МДОУ «Березовский детский сад комбинированного вида 1» Тема проекта: «Волшебный мир звуков и букв» Срок реализации проекта: 2008 – 2010гг. Сысуева Ольга Ивановна, учитель-логопед, высшая квалификационная категория
Актуальность проекта: необходимы меры по оптимизации процесса речевой подготовки детей с общим недоразвитием речи к школе в группе компенсирующей направленности
Цель проекта: Формирование фонетико- фонематических представлений и навыков как предпосылок грамотного чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
ЗадачиОжидаемый результат Критерии достижения результата 1Учить детей с нарушениями речи правильно произносить и дифференцирова ть в свободной речи звуки родного языка Коррекция (компенсация) нарушения звукопроизно- шения у детей Мониторинг: 79% детей – норма, 21% детей – значительные улучшения со стороны произносительной стороны речи 2Воспитывать у детей речевую мотивацию Сформирована потребность говорить правильно Анкетирование родителей: 100% детей с большим желанием выполняют дома речевые задания
3Формировать у детей умения и навыки звуко-буквенного анализа Навыки звуко- буквенного анализа сформированы Мониторинг: 72% детей – норма, 21% детей – значит. улучшения 4Способствовать развитию у детей творческих способностей Выставки, конкурсы, презентации творческих работ детей 100% участие детей в творческом процессе по работе над запоминанием букв, проблемными звуками 5Привлекать родителей к активному участию в процессе овладением ребенком речевыми умениями и навыками Родители стали активными помощниками логопеда, участвуют в выставках, конкурсах проекта. Анкетирование родителей: 83% родителей считают проект эффективным, а своё участие в коррекционном процессе – необходимым
Этапы проекта: 1. Подготовительный этап – разработка проекта (апрель-сентябрь 2008г.) 2. Технологический этап – основной (сентябрь-май 2009г., сентябрь-май 2010г. 3. Рефлексивный этап – результаты проекта (май 2009, 2010гг.).
Направления проекта: I. Формирование произносительных навыков: Коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация звуков); Дифференциация смешиваемых звуков; II. Формирование фонематических восприятия и представлений; III. Развитие навыков и умений звукового и звуко-буквенного анализа и синтеза.
Участники проекта: Дети группы компенсирующей направленности (поступившие в 2008, 2009г.)–обучаемая группа; Воспитатели группы компенсирующей направленности; Дети физиологической группы – контрольная группа; Учитель-логопед – ответственный субьект.
Формы организации: Основные Логопедические занятия по формированию фонетико-фонематических представлений, постановке, автоматизации, дифференциации звуков, подготовке к обучению грамоте (индивидуальные, подгрупповые, групповые) Вспомогательные Задания на занятиях с воспитателем Свободная деятельность детей – игра Занятия с родителями дома (выполнение домашних заданий и творческих работ)
Ресурсы проекта: Пособие для создания речевой мотивации, стимуляции речи Альбом артикуляционной гимнастики Дидактическое пособие для классификации звуков, обозначенных буквами Магнитная азбука, кассы букв и слогов, символы для обозначения звуков (по классификации), слогов, слов Настольные, словесные, дидактические игры и игровые упражнения
Мотивационно-стимульное пособие «Возвращение звуков домой»
Дидактическое пособие «Домики звуков и букв»
Работа с родителями: Образовательный проект в ДОУ (актуальность, этапы, направления, формы проекта «Волшебный мир звуков и букв») Консультация «Ребёнок с ОНР» Рекомендации «Как заниматься с ребёнком по заданию логопеда в тетради» Практические рекомендации «Готовимся к выставке (конкурсу)».
Выставка «Необычная буква» Использованы материалыи технологии: Тестопластика Вышивка крестом Аппликация Ленты Тесьма Ткани
Подготовка к фотовыставке «Буквы среди нас»
Конкурс историй «Мой любимый трудный звук»
Презентация истории «Мой любимый трудный звук»
«Успешность обучения детей с ОНР – выпускников группы компенсирующей направленности 2009г.: Выпускники ДОУ – учащиеся ОУ Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень БСОШ 1161 БСОШ 3-2- Гимназия 7 г.Красноярска 1--
Рост готовности родителей закреплять с детьми дома речевые навыки и умения (занятия 2-3 раза в неделю по заданию учителя-логопеда, %):
Динамика развития фонетико-фонематических представлений у дошкольников 6-7 лет с общим недоразвитием речи (начало, конец учебного года - %):