2011 год
Стимулирование познавательной деятельности как средства самовыражения конкурентноспособной личности. Гнилицкая Е.Б. декабрь 2010г.
Главное, сейчас - вооружая знаниями, воспитывать конкурентноспособную, интеллектуально развитую личность, стремящуюся к познанию.
Раскрепостить мышление человека, повысить коэффициент его полезного действия, использовать те богатейшие возможности, которые дала ему природа, и о существовании которых многие подчас и не подозревают.
Познавательный интерес - избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым более полным и глубоким знаниям.
Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов – мышления, воображения, памяти, внимания…
Познавательный интерес – сильное средство обучения. « Преподавание всякого предмета должно идти таким путем, чтобы на долю воспитанника оставалось столько труда, сколько могут одолеть его молодые силы.» К.Д.Ушинский
« Зона ближайшего развития ребёнка- это расстояние между уровнем его актуального развития, определенным с помощью задач, разрешаемых самостоятельно, и уровнем возможного развития, ребенка, определяемым с помощью задач, решаемых ребенком под руководством взрослых и в сотрудничестве с более умными его сотоварищами.» Л.В.Выгодский
Учащийся в процессе познавательной деятельности слушает объяснение учителя; читает учебник и дополнительную литературу; решает задачи; выполняет экспериментальные задания.
Среди всех познавательных психических процессов ведущим является мышление. Мышление влияет на все познавательные процессы.
Активизировать познавательную деятельность учащихся в процессе обучения – это значит прежде всего активизировать их мышление.
Развивать познавательные способности учащихся – это значит формировать у них мотивы учения. Учащиеся должны не только научиться решать познавательные задачи, у них нужно развивать желание решать эти задачи.
Показатели качества работы учителя: интерес учащихся к предмету; познавательная активность; желание учиться; чувство радости перед каждым уроком; жажда нового знания.
Мыслительная деятельность Уровень понимания. Уровень логического мышления. Уровень творческого мышления.
Понимание - это аналитико-синтетическая деятельность, направленная на усвоение готовой информации, сообщаемой учителем или книгой.
Логическое мышление - самостоятельное решение познавательных задач. Учащиеся должны уметь самостоятельно анализировать изучаемые объекты, сравнивать их свойства, строить обобщенные выводы, выполнять классификацию, доказательства, объяснения, выводить формулы, анализировать их, выявлять экспериментальные зависимости и т.д.
В процессе мышления ученик самостоятельно приходит к новым выводам. В процессе понимания ученик уясняет смысл и непротиворечивость вывода, сделанного учителем.
Творческое мышление I этап возникновение проблемной ситуации, первоначальный анализ её и формулировка проблемы. II этап творческого поиска- этап поиска пути решения проблемы (детальный анализ проблемы на основе имеющихся знаний) III этап творческого познания – этап претворения найденного принципа решения проблемы и его проверка.
Среди всех мотивов обучения самым действенным является интерес к предмету. «…ученье, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения… убивает в ученике охоту к учению, без которого он далеко не уйдет». К.Д.Ушинский
Этапы познавательного интереса: Любопытство - естественная реакция на все неожиданное, интригующее. Любознательность – проявляется желание глубже разобраться, понять изучаемый предмет, явление. Устойчивый интерес к предмету.
Важным условием развития интереса к предмету являются отношения между учащимися и учителями, которые складываются в процессе обучения. Воспитание познавательного интереса к предмету у учащихся во многом зависит и от личности учителя.
Качества, которыми должен обладать учитель: эрудиция учителя; увлеченность предметом и любовь к работе; доброжелательное отношение к учащимся; педагогический оптимизм – вера в ученика.
Формирование интереса школьников к предмету - сложный процесс, предполагающий использование: различных приемов в системе средств развивающего обучения и правильного стиля отношений, между учителем и учащимися.
С Новым годом !
2011 год