Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад компенсирующего вида 52 «Самолетик» Г. Нижневартовск 2009 год Тема: « Развитие коммуникативных отношений при помощи технологии развития ролевых связей и отношений у детей старшего дошкольного возраста»
Учить детей правильно строить ролевое взаимодействие. Учить детей отражать в игре ролевые связи и отношения. Формировать у детей ролевые способы отображения окружающего: ролевые высказывания, ролевую беседу
Формирование приемов общения со сверстниками через сюжетно – ролевые игры.
Способы придумывания сказок способ заключается в изменении последовательности хода сказки способ заключается в ведении в сказку нового персонажа способ заключается в придумывании новой сюжетной линии сказки Алгоритм придумывания сказки Вспомнить сюжет сказки. Ввести новых персонажей, новую очередность в ходе сюжета. Придумать новый конец сказки.
Приглашаем детей подойти к книжной полке, и сообщаем, что приготовили сюрприз, который находится на полке. Предлагаем детям найти его. Дети рассматривают книжки, сделанные из иллюстраций и находят среди них новую книжку.
Рассматривая с детьми иллюстрации в книжке, обращаем внимание, что, к сожалению, книгу нельзя читать, т. к. в ней нет текста. Предлагаем детям самим придумать истории к иллюстрациям, которые им понравились.
Для повышения у детей интереса к предстоящему делу воспитатель говорит, что каждый рассказ или история будут записаны и подписаны фамилией и именем ребенка, а затем вставлен в данную книгу.
Дети рассаживаются так, как им удобно и придумывают рассказы по понравившейся им иллюстрации
Рассказ записывается воспитателем под диктовку ребенка. Если же рассказ получился сумбурным, путанным, воспитатель говорит ребенку о том, что не успел записать его и договаривается, что ребенок повторит этот рассказ вечером. Таким образом, воспитатель получает возможность в индивидуальной работе упорядочить события в рассказе ребенка.
Дети могут брать книжки домой, и записывать рассказ с родителями.
Готовые рассказы детей, воспитатель вставляет в книжку и зачитывает получившиеся истории всей группе
Приобщение старших детей к играм малышей. Развивать уверенность в себе и своих возможностях Развивать активность, инициативность, самостоятельность Формировать групповые нормы и положительные взаимоотношения
Пригласительные билеты. Совместная с детьми подготовка группового пространства к встрече гостей, большое внимание уделяется игровой части группы (создание полей сюжетно – ролевой игры). Создание в детском саду атмосферы общения, взаимопонимания. Подготовка сюрпризных моментов для детей - хозяев группы. Встреча, развертывание сюжетных игровых ситуаций, участие гостей в них. Коллективное изготовление старшими детьми подарочных сувениров для детей младших групп Отметить каждого ребенка медалью («самый доброжелательный», «самый общительный»…) Донести до родителей успехи детей в овладении коммуникативными способностями в сюжетно – ролевой игре.
Общение старших и младших дошкольников должно быть эпизодическим по чистоте (1 раза в месяц) и времени (около 1 часа) Общение должно вызывать положительные эмоции у обеих возрастных групп и восприниматься как яркое, интересное событие. Старшие общаются с младшими исключительно добровольно. Их действия одобряются воспитателем, о них сообщается родителям (младшие дошкольники могут легко уйти от общения, так как являются пассивной стороной). Содержание общения должно быть предложено воспитателем и определяться выбранным сюжетом, а также ненавязчиво направляться им. При организации общения следует учитывать длительность и характер контактов между детьми (воспитатели обеих групп должны преодолеть ряд психологических трудностей: предложить игру, учитывающую интересы обоих возрастов; учить терпеливому отношению старших детей к младшим сверстникам; помочь младшим дошкольникам преодолеть возможные трудности в общении и робость.)