ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ /семинар для воспитателей/ Древалёва Елена Геннадьевна, ст.воспитатель д/с 26 «Хрусталик» г.Обнинск 2008г. МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА 26 «ХРУСТАЛИК»
ПРОЕКТ ЕСТЬ СЛИЯНИЕ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ: ПОСТАНОВКА УМСТВЕННЫХ ЗАДАЧ И ИХ ВЫПОЛНЕНИЕ
ПРОЕКТИРОВАНИЕ – ЭТО КОМПЛЕКСНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, УЧАСТНИКИ КОТОРОЙ АВТОМАТИЧЕСКИ (БЕЗ СПЕЦИАЛЬНО ПРОВОЗГЛАШАЕМОЙ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ЗАДАЧИ СО СТОРОНЫ ОРГАНИЗАТОРА) ОСВАИВАЮТ НОВЫЕ ПОНЯТИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О РАЗЛИЧНЫХ СФЕРАХ ЖИЗНИ
ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД – ЭТО КОМПЛЕКС ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
ЦЕЛЬ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА: РАЗВИТИЕ СВОБОДНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ И ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ; РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ; РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ; РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ; РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВХОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ В ПРОБЛЕМНУЮ СИТУАЦИЮ; ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПОИСКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ; РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ ОПРЕДЕЛЯТЬ МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ; РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ ПРИМЕНЯТЬ ДАННЫЕ МЕТОДЫ; РАЗВИТИЕ ЖЕЛАНИЯ ВЕСТИ КОНСТРУКТИВНУЮ БЕСЕДУ В ПРОЦЕССЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА МОДЕЛЬ «ТРИ ВОПРОСА» ЧТО МЫ ЗНАЕМ? ЧТО МЫ ХОТИМ УЗНАТЬ? ЧТО УЗНАЛИ?
КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЕКТОВ ПО: ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ИГРОВЫЕ ПРИКЛЮЧЕНЧЕСКИЕ ПРАКТИКО- ОРИЕНЬТИРОВАННЫЕ ЭКСКУРСИОННЫЕ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЕ КОНСТРУКТИВНЫЕ ЗАКАЗЧИК ЭКСПЕРТ ИСПОЛНИТЕЛЬ УЧАСТНИК ( ОТ ЗАРОЖДЕНИЯ ИДЕИ ДО ПОЛУЧЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТА) ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ДОМИНИРУЮЩЕМУ МЕТОДУ ХАРАКТЕРУ СОДЕРЖАНИЯ ХАРАКТЕРУ УЧАСТИЯ РЕБЁНКА ХАРАКТЕРУ КОНТАКТОВ КОЛИЧЕСТВУ УЧАСТНИКОВ ВНУТРИ ОДНОЙ ГРУППЫ В КОНТАКТЕ С ДРУГОЙ ВНУТРИ ДОУ И Т.П. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПАРНЫЙ ГРУППОВОЙ ФРОНТАЛЬНЫЙ КРАТКОСРОЧНЫЙ СРЕДНЕЙ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ДОЛГОСРОЧНЫЙ
Этапы работы над проектом ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ I ЭТАП ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ 1.Формирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта. 2.Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию. 3.Формулирует задачу (нежестко). 1.Вхождение в проблему. 2.Вживание в игровую ситуацию. 3.Принятие задач. 4.Дополнение задач проекта. II ЭТАП РАЗРАБОТКА 4. Помогает в решении задачи. 5. Помогает спланировать деятельность. 5. Объединение детей в рабочие группы. 6. Распределение амплуа.
III ЭТАП ВЫПОЛНЕНИЕ 7. Практическая помощь (по необходимости). 8. Направляет и контролирует осуществление проекта. 7. Формирование специфических знаний, умений, навыков. IY ЭТАП ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ 9. Подготовка к презентации. Презентация. 8. Продукт деятельности готовят к презентации. 9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.
