Задачи и функции психолога в детском саду Основные функции психолога в детском дошкольном учреждении связаны с охраной физического и психического здоровья детей, с созданием условий, которые способствуют их эмоциональному, духовному, социальному благополучию и обеспечивают свободное и эффективное развитие способностей каждого ребенка. Реализация этих функций требует выполнения целого ряда связанных друг с другом видов работ как непосредственно с детьми, так и с их родителями и персоналом детского сада
Центр психологической разгрузки
Деловая документация План работы практического психолога экспериментального коммунального комбинированого дошкольного учебного учреждения 88 «Сказка» на _________ учебный год План работы практического психолога ККДУУ 88 на _____ месяц Журнал ежедневного учета работы практического психолога
Модель работы практического психолога Работа с родителямиРабота с детьмиРабота с педагогами Подготовка к детскому саду: - консультирование «Клуб родительской эффективности » - Психолого-физиологические особенности дошкольников Экспериментальная работа Проекты: «Организация взаимодействия семьи и дошкольного учреждения в использовании системы воспитания на основе целостной холистической формулы здорового способа жизни» Диагностика Коррекционно- развивающая работа Диагностика: - малоопытных педагогов; - анкетирование во время психологического сопровождения аттестации педагогов Консультирование: - Психологическое сопровождение малоопытных педагогов Экспериментальная работа Тренинговые занятия : «Разработка системы воспитания детей дошкольного возраста на основе целостной холистической формулы здорового способа жизни» Первичная диагностика: - вводное анкетирование
Работа с родителями Презентация дошкольного учреждения Участие в проведении дня открытых дверей Консультирование групповое, индивидуальное «Как готовить ребенка к детскому саду»
Работа с детьми и родителями Первичная диагностика Вводное анкетирование родителей: -Общие сведение о ребенке и семье -Эмоциональное развитие ребенка -Особенности воспитание ребенка в семье, склонности, интересы Наблюдение за новыми детьми во время адаптации
Первичная документация Адаптационный лист Индивидуальные карты психолого-педагогического диагностирования (детей группы) ККДУУ 88 Социально – демографический паспорт ребенка ________________________________ и его семьи _____________________________ Дата проведения Название методикиКороткий результат. Выводы и рекомендации 1 2
Работа с детьми Диагностика: детей преддошкольного возраста в течении учебного года
Работа с детьми Диагностика: - в начале учебного года во всех возрастных группах
Методики диагностирования в начале года Ясельные группы Методика Мановой-Томовой Модель оценки психологического развития от 1 до 3 лет (15-36 месяцев) Средние группы Диагностика уровня тревожности по методике Р.Тэммл, М.Дорки В.Амен Шкала умственного развития Бине-Симона Диагностика психических процессов: внимания, восприятия, памяти, мышления и речи с помощью игр: «Найди одинаковые», «Что изменилось», «Целое - часть», «Разложи кружочки по коробочкам», «Классификация по заданному принципу», «Дополнение фраз»
Методики диагностирования в начале года Старшая группа Методика Г.П.Лаврентьевой, Т. М Титаренко Индивидуальные особенности : тревожность, импульсивность, агрессивность Внимание - способность к переключению, распределение Память – слуховая, зрительная, смысловая, что помогает запоминанию, иллюстрируем фразы. Мышление – сравнение предметов по памяти, окончание слов Творческие способности – творческое воображение, игра с геометрическими фигурами, словесное рисование, составление рассказов
Плановые психолого – медико – педагогические консилиумы во всех возрастных группах в начале учебного года Определение детей «группы риска» Формирование коррекционных групп
Документация психолого – медико – педагогических консилиумов по всем возрастным группам Протоколы заседания медико-педагогического консилиума Журналы регистрации заключений и рекомендаций специалистов и коллегиального заключения и рекомендации ПМПК п /п ФИО ребенка Дата рождения Группа здоровья ДиагнозыПед. диагн Псих. диагн. НазначенияРекомендации
Коррекционно-развивающая работа с детьми Психологическое сопровождение детей «группы риска» Индивидуальная работа : -Коррекционное развивающие занятия в песочной комнате «Остров сокровищ»; -Коррекционно развивающие занятия в сенсорной комнате «Комната необычайных превращений»; -Психогимнастика
Коррекционно развивающая работа с детьми Развивающие занятия с детьми коррекционных групп: -Развивающие занятия в песочной комнате ; -Развивающие занятия в сенсорной комнате; -Психогимнастика
Методики для коррекционных групп Коррекционно-развивающие занятия в средней группе ШарохинаВ.Л. Психологическая помощь дошкольнику (Занятия – игротренинги для детей старшего дошкольного возраста) Яковлева Н.А.
