МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНО - РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 323 « СКАЗКА » МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Опыт работы воспитателя Демьяновой Натальи Васильевны Нижний Новгород 2010 г.
Задачи по развитию элементов логического мышления Развитие представлений о понятийных отношениях : классификационных ( отношения подчинения и соподчинения ) и сериационных ( отношения последовательности ) - Освоение действий замещения понятий или признака понятий Моделирование сериационных и классификационных отношений - Освоение действий по использованию наглядных моделей ( на наглядном или словесном материале ) - Освоение действий по построению наглядной модели понятийных отношений
Модели, используемые для иллюстрирования сериационных и классификационных отношений Круги Эйлера Классификационное древо ЧЕЛОВЕК Женщина Мужчина
Особенности организации занятий по развитию элементов логического мышления Придумывание мотивации и сюжета : - « Путешествие по … области », « Кто назовет больше ?», « Что где растет », « Загадки от Незнайки » и др. - игра « Трибуна » ( дети доказывают, например, почему автобус не птица, а стрекоза – не самолет ), « Презентация » - игры на развитие логического мышления и « смысловой памяти » - « Телевизор », « Что лишнее ?», « Продолжи ряд », « Подбери четвертую фигуру » и др. Игровые приемы, используемые на занятии : - дети « помогают », « спасают », « выручают » - диалог между воспитателем и детьми, диалог между детьми - сотрудничество в командах, в парах, в подгруппе Введение терминов « модель », « понятие », « классификационное древо » - научные понятия заменяют на доступные детям – « домики », « чудо - дерево », « реклама », « эмблемы » и др.
Моделирование отношений на знакомом материале - используются знания полученные на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, экологическому воспитанию, ознакомлению с художественной литературой и развитию речи, развитие элементарных математических представлений Целенаправленная предварительная работа - рассматривание предметов, иллюстраций и т. д. - беседа с детьми – на сколько знакомы с понятиями данной темы, т. е. выявляется их осведомленность В процессе развивающей работы - не стремиться объяснять, а направлять на путь поиска - ни оставлять без внимания ни одного высказывания - не давать негативных оценок - прием ситуации « ловушки » – искусственно создаваемые ошибки воспитателя - решение логических задач
Работа с родителями Родительские собрания « Школа развития способностей » Дни открытых дверей Выставка детский работ Привлечение родителей к изготовлению наглядного материала ( подбор иллюстраций, изготовление карточек моделей т. п.)
Этапы работы по развитию элементов логического мышления 1 этап : Дети группируют реальные объекты или картинки с их изображением по заданному признаку и соотносят полученные группы или ряд объектов с наглядной моделью 1 этап : Дети группируют реальные объекты или картинки с их изображением по заданному признаку и соотносят полученные группы или ряд объектов с наглядной моделью Модель в форме кругов или сериационного ряда ( ряд полосок или кружков равномерно возрастающей величины ) Деятельность детей Средства решения задачи
2 этап : Дети достраивают модель, расставляют условные обозначения, отвечают на вопросы воспитателя сравнивая понятия по объему. Дети сравнивают объекты по заданному признаку, ориентируясь на величину заместителя 2 этап : Дети достраивают модель, расставляют условные обозначения, отвечают на вопросы воспитателя сравнивая понятия по объему. Дети сравнивают объекты по заданному признаку, ориентируясь на величину заместителя Модель в форме кругов и условные обозначения понятий или ряд заместителей равномерно возрастающей величины Деятельность детей Средства решения задачи
3 этап : Дети самостоятельно проводят классификацию картинок ( если задание на наглядном материале ), строят модель и расставляют условные обозначения. Дети в соответствии с выраженностью признака в объекте изготавливают заместители соответствующей величины, на основе созданной модели определяют соотношение понятий по выраженности признака 3 этап : Дети самостоятельно проводят классификацию картинок ( если задание на наглядном материале ), строят модель и расставляют условные обозначения. Дети в соответствии с выраженностью признака в объекте изготавливают заместители соответствующей величины, на основе созданной модели определяют соотношение понятий по выраженности признака Модель с форме кругов и карточки с условными обозначениями понятий. Картинки с изображением объектов или набор слов, обозначающих понятия, и указания на выраженность признака в том или ином объекте. Модель с форме кругов и карточки с условными обозначениями понятий. Картинки с изображением объектов или набор слов, обозначающих понятия, и указания на выраженность признака в том или ином объекте. Деятельность детей Средства решения задачи ДЕРЕВО Хвойное дерево Берёза
Результаты работы по развитию элементов логического мышления в старшей группе 9 ( январь 2010 года )
ВЫВОДЫ Старший дошкольный возраст является благоприятным для развития элементов логического мышления Процесс овладения логическими отношениями играет существенную роль в познавательно - речевом развитии детей Эффективность развития логического мышления возрастает, если в качестве средств обучения выступают наглядные модели
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !