Подготовила и провела : Старший воспитатель ГБОУ детский сад 1359 Волощук Э.Э.
Организация системы работы по внедрению проектного метода в образовательный процесс ДОУ
Метод проектов был разработан в начале ХХ столетия американским философом, психологом и педагогом Джоном Дьюи ( ). По мнению Д.Дьюи, обучение должно строиться "на активной основе через целесообразную деятельность детей в соответствии с их личными интересами и личными целями".
«Проект» ( лат.) «выброшенный вперёд», «выступающий», «бросающийся в глаза». Проект – специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ. Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.
Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.
Основной тезис современного понимания метода проектов: «Все, что я познаю - я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей. Метод предполагает самостоятельную активность воспитанников детского сада. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности.
! Поддержка и развитие самостоятельной и познавательной деятельность детей. Развитие познавательной сферы, расширение кругозора. Развитие индивидуальных творческих способностей каждого ребёнка. Развитие умения наблюдать, слушать. Развитие мышления, навыков обобщать и анализировать, внимания, воображения, памяти, речи. Развитиеумения увидеть проблему комплексно с разных сторон. Обучение в сотрудничестве (учить ребят добиваться единой цели, работая в группе).
Создание условий, раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие детей, родителей и педагогов, способствующих самопознанию и саморазвитию всех участников педагогического процесса
По количеству участников в проекте: индивидуальные групповые коллективные
По продолжительности выполнения проекта: краткосрочные (1-3нед.) среднесрочные (до 1 мес.) долгосрочные (полугодие, учебный год)
По характеру содержания: монопроекты (одна образовательная область) интегративные (две и более образовательных областей)
По доминирующему виду деятельности: (по Л.В.Киселевой) Исследовательско-творческие Информационно-практико-ориентированные Творческие Ролево- игровые
Тип проектаСодержаниеВозраст детей Исследовательско- творческий Дети экспериментируют, а затем оформляют результаты в виде газет, драматизации, детского дизайна Старшая группа Ролево-игровой Используются элементы творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы Вторая младшая группа Информационно- практико- ориентированный Дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.) Средняя группа ТворческийОформление результата работы в виде детского праздника, детского дизайна и т. п. Вторая младшая группа
Фазы работы над проектом (по В.Н.Буркову, Д.А.Новикову) Фаза проектированияФаза технологическая Фаза рефлексивная Стадия концепт уальная Стадия модели рования Стадия конструирова ния Стадия реализации модели проекта Стадия итоговой оценки. Презентац ия. Стадия рефлексии.
Фаза проектирования Стадия концептуальнаяСтадия моделированияСтадия конструирования Выявление противоречий: формулирование проблемы, определение проблематики, определение цели, выбор критериев. (что случилось? Что нам интересно?) Построение моделей, оптимизация моделей, выбор модели (принятие решения). Определение конечного результата (что мы хотим сделать?) Исследование условий, построение программы. Определение пошаговой деятельности для достижения цели (кто и что будет делать? Какие материалы для этого нужны?)
Организация работы рабочих групп в зависимости от намеченного плана Сбор необходимой информации и её оформление (в виде альбома, схем, карточек, игрового оборудования)
Презентация готовых продуктов Оценка. Что нового узнали? Ответили ли на все поставленные вопросы ? Чему научились? И т.д.
Формы презентации газета спектакль, концерт реклама- рассказ, буклет занятие выставка, конкурс праздник
Способы разработки проектов 1."Модель трёх вопросов" ЧТО ЗНАЮ?ЧТО ХОЧУ УЗНАТЬ?КАК УЗНАТЬ? Содержание, то что дети уже знают План (тема проекта)Источники новых знаний, т. е. средства
2. Образ "Семь мы" ( по Заир-Бек) Мы озабочены... (формулируется факт, противоречие, то, что привлекает внимание). Мы понимаем... (представляется осознанная проблема для решения и ориентиры- ценности). Мы ожидаем... (дается описание предполагаемых целей - результатов). Мы предполагаем... (представляются идеи, гипотезы).
Мы намереваемся... (контекст действий, планируемых поэтапно ). Мы готовы... (дается описание имеющихся ресурсов различного характера). Мы обращаемся за поддержкой... (представляется обоснование необходимой внешней поддержки реализации проекта).
При использовании метода проектов необходимо учитывать ряд требований. Во-первых, результат, на который сориентирован проект, должен быть практически и познавательно значим для его участников. Во-вторых, поставленная проблема должна исследоваться в определенной логической последовательности: выдвижение гипотез о способах её решения; обсуждение и выбор методов исследования; сбор, анализ и систематизация полученных данных; подведение итогов и их оформление; выводы и выдвижение новых проблем. В-третьих; содержательная часть проекта должна быть основано на самостоятельной деятельности детей спланированной ими на подготовительном этапе работы. Используя метод проектов воспитатель становится организатором исследовательской деятельности детей, генератором развития их творческого потенциала.
Роль педагога при использовании метода проектов: учет возрастных особенностей детей, создание условий для стимулирования интересов детей, строить свои отношения с ребенком на соучастии и сотворчестве, мотивирует деятельность детей, использует игровые методы и приемы.
Роль дошкольника: является активным участника проекта, преодолевает трудности в решении проблем (ведущая дидактическая цель методов проекта). План проекта разрабатывается совместно с детьми и родителями.
Литература Евдокимова Е. С. Технология проектирования в образовательном пространстве детского сада. Волгоград Перемена, – с.18. Яковлева Н.О. Проектирование как педагогический феномен. //Педагогика 6,