Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Добрянский детский сад 21» Проект коррекционно- развивающего характера для детей 6-7 лет с ОНР «Играй, слушай, познавай!» Учитель-логопед Н.И. Посягина Педагог-психолог О.А. Путилова
Участники проекта: дети 6-7 лет с ОНР, воспитатели, родители Руководители проекта: Учитель-логопед Посягина Н.И., Педагог-психолог Путилова О.А. Сроки реализации: уч.год
Проблема: Упразднены логопедических групп Невозможность оказать полноценную психолого-логопедическую помощь детям с тяжелыми нарушениями речи в условиях ДОУ Недостаточность наглядного и сенсорного обеспечения по программе Л.А. Мартыненко, Л.Д. Постоевой «Коррекция речевых нарушений у детей 5-6 лет» Невключенность специалистов детского сада в реализацию технологии блочно-тематического планирования (к.п.н. М.В. Грибановой) Отсутствие комплексного подхода к решению задач коррекции познавательно- речевой сферы детей
Проект «Играй, слушай, познавай!» Дети Учитель-логопед Педагог-психолог Опосредованная группа: педагоги, родители
Цель проекта: Система коррекционно- развивающих интегрированных занятий, опосредующих нормализацию развития познавательной и речевой деятельности детей с ОНР
Задачи: ОрганизационныеВнедренческиеПоствнедренчес кие 1. Провести: - мониторинг речевого развития детей; - комплексное психологическое обследование; 2. Выделить группу детей, нуждающихся в коррекционной помощи; 3. Определить целевую группу участников проекта; 4. Разработать комплексно-тематический план занятий (в формате технологии блочно- тематического планирования к.п.н. М.В. Грибановой) 1.Реализовать в практике обновленную систему коррекционно- развивающих интегрированных форм взаимодействия с детьми с ОНР; 2. Разработать: -программно- методическое обеспечение проекта «Играй, слушай, Познавай!» - систему мониторинга; 3. Обеспечить консультативную помощь педагогам и родителям. 1.Провести: -объективное исследование эффективности работы в рамках проекта; -итоговый мониторинг степени освоения детьми содержания занятий; -анкетирование педагогов и родителей. 2. Подготовить: -отчеты по результатам работы; -презентацию средств реализации проекта.
План мероприятий ОрганизационныеВнедренческиеПоствнедренче ские 1. Логопедическое обследование детей 6-7 лет нед. сентября; 2. Диагностика уровня психического развития и готовности к школьному обучению детей, зачисленных на логопункт нед. сентября; 3. Исходное анкетирование родителей с целью сбора общих сведений о ребёнке, анамнеза -3-4 нед. сентября; 4. Изучение медицинских карт для выявления состояния здоровья детей нед. сентября; 1. Проведение интегрированных психолого- логопедических занятий с детьми с ОНР - октябрь-май; 2. Проведение консультаций для педагогов и родителей - по мере необходимости; 3. Проведение родительского собрания - сентябрь, май; 4. Изготовление стимульных, дидактических пособий - октябрь – май. 1.Сравнительный анализ диагностик (составление таблиц, диаграмм) – май; 2. Составление отчета по результатам коррекционной работы – май.
Задачи занятий: 1.Образовательные: конкретизировать и обобщ а ть знания детей по теме недели; 2.Коррекционно-развивающие задачи: 2.1. Совершенствовать навыки связной речи, обогатить словарный запас по теме недели, развивать фонематическое восприятие, слоговой и звуковой анализ и синтез, грамматический строй речи, артикуляционный аппарат; 2.2. Развивать мелкую моторику рук, умения согласовывать речь с движениями, словесно- логическое мышление, произвольн ые память и внимание, восприятие, эмоционально-волевую сферу; 2.3. Учить самостоятельно снимать мышечное и эмоциональное напряжение, корректировать необоснованные страхи, гиперактивность и агрессивность. 3. Воспитательные: формировать устойчивый познавательный интерес к изучаемым предметам и явлениям окружающего мира, обогатить практику терпимого отношения к ответам сверстникам и конструктивного взаимодействия.
Этапы занятий 1.Приветствие - создание положительного эмоционального настроя, мотивационной установки
2. - Беседа, проблемная ситуация, поисковая деятельность, иллюстрации, картины, презентации, художественное слово, музыкальные произведения
3. Лексико- грамматическ ие игры (практика развития познавательн ых процессов)
4. Физкультурная минутка пальчиковая гимнастика музыкальные этюды
5.Упражнения на развитие фонематической стороны речи и познавательных процессов
6. Психогимнастика (упражнения на снятие мышечного и эмоционального напряжений, коррекция страхов, гиперактивности, агрессивности, развитие эмоционально-волевой сферы)
7. Рефлексия
Предполагаемый результат проекта: - Коррекционная программа «Играй, слушай, познавай» (в контексте реализации технологии блочно-тематического планирования и в рамках ФГТ к ООП ДО) -- нормализация (в рамках индивидуального) развития познавательной и речевой деятельности детей с ОНР; -- мотивационная готовность к школьному обучению; -- проявление активного интереса родителей к жизни детей; - - конструктивное взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога в рамках коррекционной работы; -- реализация принципов и форм тематического планирования в работе учителя-логопеда и педагога- психолога.
Спасибо за внимание!