Фомина Наталья Викторовна МДОУ ЦРР- детский сад 66 «Тополек» Фомина Наталья Викторовна МДОУ ЦРР- детский сад 66 «Тополек» Тамбов 2010
ПАСПОРТ ПРОЕКТА Вид проекта – долгосрочный. Тип проекта – практико- ориентированный, открытый, групповой Участники –дошкольники, воспитатель, родители Форма представления - презентация Срок реализации проекта – 1 год Истоки способностей и дарований детей – на кончиках пальцев В.А. Сухомлинский
АКТУАЛЬНОСТЬ На современном этапе модернизации дошкольного образования особое внимание уделяется обеспечению качества образования в дошкольном возрасте, что вызывает необходимость поиска новых способов и средств совершенствования речи как важного личностного и социального развития ребенка-дошкольника
ЕСЛИ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ БУДЕТ ПРОХОДИТЬ В КОМПЛЕКСЕ С ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С УЧЕТОМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ, ТО БУДЕТ НАБЛЮДАТЬСЯ БОЛЕЕ ПРОДУКТИВНОЕ РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ, ИХ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ, САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ИНИЦИАТИВЫ, ЧТО ОБЕСПЕЧИТ ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ПРЕДСТОЯЩЕМУ ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ. ГИПОТЕЗА
Обеспечение благоприятных условий для речевого развития дошкольников путём развития мелкой моторики пальцев рук ЦЕЛЬ
МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ Определить условия, благоприятные для развития мелкой моторики пальцев рук дошкольников Определить основные направления педагогических задач по развитию мелкой моторики пальцев рук в дошкольном возрасте Установить взаимосвязь особенностей развития мелкой моторики и развития речевой деятельности детей дошкольного возраста Выявить эффективные формы, методы и приемы развития мелкой моторики пальцев рук на основе анализа и обобщения передового педагогического опыта
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ Формировать правильную координацию движений пальцев, силу тонких движений, навык выполнения действий с предметами Развивать и совершенствовать произвольное внимание и автоматизировать игровые движения пальцев рук Развивать ловкость, дифферинцированность и переключаемость движений пальцев рук Развивать содружество движений пальцев рук
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА Создание условий, максимально обеспечивающих развитие мелкой моторики Использование интересных и эффективных приемов и методов работы с детьми Подбор материала, позволяющего решать большой круг разнообразных задач Создание комфортной психологической обстановки
I этап Подготовительный (Сентябрь 2009г) II этап Основной (Октябрь-Апрель г) III этап Итоговый (май 2010г)
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ Содержание работы Сроки выполнения Ответственный Изучение психолого-педагогической и методической литературы с использованием Интернет ресурсов по теме проекта. Подбор заданий, направленных на развитие мелкой моторики пальцев рук Диагностирование детей. Анкетирование родителей. Подбор материала для работы с родителями по теме проекта. Корректировка календарно-тематического планирования. Август- сентябрь Воспитатель
ВНЕДРЕНЧЕСКИЙ Содержание работы Сроки выполнения Ответственный Создание полноценной развивающей речевой среды. Пальчиковые игры, игровые упражнения Выставка детского творчества Работа с природным материалом Работа в тетрадях Сочинение стихов, сказок, сопровождающиеся движениями пальцев Организация клуба по интересам родителей «Беседушка». Консультации для родителей по теме проекта Октябрь- апрель Воспитатель
Алгоритм ознакомления с пальчиковыми упражнениями Упражнение Постепенный показ Работа над произношением ТемпРасслабление Комплекс упражнений «Введение в жизнь»
ИГРЫ С ПЕСКОМ
КОНСТРУИРОВАНИЕ
ПРИНЦИПЫ ПРИНЦИПЫ НАГЛЯДНОСТЬ НАГЛЯДНОСТЬ СОЗНАТЕЛЬНАЯАКТИВНОСТЬСОЗНАТЕЛЬНАЯАКТИВНОСТЬ СИСТЕМАТИЧНОСТЬ СИСТЕМАТИЧНОСТЬ ИНТЕГРАТИВНОСТЬ ИНТЕГРАТИВНОСТЬ СПЕЦИФИЧНОСТЬ СПЕЦИФИЧНОСТЬ ИМПРОВИЗАЦИОННОСТЬ ИМПРОВИЗАЦИОННОСТЬ КОМПЛЕКСНОСТЬ КОМПЛЕКСНОСТЬ ДОСТУПНОСТЬ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ПОВТОРЯЕМОСТЬПОВТОРЯЕМОСТЬ
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Интегрированные занятияПодгрупповые занятияИндивидуальные занятияСамостоятельная деятельностьКружковая работа Творческая деятельность
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ НАГЛЯДНАЯ ИНФОРМАЦИЯ КРУГЛЫЙ СТОЛ ПЕДАГОГ АНКЕТИРОВАНИЕ КОНСУЛЬТАЦИИ РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ЗАСЕДАНИЯ КЛУБА «БЕСЕДУШКА» ВЕЧЕРА ДОСУГОВ
заключительный Содержание работы Сроки выполнения Ответственный Открытые занятия для родителей. Диагностирование детей. Анализ результатов диагностики. Предоставление материалов на итоговом педсовете. Организация выставки семейных творческих работ «Как умелые ручки язычку помогают» Разработка рекомендаций для родителей по теме проекта Публикация на сайте. Создание электронных таблиц. МайВоспитатель
КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Безруких М.М., Филиппова Т.А. Тренируем пальчики. М.: Дрофа, 2000 Вольнова Л.М. Движение-мысль-слово. Пермь, 1999 Гаврина С.Е. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Ярославль: Академия развития, 1997 Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. Спб,1998 Киселева В. Развитие тонкой моторики. Дошкольное воспитание, 2006 г, 1 Мальцева И.В. Упражнения для пальчиков. М: Карапуз, 2000 Плутаева Е., Лосев Н.Развитие мелкой моторики. Д\в 2005, 3,5,7. Синицины Е. Умные пальчики. М: Лист, Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. Спб, 2009: Чудакова А. О подготовке руки к письму. Д\в, 2005, 9 ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ Банк рефератов Информационный поликультурный веб-портал. Библиотека 5 баллов. ru Сайт управления образования и науки Тамбовской области www. Regam. Tambov.ru/oiv/obraz festival.1September.ru
Благодарю за внимание