АНАЛИЗ РАБОТЫ КАКАЯ ЧАСТЬ ПРОЕКТА ОКАЗАЛАСЬ НАИБОЛЕЕ УДАЧНОЙ? ЧЕМУ НАУЧИЛИСЬ ДЕТИ? ЧТО НУЖНО ИЗМЕНИТЬ В СЛЕДУЮЩИЙ РАЗ? ЧТО НЕ УДАЛОСЬ? ПОЧЕМУ?
ПРОТОКОЛ ОФОРМЛЕНИЯ ТЕМАТИЧЕСКОГО ПРОЕКТА Тема и ее происхождение____________________________________ Смежные занятия и понятия, которые можно изучать в ходе реализации проекта_____________________________________ Необходимые материалы____________________________________ Вопросы детям по предлагаемому проекту Что мы знаем? ____________________________________________________ Что мы хотим узнать?__________________________________________________________ Как нам найти ответы на наши вопросы?____________________ Оценка. Что нового узнали дети? (С точки зрения детей и воспитателя)_________________________________________ Предложения по расширению и совершенствованию проекта__________________________________________________________
ЭТАПЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТОМ I КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора. Формулирование задач и цели проекта. II ИСХОДНО- ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ Разработка диагностического инструментария (критериев, показателей, дидактического материала) для отслеживания уровней коммуникативности и эмоционально-волевого состояния детей. Организация и проведение диагностического исследования (констатирующий этап). III КОРРЕКЦИОННО- ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ Формирующий этап. Деятельность в соответствии с тематическим планированием IV ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ Промежуточная диагностика
V УТОЧНЯЮЩИЙ Коррекция индивидуальных программ сопровождающей деятельности воспитанников в соответствии с их потенциальными возможностями. VI ИТОГОВО- ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ Заключительная оценка уровня сформированности коммуникативных умений и эмоционально-волевой сферы у дошкольников VII КАТАМНЕСТИЧЕСКИЙ Сбор данных по результатам эксперимента
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: РАЗВИТИЕ СВОБОДНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ СФОРМИРОВАННОСТЬ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ САМОРАЗВИТИЕ
КРИТЕРИИ ЗАЩИТЫ ПРОЕКТА: АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА, РЕАЛЬНОСТЬ ПРЕДЛАГАЕМЫХ РЕШЕНИЙ, ПРАКТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ НА РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА. ОБЪЕМ И ПОЛНОТА РАЗРАБОТОК, САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ, ЗАКОНЧЕННОСТЬ. УРОВЕНЬ ТВОРЧЕСТВА, ОРИГИНАЛЬНОСТЬ РАСКРЫТИЯ ТЕМЫ, ПОДХОДОВ, ПРЕДЛАГАЕМЫХ ВОСПИТАТЕЛЕМ (ГРУППОЙ) РЕШЕНИЙ. АРГУМЕНТИРОВАННОСТЬ ПРЕДЛАГАЕМЫХ РЕШЕНИЙ, ПОДХОДОВ. НАДЛЕЖАЩЕЕ ОФОРМЛЕНИЕ: СООТВЕТСТВИЕ СТАНДАРТНЫМ ТРЕБОВАНИЯМ, КАЧЕСТВО ЭСКИЗОВ, СХЕМ, РИСУНКОВ.
Л.С.ВЫГОТСКИЙ ВОСПИТЫВАТЬ – ЗНАЧИТ ОРГАНИЗОВАТЬ ЖИЗНЬ; В ПРАВИЛЬНОЙ ЖИЗНИ ПРАВИЛЬНО РАСТУТ ДЕТИ. ПРАВИЛЬНАЯ ЖИЗНЬ ПОЛНА РАДОСТИ, ПРИКЛЮЧЕНИЙ, БОЛЬШИХ И МАЛЕНЬКИХ СОБЫТИЙ, СОЗДАЮЩИХ ОЩУЩЕНИЕ ПОЛНОТЫ ПЕРЕЖИВАНИЯ «СЕЙЧАС», ЯРКИХ ВОСПОМИНАНИЙ ОТ «ВЧЕРА» И РАДОСТНОГО ОЖИДАНИЯ «ЗАВТРА»