Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф. Шаталов)
ШАТАЛОВ Виктор Фёдорович родился в 1927 г. ученый педагог народный учитель СССР преподаватель математики директор школы с 1987 года научный сотрудник НИИ Педагогики УССР и АПН СССР кавалер ордена "Николая Чудотворца», ордена Дружбы, лауреат премии Сороса разработал авторскую образовательную модель, широко известную как методика интенсивного обучения Шаталова
Целевые ориентации Формирование ЗУН. Обучение всех детей, с любыми индивидуальными данными. Ускоренное обучение
7 основных принципов системы В.Ф. Шаталова многократное повторение быстрое движение вперед изучение крупными блоками обязательный поэтапный контроль соединение обучения и воспитания личностно- ориентированный подход высокий уровень трудности
Особенности содержания Материал вводится крупными дозами. Поблочная компоновка материала. Оформление учебного материала в виде опорных схем- конспектов
Опорный конспект Опорный сигнал – ассоциативный символ (знак, слово, схема, рисунок и т.п.), заменяющий некое смысловое значение.ассоциативный символ (знак, слово, схема, рисунок и т.п.), заменяющий некое смысловое значение. Опорный конспект- система опорных сигналов в виде краткого условного конспекта, представляющего собой наглядную конструкцию, замещающую систему фактов, понятий, идей как взаимосвязанных элементов целой части учебного материала. система опорных сигналов в виде краткого условного конспекта, представляющего собой наглядную конструкцию, замещающую систему фактов, понятий, идей как взаимосвязанных элементов целой части учебного материала.
Основные принципы составления опорного конспекта: Лаконичность (300–400 печатных знаков). Структурность (4–5 связок, логических блоков). Смысловой акцент (рамки, отделение одного блока от другого, оригинальное расположение символов). Автономность (каждый из 4–5 блоков должен быть самостоятельным). Ассоциативность. Доступность воспроизведению. Цветовая наглядность и образность.
Особенности методики Технологическая схема системы Шаталова
На уроке
Контроль ЗУН учащихся самостоятельные работы письменный по опорным конспектам Формы контроля: устный громкий опрос парный взаимоконтроль групповой взаимоконтроль тихий опрос самооценка.домашний контроль
За 40 лет эксперимента Шаталова из самых, казалось бы, слабых учеников, которых для него специально подбирали как безнадежных, вышли в итоге 57 кандидатов и 11 докторов физико- математических и технических наук.
Книги и статьи педагога – новатора Шаталов В. Ф. Куда и как исчезли тройки. - М., с. Шаталов В. Ф. Педагогическая проза. - М., с. Шаталов В. Ф. Опорные сигналы по физике для VII класса. - Киев, с. Шаталов В. Ф. Шесть шагов за горизонт // Вечерняя Одесса сент. Шаталов В. Ф. Дайте мне школу // Учит. газ окт. Шаталов В.Ф. Соцветие талантов. Часть 1. - М.: ГУП ЦРП «Москва – Санкт-Петербург», 2001 г., с Шамова Т.И. Активизация учения школьников М., Шаталов В.Ф. Точка опоры.- М., Педагогика, Шаталов В.Ф. и др. Опорные конспекты по кинематике и динамике. - М.: Просвещение, Шаталов В.Ф. Эксперимент продолжается. - М.: Педагогика, 1989.
Последователи уникальной методики Общепедагогическая технология В.Ф.Шаталова реализована в предметных технологиях В.М.Шеймана (физика), Ю.С.Меженко (русский язык), А.Г. Гайштута (математика), С.Д.Шевченко (история) и Лысенковой С.Н. (начальная школа)
Шаталов впервые в мировой практике обучения создал систему, эффективно обеспечивающую работу механизма понимания текста, получив при этом огромный выигрыш во времени и в качестве усвоения учебного материала.
Спасибо за внимание