Примерная схема представления авторского проекта организации ученического самоуправления в конкретном образовательном учреждении Проект "Модель ученического самоуправления" © Прутченков А.С., 2010
В данной презентации излагаются основные разделы, которые должны быть отражены при разработке авторского проекта модели ученического самоуправления, а также дается краткая характеристика каждого из этих разделов. Окончательное решение о структуре проекта принимается группой авторов, но с таким расчетом, чтобы идея и ее детали были представлены достаточно полно, доступно и убедительно!
Помните утверждение Менкена: "Для каждой педагогической проблемы всегда существует легкое решение - четкое, правдоподобное и ОШИБОЧНОЕ". Из новых Законов Мерфи, адаптированных для образования
- дата открытия учреждения; - специфика образовательного учреждения (специализация учебного процесса, наличие профильных классов и т.д.); - наличие авторской модели и традиций ученического самоуправления; - общее количество обучающихся (с указанием школьников среднего и старшего звена); - общее количество педагогов (с указанием профессиональной квалификации); Раздел 1. Краткая характеристика образовательного учреждения
- наличие выделенных мест для работы органов ученического самоуправления (для проведения общего сбора, размещения постоянно действующих органов самоуправления: Школьный парламент и т.д.); - точный почтовый адрес, телефоны для связи, электронная почта и сайт школы. Раздел 1. Краткая характеристика образовательного учреждения (продолжение)
Описание дается в свободной форме, главное, чтобы было ясно, какие органы самоуправления функционируют в данной школе, как они формируются (избираются, назначаются и т.д.), их компетенция, схема взаимодействия и т.д. Примечание. Этот раздел схемы заполняется в том случае, если в образовательном учреждении уже есть действующая модель самоуправления. Раздел 2. Краткая характеристика функционирующей модели самоуправления
В этом же разделе описывается отношение к самоуправлению: - учащихся разных классов; - педагогов различного профиля; - родителей различных категорий; - органов управления образованием разного уровня; - общественности микрорайона, различных государственных и общественных структур и т.д. Раздел 2. Характеристика функционирующей модели самоуправления (продолжение)
Это основной раздел проекта, состоящий из 6 отдельных блоков, в которых подробно описывается модель ученического самоуправления, которую автор (ы) предполагает (ют) использовать в дальнейшем в данном образовательном учреждении. Примечание. Данная модель может совпадать с той, которая кратко охарактеризована в разделе 2. Раздел 3. Х арактеристика создаваемой модели
- ценности, заложенные в данной модели; - основная идеология модели; - цель создания и функционирования модели; - задачи, решаемые данной моделью ученического самоуправления. Примечание. Крайне желательно даже этот блок написать языком, понятным для учащихся и их родителей Блок целеполагания
Общая схема основных структурных элементов модели, необходимых и достаточных для ее нормального функционирования, с указанием их взаимосвязи Позиционный блок Название
Описание уровней субъектов ученического самоуправления с указанием возможных ролей: 1-й уровень – отдельные участники образовательного процесса (как они могут участвовать в самоуправлении); 2-й уровень – первичные коллективы (классы, методические объединения учителей предметников, классные родительские собрания и т.д. – форма участия каждого из первичных коллективов); 3-й уровень – коллективные субъекты самоуправления (ученический коллектив образовательного учреждения, педагогический коллектив, общее собрание родителей); 4-й (высший) уровень – самоуправление на уровне всего образовательного учреждения в целом Организационный блок
Перечень и краткая характеристика основных нормативных документов с обязательным указанием полномочий каждого органа самоуправления, его компетентности и ответственности Нормативный блок
- Описание системообразующей деятельности; - Описание содержания работы основных органов ученического самоуправления и его отдельных участников Содержательный блок
Описание возможных форм работы всех органов и участников ученического самоуправления с учетом традиций и запросов обучающихся Технологический блок
- Р еальность использования модели в конкретных условиях данного образовательного учреждения; - Предполагаемые результаты функционирования данной модели; - Предсказуемость результатов ее функционирования; - Возможность измерить данные результаты через определенное время. Раздел 4. Технологичность представленной модели