Документация коррекционно-развивающей работы Журнал проведения коррекционно- востановительной и развивающей работы с детьми коррекционных групп Журнал протоколов коррекционно- востановительной и развивающей работы с детьми коррекционных групп
Совместная работа с педагогами и детьми Развивающие занятия дошкольных групп: -Сенсорная комната: «Комната необычайных превращений»; -Песочная комната: «Остров сокровищ»
Сенсорная комната «Комната необычайных превращений» Программа коррекционно-развивающей работы по формированию здорового способа жизни детей дошкольного возраста на основе целостной (холистической) формулы с использованием сенсорных стимуляторов и развивающих технологий
Песочная комната «Остров сокровищ» Организация педагогических игр с песком для детей дошкольного возраста
Совместная работа с педагогами и детьми Психолого-педагогическая диагностика старшего дошкольника перед поступлением в школу: «Школьная зрелость» Разделы обследования: 1. Физическое развитие 2. Эмоциональное развитие 3. Социальное развитие 4. Моральное развитие 5. Развитие произвольного поведения 6. Развитие познавательной активности и основ логики 7. Развитие математических умений 8. Креативное развитие 9. Речевое развитие 10. Художественно –эстетическое развитие 11. Экологическое развитие 12. Развитие позитивного развития к себе 13. Развитие игровых умений 14. Развитие общеучебных умений
Работа с родителями «Клуб родительской эффективности» - Психолого-физиологические особенности дошкольников Формы работы: - родительские собрания; - беседы; - консультации; - круглые столы; - дискуссии и т.д.
Работа с педагогами Диагностика и консультирование молодых и малоопытных педагогов Психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса Психологическое сопровождение педагогов в аттестационный период
Работа с педагогами в режиме эксперимента Практическая работа педагогов над разработкою системы воспитания детей дошкольного возраста на основе целостной (холистической) формулы здорового способа жизни Формы работы: - тренинговые занятия 1. Социальное здоровье ребенка 2. Эмоциональное здоровье ребенка 3. Духовное здоровье ребенка 4. Физическое здоровье ребенка 5. Интеллектуальное здоровье ребенка.
Работа с родителями в режиме эксперимента Проекты: «Организация взаимодействия семьи и дошкольного учреждения в использовании системы воспитания на основе целостной холистической формулы здорового способа жизни» 1. «Ребенок в окружающем мире» - социальное здоровье 2. «Веселое солнышко или печальное облачко – эмоциональное здоровье 3. «Духовный мир ребенка» - духовное здоровье 4. «Мир - какой ты интересный!» - интеллектуальное здоровье 5. «Здоровье ребенка – драгоценный клад» - физическое здоровье Формы работы: - опросники; - тестирование; - диспуты; - психологические ситуации; - игры тренинги родителей с детьми; - устные журналы; - физкультурные сюжетные занятия и т.д.
Работа с детьми «Психологическая гармония» (духовное, социальное, эмоциональное, интеллектуальное, физическое здоровь е) Диагностика: - определение уровня готовности детей в формировании своего здоровья в течении учебного года.
Коррекционно развивающая работа Физическое здоровье Сохранение и формирование физического здоровья методами: - релаксационные упражнения; - оздоровительные игры; - аутотренинги; - психогимнастики; - пальчиковая гимнастика и т.д.
Коррекционно развивающая работа Эмоциональное здоровье Формирую эмоциональные процессы у детей используя: - развивающие игры; - упражнения; - этюды; - мини-конкурсы; - беседы; - импровизации; - придумывание историй и т.д.
Коррекционно развивающая работа Интеллектуальное здоровье Совершенствовать память, внимание, творческие способности, воображение у детей во время: - корекционно - развивающих игр; - чтения художественных произведений; - упражнений и т.д.
Коррекционно развивающая работа Социальное здоровье Развивать у детей навыки общения, формировать оценивание, которое направлено на анализ собственного поведения и окружающих при помощи: - бесед; - сюжетных игр; - дискуссий; - моделирования и анализа заданных ситуаций и т. д.
Коррекционно развивающая работа Духовное здоровье Сохранение и развитие морально-духовного здоровья детей при помощи: - упражнений; - корекционно - развивающих игр; - бесед; - драматизаций; - художественного слова и т.д.
Работа с детьми Диагностика: - в конце учебного года во всех возрастных группах
Работа с детьми Итоговая диагностика: - Готовность детей 6-го года жизни к обучению в школе «Школьная зрелость»
Плановые психолого – медико – педагогические консилиумы во всех возрастных группах в конце учебного года Подведение итогов года