УЧИТЕЛЬ И ОДАРЕННЫЕ Учитель глазами одаренных Какой учитель не мечтает об одаренном воспитаннике, который прославил бы своё имя научным открытием или изобретением! Но каким же должен быть сам учитель?
По мнению учащихся, учитель должен быть: 1) творческим; 2) понимающим; 3) терпеливым; 4) честным; 5) способным услышать обе стороны в споре; 6) способным подобрать свои «ключи» к каждому классу; 7) помогающим; 8) хорошо умеющим общаться; 9) ответственным; 10) открытым новому; 11) желающим слушать; 12) дружелюбным; 13) способным к открытому разговору; 14) знающим; 15) вызывающим доверие; 16) интересным; 17) гибким; 18) склонным к сотрудничеству; 19) способным работать вместе с детьми; 20) заинтересованным; 21) близким учащимся; 22) способным принимать решения.
Компоненты работы учителя с одаренными 1. Первичная идентификация одарённых детей. 2. Выбор форм обучения для них. 3. Разработка и индивидуализация учебных программ с учётом конкретных особенностей одарённых. 4. Оценка результативности обучения. 5. В случае необходимости консультирование одарённых и их роди телей. Во многих образовательных учреждениях данную функцию берет на себя психолог.
ОДАРЕННЫЕ В ШКОЛЕ В школе одаренные дети обычно отличаются от сверстников богатством своих эмоциональных состояний, неуправляемостью, повышенной любознательностью, неусидчивостью, бунтарством, независимостью поведения, честолюбием, усиленной потребностью в самовыражении. В младшем школьном и младшем подростковом возрасте одарённые быстро проходят первую стадию социальной адаптации (послушание, ориентация на положительную оценку, примерное поведение) и могут сопротивляться строгой дисциплине, зубрёжке, остро реагировать на несправедливость, вплоть до отказа выполнять требования учителя. Одарённые имеют в школе репутацию «непослушных», «странных» и даже «слабоумных» среди учителей и сверстников. Эти дети имеют по каждому вопросу своё мнение, не скрывают его. Тем самым, нарываясь на столкновения и конфликты, ищут для себя «не общих путей», ибо их творческий дар гаснет в традиционной системе обучения. И словно предчувствуя это, они с детства отстаивают свою индивидуальность.
По данным комитета образования США за последний год, 30 % отчисленных из школ за неуспеваемость и глупость составляют одарённые и даже сверходарённые. В своё время сам Исаак Ньютон был отчислен за неуспеваемость. Кольт - за неспособность к математике. А. Эйнштейн в детстве отставал в развитии. Томаса Эдисона считали глупым. Тем не менее, одаренные отличаются от сверстников высокими социальными идеалами. Они более упорны, изобретательны, чутки к настроению окружающих.
Одаренные могут обладать повышенным чувством юмора. Их шутки учителя иногда принимают за насмешки, что, естественно, сказывается на отношении к ним. Креативы испытывают дискриминацию в школе из-за ориентации обучения на «средние оценки», унификации программ, преобладания жёсткой регламентации поведения, отношения учителей. Учителя оценивают креатинов как «выскочек», демонстративных, истеричных, упрямых и т.д. Их сопротивление монотонной репродуктивной работе, чувствительность расцениваются как лень, упрямство, глупость. Часто талантливые дети становятся объектом преследований сверстников и поэтому впадают в депрессию, маскируют свои способности, но, с другой стороны, они быстрее, чем обычные сверстники, проходят первую стадию развития интеллекта и достигают высших уровней развития нравственного сознания. Одаренные в подростковом возрасте имеют, как правило, личностные проблемы, трудности в социальной адаптации.