- Возможности данного типа образовательного учреждения для организации ученического самоуправления по предлагаемой модели; - Традиции данного образовательного учреждения, морально-психологический климат; - Особенности контингента обучающихся и характер взаимоотношений учащихся и педагогов; Раздел 5. Учет конкретных условий данного образовательного учреждения
- Воспитательный потенциал педагогического коллектива, наличие инициативной группы, активистов, готовых взять на себя функцию организатора самоуправления; - Особенности социальной ситуации, сложившейся в настоящее время вокруг образовательного учреждения, в том числе и отношение органов образования, родительской общественности, общественных организаций, представителей предприятий и т.д. Раздел 5. Учет конкретных условий данного образовательного учреждения (продолжение)
- Краткая характеристика методических разработок и материалов для педагогов, организующих запуск и поддерживающих функционирование данной модели ученического самоуправления; - Краткая характеристика методических разработок и материалов для школьников, активистов ученического самоуправления; - Наличие подготовленных педагогов, организаторов и воспитателей, а также системы их подготовки по вопросам самоуправления; - Наличие подготовленного актива школьников, а также системы его постоянного обучения; - Характеристика необходимой для нормального функционирования модели материально-технической базы (оргтехника, помещения, канцтовары и т.д.) Раздел 6. Организационно-педагогическое и материально-техническое обеспечение функционирования модели
- Особые отличия предложенной модели от подобных моделей ученического самоуправления; - Уникальные признаки, отличающие данную модель от всех других уже известных моделей. Раздел 7. Творческий вклад авторского коллектива в развитие теории и практики ученического самоуправления
В этом разделе указываются примерные цифры тех категорий участников образовательного процесса, которые, с вашей точки зрения, уже проявляют или при определенной разъяснительной работе могут проявить реальный интерес к организации самоуправления и принять в нем личное активное участие. Если есть такая информация, то можно указывать и конкретные фамилии. школьники (по возрастам) - ___________ педагоги (по стажу работы) - _________ родители - _______________ представители общественности - ___________ В данном разделе описывается и система подготовки активистов всех категорий, включая педагогов, школьников, родителей. Раздел 8. Организация обучения актива
Персональный состав школьного оргкомитета Ф.И.О.Официальный статус Обязанности в проекте Раздел 9. Персональный состав оргкомитета
Раздел 10. Время проведения и содержание основных этапов В этом разделе указываются примерные сроки проведения и содержание основных этапов: - подготовительного, - избирательного, - правового, - экономического, если предполагается его проведение. В данном разделе указываются временные рамки проведения конкретных мероприятий, связанных с запуском и функционированием самоуправления, в течение четверти, рабочей недели и отдельного дня. Например, заседание школьного оргкомитета - каждый понедельник в в кабинете директора и т.д.
1. Примерная смета расходов: Канцтовары – 00 тыс. рублей Призы участникам – 00 тыс. рублей Расходные материалы - 00 тыс. рублей Всего: 000 рублей 2. Примерный список источников получения средств: Комитет по делам молодежи – 00 тыс. рублей Управление (отдел) образования – 00 тыс. рублей Всего: 000 тыс. рублей Раздел 11. Примерный бюджет
1.Детские и молодежные общественные организации; 2.Управление (отдел) образования; 3.Комитет по делам молодежи; 4.Местная избирательная комиссия; 5.Подразделения МЧС; 6.Управление культуры; 7.СМИ; 8.Школы, учреждения дополнительного образования, ВУЗы Школьный оргкомитет по организации ученического самоуправления Раздел 12. Основные партнеры и спонсоры
Использование возможностей школьной прессы, школьного радио; Использование возможностей местной прессы; Радио; Телевидение; Интернет, школьный сайт и т.д. Раздел 13. Связь со СМИ
Помните принцип Мэтца: "Вывод созревает в тот момент ваших размышлений, когда вы уже устали думать и решили все бросить". Новые Законы Мерфи, адаптированные для образования
И еще подумайте над Законом Маури, который гласит: "Никто не бывает слишком стар, чтобы он не смог освоить новый способ проявления педагогической глупости". Новые Законы Мерфи, адаптированные для образования
Прутченков А.С., профессор, доктор педагогических наук, кафедра развития образования АПК и ППРО; главный научный сотрудник Института семьи и воспитания РАО