Система работы по формированию здорового образа жизни как средство здоровьесбережения школьника Презентация проекта Уткина А.В., учителя химии и биологии МОУ «Новосергиевская средняя общеобразовательная школа 3» Районный мастер-класс учителей МО естествознания
Проблема - ухудшение здоровья детей… 1-4кл. 5-7кл. 8-9кл кл.
Цель: Разработать и апробировать систему работы по формированию здорового образа жизни школьника. «Здоровье – это не все, но без здоровья все – ничто…» Сократ
Задачи: Изучить различные подходы к решению проблемы ухудшения здоровья школьников. Разработать на научной основе систему работы на уроках биологии и во внеурочное время по формированию здорового образа жизни учащихся. Проверить эффективность разработанной системы в условиях общеобразовательной школы с целью экспериментального подтверждения результативности ее применения для формирования здоровьесберегающей компетентности школьников.
Главная идея. К здоровью – через образование! Актуальность и важность. Здоровье – главная ценность. Социальная значимость. От здоровью каждого - к здоровью нации.
Юридическая правомерность действий. Здоровье - право человека, забота государства. Результаты. Здоровье = полноценная жизнь. Главное правило. Не навреди!
Педагогика здоровья Сохранение, формирование и укрепление здоровья учащихся Здоровьесберегающиетехнологии Здоровьесберегающие технологии Учебно-воспитательныеОрганизационно-педагогические Психолого-педагогические Лечебно- оздоровительные Экологические здоровьесберегающие Социально адаптирующие и личностно развивающие Медико- гигиенические Физкультурно- оздоровительные Обеспечивающие безопасность жизнедеятельности
Принципы системы работы учителя 1.Принцип целостности. 2.Принцип дифференцированности. 3.Принцип аксеологичности. 4.Принцип многоаспектности. 5. Принцип сознательности и активности. 6. Принцип непрерывности и постепенности. 7. Принцип последовательности и систематичности.
План деятельности по реализации проекта Мероприятия, направления деятельности Сроки 1. Подготовительный этап 1.1.Исследование проблемы ухудшения здоровья учащихся школы. Сентябрь 2008г. 1.2.Изучение путей решения проблемы ухудшения здоровья школьников. 1.3.Постановка методической проблемы по формированию здорового образа жизни школьников (целевой установки на ЗОЖ). 1.4.Изучение методической литературы по здоровьесберегающей педагогике. 1.5.Изучение опыта учителей-практиков. 1.6.Разработка системы работы учителя биологии по формированию здорового образа жизни школьников.
Мероприятия, направления деятельности Сроки 2. Организационно-деятельностный этап 2.1.Создание системы работы учителя биологии по формированию здорового образа жизни школьников. Октябрь апрель Апробация системы. 2.3.Разработка инструментария диагностики сформированности целевой установки на ЗОЖ. 3. Аналитически-обобщающий этап 3.1.Диагностика степени сформированности сознательной установки на ЗОЖ. Май Анализ результатов деятельности учителя. 3.3.Корректировка системы. 3.4.Обобщение опыта работы над проблемой.
Система работы по формированию здорового образа жизни школьников Уроки биологии Интеллектуально- практический марафон Научное общество учащихся Кружковая работа Курс по выбору Элективный курс Интегрированные уроки Уроки здоровья Конкурсы Экскурсии З Д О Р О В Р ЕЫ Й Б Е Н О К
Ученики 1-4 классы 5-7 классы 8-9 классы классы Учи- теля на- чаль ных клас сов Уче- ники про фил ь- ных клас сов Учитель биологии Уче- ники - круж ков- цы Учи- теля – пред мет- ники Формирование здорового образа жизни
1-4 классы 5-7 классы 8-9 классы классы Уроки здоровья Уроки биологии Интегрированные уроки Кафедра естественных наук НОУ Кружок «Азбука здоровья» Кружок «Будь здоров» Курс «Если хочешь быть здоров» Элек. курс «Медицина: прош- лое и будущее» Интеллектуально-практический марафон Элек. курс «Сквозь призму науки» Формирование здорового образа жизни
Уроки Уроки здоровья. Уроки биологии. Интегрированные уроки. Азбука здоровья», 1-4 класс. «Будь здоров», 5-7 класс. Кружки
Интегрированные уроки В человеке все должно быть прекрасно… СПИД – чума XXI века. Наркотики – жизнь или смерть? История людей – история болезней… Суворов и здоровый образ жизни. Это я, это я, это все мои друзья. Враги наши меньшие. Статистические законы генетики.
Интеллектуально-практический марафон Этап «Я и мое здоровье» Агитбригада «Курить – здоровью вредить». Путешествие с Мойдодыром. Игра по станциям «Если хочешь быть здоров». Литературная гостиная «Главней всего погода в доме…». Игра «Если хочешь подрасти». Путешествие в страну «Аромотерапия». Ток-шоу «Компьютер и здоровье». Театрализованная сказка «Ключик здоровья». Банкет-чай «Этот живительный источник…»
Конкурсы Рисунков и плакатов Кроссвордов Синквейнов Буклетов Реклам и антиреклам Сообщений Ребусов Стихов
Экскурсии Музей анатомии человеческого тела Аптека Районная больница Стоматологическая поликлиника Санитарно-эпидемиологическая станция Механический завод Место складирования бытового мусора Железная дорога Соленое озеро г.Соль-Илецка
Исследовательские работы Здоровье детей. Причины его ухудшения. Здоровый образ жизни. Как мы его себе представляем? Проекты Здоровый образ жизни школьника. Чистый двор. Школа – территория здоровья. Стенд «Человек и его здоровье Зеленый класс.
Творческие работы Гигиенические требования к школьному зданию. (Сообщение). Человек и биосфера. (Папка работ). Вода – это жизнь. (Папка работ). Человек и атмосфера. (Папка работ). Человек и литосфера. (Папка работ). Режим дня – условие сохранения здоровья. (Буклет). В здоровом теле – здоровый дух. (Буклет). Здоровый образ жизни. (Буклет). Здоровье и окружающая среда. (Буклет). Меньше знаешь – крепче СПИД. (Буклет).
Рефераты 1.Наркотики. Их пагубное действие на организм человека. 2.Генетика – наука будущего. 3.Сон. Сновидения. Гипноз. 4.Заболевания опорно-двигательной системы. 5.Алкоголь. Его влияние на организм человека. 6.Здоровый образ жизни. 7.Онкологические заболевания и их профилактика. 8.Косметика и здоровье человека. 9.Влияние цвета на состояние здоровья человека. 10.Лекарства и яды – друзья и враги. 11.Гигиена – наука о сохранении здоровья. 12.Почему женщины живут дольше мужчин? 13.Человек и радиация.
Курс по выбору «Если хочешь быть здоров», 9 класс. Элективный курс «Медицина: история, современность, будущее», 10 класс. Элективный курс «Сквозь призму науки», 11 класс. Курсы
Критерии эффективности проекта Число учеников, знающих теоретические и практические основы ЗОЖ. Число учащихся – участников мероприятий, посвященных ЗОЖ. Количество творческих, реферативных, исследовательских, проектных работ, выполненных членами НОУ в номинации «Я и здоровье». Количество мероприятий со здоровьесберегающей тематикой, разработанных и проведенных учащимися.
Результаты проекта Развитие представлений школьников о здоровом образе жизни. Сформированность потребности у школьников в соблюдении здорового образа жизни. Практическое применение полученных знаний, умений и навыков. Вовлечение учащихся в здоровьесберегающую деятельность школы. Сохранение и повышение уровня здоровья обучаемых детей.