Педагогический проект «ФОРМИРОВАНИЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЛЕКСИКО- ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ» Автор проекта: Волкова Л.Б., воспитатель МБДОУ детского сада комбинированного вида 59 «Ягодка» г. Тамбова
Творческое название проекта Учимся говорить правильно
Паспорт проекта По деятельности - практико-ориентированный По форме организации - подгрупповой По характеру контактов - открытый По содержанию - познавательный По продолжительности – долгосрочный
Актуальность В настоящее время довольно много встречается дошкольников с нарушениями лексико-грамматического строя речи. Таким детям трудно усвоить в полном объеме общеобразовательную программу детского сада и в дальнейшем им тяжело при поступлении в школу. Поэтому формирование лексико-грамматических конструкций у детей дошкольного возраста является наиболее актуальной проблемой на сегодняшний день. Обучение лексико–грамматическим категориям через использование поисково- экспериментальных и активно– действенных форм дает детям возможность самовыражения, реализации индивидуальных возможностей. Это благотворно влияет на эмоционально– психологический климат в коллективе и, одновременно, реализует идеи «гуманистической педагогики».
Формирование у дошкольников лексико- грамматических конструкций Цель
Методические задачи Создать благоприятную языковую среду, дающую образцы грамотной речи; повышающую речевую культуру взрослых Помочь детям практически освоить морфологическую систему родного языка (изменение по родам, числам, лицам, временам) Формировать знания о некоторых формах образования новых слов Использовать совместную деятельность взрослого с детьми для обучения детей трудным грамматическим формам, направленную на предупреждение ошибок Формировать грамматические навыки через речевое общение со взрослыми и детьми Помочь детям в овладении синтаксической стороной: учить правильному согласованию слов в предложении, построению разных типов предложений и сочетанию их в связном тексте.
Основополагающий вопрос Будет ли речь окружающих оказывать положительное влияние на развитие ребенка, если мы будем использовать индивидуальный подход при формировании лексико-грамматических категорий языка?
Проблемные вопросы Оцениваем грамматическую правильность своей и чужой речи Понимание смысла сказанного Учимся самостоятельно образовывать новые слова Заимствование грамматических форм из речи окружающих
методы приемы Напоминание о том, как сказать правильно Вопросы подсказочного и оценочного характера Показ нужной формы, исправление ошибки Создание проблемной ситуации Пересказ коротких рассказов и сказок Рассматривание картин Словесные упражнения Дидактические игры формирования грамматически правильной речи
Ребенок Учитель- логопед Педагог- психолог Инструктор по физо Музыкальный руководитель Воспитатель изо Воспитатель
Формы работы с родителями
Этапы проекта Организационно- подготовительный Аналитический Заключительный
Организационно- подготовительный Подбор и изучение научно-методической литературы, иллюстративного материала по лексическим темам, грамматическим категориям Составление картотеки дидактических игр и словесных упражнений Проведение диагностики о компетентности детей по лексико-грамматическим категориям языка Определение индивидуального образовательного маршрута Разработка календарно-тематического и перспективного плана совместной деятельности взрослого с детьми Обсуждение с педагогами и родителями вопросов связанных с проектом.
Аналитический Создание речевой предметно- развивающей среды в группе. Чтение научно-познавательной литературы Внедрение развивающих технологий Совместная деятельность взрослого с детьми по формированию грамматического строя речи Организация различных видов детской деятельности (дидактические и сюжетно- ролевые игры, театрализованная, опытно- экспериментальная деятельности) Комплексная работа над всеми компонентами речи
Заключительный Анализ результатов работы Сопоставление имеющихся результатов с прогнозируемыми Корректировка планов работы с детьми и родителями Размещение на сайте творческих учителей методической разработки для воспитателей на тему: «Формирование лексико-грамматических категорий языка» Выпуск буклета для родителей Презентация проекта на педагогическом совете. Разработка методических рекомендаций для родителей по обогащению и развитию лексико- грамматического строя языка
Результативность Повысился уровень обучения детей лексико – грамматическим категориям Существенно обогатилась предметно – развивающая среда речевого центра Сформировалась интеграционная система взаимодействия специалистов ДОУ и воспитателей Работа с родителями поднялась на более высокий уровень, возросла информированность родителей о речевом развитии детей Сформировался благоприятный микроклимат в коллективе детей и взрослых Активизировалась свободная деятельность детейРеализованы индивидуальные потребности каждого ребенка
Компетентность дошкольников по использованию лексико-грамматических конструкций
Информационные ресурсы 1.Агранович З.Е. Преодоление лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников, СПб, Детство – Пресс, Александрова Т.В. Практические задания по формированию грамматического строя речи у дошкольников Ткаченко Т.А. Формирование лексико-грамматических представлений. – М., Гном и Д., Лизунова Л.Р. «Организация единого речевого режима в ДОУ». М., Гном и Д., 2009.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!