«Система работы с одаренными детьми в ДОУ в условиях дополнительного образования» МДОУ детский сад 3 «Красная Шапочка» комбинированного муниципального района Большеглушицкий Самарской области
Воспитатель нового поколения Таланты трудно распознать, Не всякий может в них поверить. Таланты надо воспитать, Их надо развивать, в них верить. Простую истину признать Сумеет всякий… кто понятлив: Таланты может воспитать Наставник, если сам талантлив
Актуальность Одаренные дети ценная, но хрупкая часть нашего общества, один из важнейших ресурсов. Одаренные дети представляют собой культурный и научный потенциал общества, от них зависит, как будет развиваться наука, техника и культура в будущем. Задача поддержания и развития творческого потенциала личности по-прежнему остается актуальной и требует дальнейшего разрешения
Программа «Выявление и развитие интеллектуально- творческой личности в условиях дошкольного учреждения Данная программа предназначена для работы с детьми дошкольного возраста, обладающими творческим и интеллектуальным потенциалом, способствует активному развитию личности дошкольника и превышает временный образовательный стандарт.
C 2005 года, в МДОУ детский сад 3 «Красная Шапочка» комбинированного вида муниципального района Большеглушицкий Самарской области в рамках «Программы развития ДОУ» и Программ дополнительного образования функционируют детские объединения и кружки для работы с одаренными детьми. Детское объединение «Ранний английский»; Театрализованная студия «Теремок»; Кружки художественно-прикладного творчества: «Задумка», «Очумелые ручки»; Интеллектуальный кружок «Маленькие умники»
Нормативно-правовая база Закон РФ «Об образовании» Типовое положение ДОУ Подпрограмма «Одаренные дети» Федеральной целевой программы «Дети России» Министерство Образования РФ Программа «Развитие одаренных детей» под редакцией Н.В. Алексеевой
Система отбора детей в творческие объединения и кружки включает: Наблюдение за детьми; Анкетирование взрослых (родителей и воспитателей тех групп, откуда приходят дети); Групповое обследование детей с помощью стандартизированных методик, оценивающих общий уровень развития; Индивидуальное обследование, направленное на выявление способностей в сферах образного и логического мышления, воображения и познавательной активности
Цель программы: Создание условий для оптимального развития детей, имеющих творческие, художественные способности и интеллектуальный потенциал.
Основные задачи: Выявление одаренных детей, с использованием различных диагностик; Использование в работе с детьми дифференцированный подход к детям, учитывая их индивидуальные особенности; Использование различных форм и методов работы; Организация разнообразной кружковой деятельности; Вовлечение родителей в работу с одаренными детьми и установление с ними тесного сотрудничества.
Формы работы с одаренными детьми Творческие объединения детей, кружки Творческие отчеты. Презентации Проектная деятельность Выставки, конкурсы, мини-олимпиады Экспериментально-исследовательская деятельность
Взаимодействие с семьями детей, посещающих детские объединения и кружки цели: привлечение родителей к участию в жизни группы повышение уровня психолого-педагогической культуры родителей осуществление общей стратегии воспитания и обучения детей в детском саду и семье дифференциация работы с родителями
Консультации Анкетирование Родительские собрания Дискуссии Индивидуальные беседы Формы работы с родителями
Организация кружковой работы с одаренными детьми в ДОУ Работа с одаренными детьми включает гибкое содержание и педагогические технологии, обеспечивающие развитие способностей с учетом интересов и склонностей детей. Кружковая работа способствует целостности учебно – воспитательного процесса и дальнейшему развитию умственной и творческой одаренности. Предметно – развивающая среда стимулирует умственное и творческое развитию. Содержание процесса работы с детьми определяется Программой «Выявление и развитие интеллектуально-творческой личности в условиях дошкольного учреждения» Предусматривает дополнительные виды занятий в соответствии с программой по развитию одаренных детей и индивидуальным склонностям ребенка.
Особенности организации кружковой работы в ДОУ В группы одаренных детей отбирается не более 10 человек, что дает возможность обеспечить более успешную и продуктивную работу с детьми. На занятиях используются наглядные модели как основные средства обучения дошкольника. Воспитатели всегда готовы поддержать детскую инициативу, и изменить ход занятия в соответствии с ней. Осуществляется индивидуально дифференцированный подход, задания распределяются с учетом возможностей и интересов ребенка. В группах организована работа с детьми по интересам. Большая часть заданий дается детям в игровой максимально привлекательной для них форме. Работа проводятся по подгруппам, предусматриваются и индивидуальные занятия. Введены дополнительные виды занятий: - занятия с логопедом по коррекции звукопроизношения; - занятия с психологом; английский язык; арт-терапия.
