания»: тихая работа должна чередоваться с дискуссией, изложение материала с самостоятельной работой студентов. Правила реализации принципа систематичности и последовательности (по А.В.Хуторскому) 1. Делите изучаемый материал на логически связанные разделы и блоки. 2. Не нагружайте занятие второстепенными фактами и отвлекающими сведениями. 3. На каждом занятии устанавливайте его смысловой содержательный центр. 4. На стадии конструирования занятия и при реализации его соблюдайте правило «дыхания»: тихая работа должна чередоваться с дискуссией, изложение материала с самостоятельной работой студентов.

Принцип системности отражает структурные связи, адекватные связям внутри научной теории, через систему методологических знаний, включающих: научные термины, знания о структуре знаний, знания о методах научного познания. (В.А. Попков. А.В. Коржуев. Дидактика высшей школы. Стр. 34)

Реализация принципа межпредметных связей предполагает согласованное изучение теорий, законов и понятий общих для родственных предметов, формирование общих видов учебной деятельности студентов.

Связь теории и практики обучения с жизнью предполагает включение в содержание образования материалов прикладного характера и определённых видов деятельности, связанных с наблюдением и исследованием природных, социальных и технических явлений.

Политехнизм и профессиональная направленность 1. Соответствие прикладного материала важнейшим направлениям научно – технического прогресса. 2. Введение в учебные курсы профессионально значимого материала и формирование профессионально значимых умений, навыков, к о м п е т е н ц и й. Политехнизм и профессиональная направленность 1. Соответствие прикладного материала важнейшим направлениям научно – технического прогресса. 2. Введение в учебные курсы профессионально значимого материала и формирование профессионально значимых умений, навыков, к о м п е т е н ц и й.

Принцип наглядности предполагает планирование учебной деятельности студентов, связанной с моделированием, идеализацией, мысленным экспериментированием.

Естественная (предметы объективной реальности) Экспериментальная (опыты, эксперимент) Объёмная (макеты, фигуры) Изобразительная (картины, фотографии, рисунки) Звуковая (магнитофон) Символическая и графическая (карты, графики, схемы, формулы) Внутренняя (образы, создаваемые речью) Естественная (предметы объективной реальности) Экспериментальная (опыты, эксперимент) Объёмная (макеты, фигуры) Изобразительная (картины, фотографии, рисунки) Звуковая (магнитофон) Символическая и графическая (карты, графики, схемы, формулы) Внутренняя (образы, создаваемые речью) Виды наглядности по возрастанию их абстрактности Виды наглядности по возрастанию их абстрактности

Принцип доступности предполагает соответствие объёма и сложности учебного материала реальным возможностям обучаемого в зоне его ближайшего развития.

Принцип доступности 1. Доступность 1. Доступность не значит лёгкость: предлагайте учащимся задания на грани их возможностей. принцип доступности Учитывайте принцип доступности при проектировании всех элементов образовательного процесса от целей обучения и учебной программы дисциплины до содержания учебников и системы контроля. При конструировании занятия учитывайте различия в скорости восприятия и темпа работы учащихся

Дифференцированный и индивидуальный подходы предполагают учёт в содержании обучения способностей, интересов и целевых установок обучаемых.

Для создания положительного отношения и мотивации к учению необходимо обеспечитьактуальность и новизну изучаемого материала, использовать сведения из истории науки и техники, информировать о значимости изучаемого материала для будущей успешной профессиональной деятельности.

Принцип сознательности и активности. учащийся Обучение эффективно, когда учащийся осознаёт необходимость своего обучения, понимает цели обучения, участвует в организации и планировании своей учебной деятельности, способен к самоконтролю учебных достижений.

Ориентация на технологический подход предполагает, строгое определение целей обучения и и результатов соответствующие целям отбор и проектирование содержания обучения (что изучаем?), организацию и управление учебным процессом (как обучаем?), выбор методов и средств обучения (при помощи чего обучаем?), необходимый уровень квалификации преподавателей (кто обучает?), эффективные методы оценки достигнутых результатов обучения (так ли это?). по Д.В. Чернилевскому

Метод обучения – это упорядоченная деятельность педагога и учащихся (студентов), направленная на достижение заданной цели. (И.П. Подласый. Педагогика.) Метод обучения – это упорядоченная деятельность педагога и учащихся (студентов), направленная на достижение заданной цели. (И.П. Подласый. Педагогика.) Метод обучения – дидактический метод Объективная часть отражает законы, закономерности, принципы, правила. Объективная часть отражает законы, закономерности, принципы, правила. Субъективная часть обусловлена личностью педагога, особенностями учащихся, конкретными условиями. Субъективная часть обусловлена личностью педагога, особенностями учащихся, конкретными условиями.

МЕТОД ОБУЧЕНИЯ – последовательное чередование способов взаимодействия преподавателя и студента, направленное на достижение определённой цели посредством проработки учебного материала. (Герберт Нойер, Ю.К. Бабанский.) МЕТОД ОБУЧЕНИЯ предполагает, прежде всего, цель преподавателя и его деятельность имеющимися у него средствами. (М.Н.Скаткин) МЕТОД ОБУЧЕНИЯ – способ организации познавательной деятельности студента. (по Т.А. Ильиной)