Виды кружковой и студийной работы с одаренными детьми в МДОУ 3 «Красная Шапочка» Театрализованная студия «Теремок» ЦЕЛЬ: Создание ус ловий для развития творческих способностей, эстетического вкуса в передаче образа детей старшего дошкольного возраста. ЗАДАЧИ: Развитие зрительного восприятия, воображения, фантазии у детей; Формирование совместногрупповый действий и индивидуального творчества МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ: Игры-этюды с воображаемыми предметами; Упражнения с куклами; Коллективные и индивидуальные театрализованные выступления. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: Выявление молодых талантов; Участие в различных мероприятиях разного уровня
Интеллектуальный кружок «Маленькие умники» ЦЕЛЬ: Создание ус ловий для интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста, превышая требования Госстандарта. ЗАДАЧИ: Развивать математические процессы, наглядно-образное внимание, логическое мышление; Учить детей моделировать, находить решение проблемных ситуаций; МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ: Логические задачи и цепочки; Использование элементов ТРИЗа; Решение ребусов, лабиринтов, кроссвордов. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: Выявление молодых талантов с математическим, логическим мышлением;
Кружок художественно-прикладного творчества «Очумелые ручки» ЦЕЛЬ: Художественно-эстетическое развитие личности. ЗАДАЧИ: Развивать эстетическое восприятие, творческое воображение; Знакомство с нетрадиционной художественно-графической техникой рисования; МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ: нетрадиционные техники рисования; Использование техники Оригами; Использование традиционных и нетрадиционных материалов и оборудования. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: Художественно выполненные детские работы; участие в выставках различного уровня.
Детское объединение «Ранний английский» ЦЕЛЬ: Вызвать интерес к языковому и культурному многообразию мира, уважение к языкам и культурам других народов, способствовать развитию коммуникативно-речевого такта ЗАДАЧИ: Развивать эмоционально-образное восприятие иностранного языка, память, речевой слух; Обучать азам общения на иностранном языке. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ Игры с использованием иностранных слов; Аудио и видео материалы, наглядные пособия; Использование фольклорных произведений ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: Приобретение навыков общения на иностранном языке; Пробуждение интереса к жизни и культуре других стран.
Принципы обучения дошкольников английскому языку Учение без принуждения (занятия имеют положительную, эмоциональную окраску); Учение с увлечением; Учение в игре; Создание духа коммуникативности; От простого к сложному; Создание комфортных условий для деятельности; Укрепление связи с семьей
Виды игровой деятельности Словесно-речевые игры; Подвижные игры Сюжетно-ролевые игры; Ситуативно-ролевые игры; Соревновательные игры; Ритмо-музыкальные игры; Художественно-творческие игры Ситуативно-импровезированные игры; Игры творческих драматизаций
Основные принципы организации работы с одаренными детьми Создание обогащенной предметной и образовательной среды, способствующей развитию одаренности ребенка Психолого - педагогическая поддержка ребенка Индивидуализация и дифференциация обучения Обучение на более высоком уровне трудности Использование новых образовательных технологий
Требования к деятельности педагога Высокий уровень профессиональной подготовки для работы по программе Склонность педагога к творческой деятельности Умение обеспечить оптимальные условия развития всем детям группы Наличие в общении педагога с ребенком тактики сотрудничества Личностная готовность к работе с одаренными детьми Наличие у педагога специальных способностей и навыков, позволяющих ему заинтересовывать детей процессом выполняемой им самим деятельности
Внешние связи ДОУ Дошкольное образовательное учреждение I Уровень Самара Министерство образования и науки Самарской области СИПКРО I I Уровень Южное управление Министерства образования и науки Самарской области Отдел по делам мол о дежи Администрация муниципального района Большеглушицкий I I I Уровень ДЮСШ Дошкольные учреждения Школы ДДТ
Развивающая среда ДОУ
Развивающая среда группы
Все дети рождаются быть успешными. Единственное, в чем они нуждаются – в развитии своих талантов. Вера – двигает горы… вера в детей может поднять их на такие высоты, которые нам трудно даже представить. Каждый день можно собирать большой урожай детских успехов.
Спасибо за внимание! Рады сотрудничать с вами: Заведующая МДОУ д/с 3 Соколова Любовь Николаевна, высшая категория; Заместитель заведующего по ВР: Мамонтова Ольга Петровна, первая категория Адрес и контактные телефоны: , Самарская область, с. Большая Глушица, ул. Фирсина, 5; (884673)21920 электронный адрес: