Использование информационных технологий как ресурс развития познавательного интереса учащихся на уроках ОБЖ Ковин А.В. МБОУ «СОШ1»
Эффективность урока – стимул к успеху учителя и ученика.
КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ: учебно-познавательная; коммуникативная; информационная; социально-трудовая; личностного совершенствования. 1. Условия возникновения и становления опыта
Информационные компетенции: владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, картами, энциклопедиями, Интернетом; самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её; ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое: уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ.
1. Условия возникновения и становления опыта В начале работы над избранной темой была сформулирована гипотеза: «Как использование новых компьютерных технологий является сегодня основой успеха и совершенствования в производстве и в экономике в целом, так и их применение на уроках ОБЖ должно обеспечить успешное обучение школьников».
2. Актуальность опыта В процессе работы над темой опыта были выявлены следующие противоречия: 1) между отсутствием заинтересованности в изучении основ безопасности жизнедеятельности у отдельных школьников и высокими требованиями программ по данному предмету; 2) между традиционным подходом к организации и проведению уроков ОБЖ и широкими возможностями использования современных компьютерных технологий, позволяющими повысить эффективность преподавания предмета; 3) между беспечным отношением к вопросам безопасности некоторых школьников, родителей и учителей и высокой значимостью культуры безопасного поведения в жизни.
3. Ведущая педагогическая идея опыта Организация таких форм, способов и приемов учебной деятельности школьников на уроках ОБЖ, которые реально способствуют повышению и сохранению учебной мотивации учащихся, позитивным изменениям их познавательной активности и обеспечивают более качественный уровень их образованности и обученности.
4. Теоретическая база опыта общетеоретические положения о развитии познавательного интереса личности в обучении (Н.Ф. Добрынин), мыслей, помыслов, проявлений умственной и эмоциональной активности обучающихся (С.Л. Рубинштейн); теория познавательной активности человека и познавательной активности в обучении (Д.Б. Годовикова, Т.М. Землянухина, М.И. Лисина, Г.Ц. Молонов, З.Ф. Чехлова, Т.И. Шамова, Г.И. Щукина); концепции развивающего обучения (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, И.С. Якиманская, Г.К. Селевко), деятельно- ориентированного обучения (П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, Н.Ф. Талызина, В.В. Гузеев), проблемного обучения (М.И. Махмутов, А.М. Матюшкин, Р.И. Малафеев).
5. Степень новизны опыта состоит в рационализации, усовершенствовании отдельных сторон педагогического труда при использовании информационных технологий и повышении на этой основе эффективности обучения основам безопасности жизнедеятельности, повышении интереса к предмету, формирование осознанной потребности к усвоению знаний и умений.
6. Технология опыта Целью активизации обучения является не увеличение объема передаваемой информации или ее спрессовывание, а создание дидактических и психологических условий осмысленности учения, включения в него учащихся на уровне не только интеллектуальной, но и личностной позиции. Целью использования IT- технологии является: формирование целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования, подготовка молодого поколения к жизни в информационном обществе; повышение эффективности образовательного процесса по «Основам безопасности жизнедеятельности» путем внедрения средств информатизации и достижение 100% успеваемости.
Система средств активизации учения школьников будет обеспечивать организацию учения как мотивированного, целенаправленного, самоуправляемого процесса, если она будет отвечать следующим требованиям: пробуждать внутреннюю мотивацию учения на всех его этапах; стимулировать механизм ориентировки учащихся, обеспечивающий целеполагание и планирование предстоящей деятельности; обеспечивать формирование учебных и интеллектуальных умений школьников по переработке учебной информации; стимулировать их физические и нравственно-волевые силы по достижению учебно- познавательных целей; обеспечивать самооценку учебно-познавательной деятельности в ходе процесса учения на основе самоконтроля и самокоррекции.
Для достижения цели были поставлены задачи: 1) внедрение ИКТ в процесс преподавания курса ОБЖ: создание системы уроков, презентаций, заданий, дидактических материалов, обеспечивающих высокое качество преподавания; 2) создание ситуации успеха для каждого ученика на каждом занятии; 3) создание системы мониторинга качества обучения старшеклассников основам безопасности жизнедеятельности.
6. Технология опыта Для решения поставленных задач применялись методы: по степени активности познавательной деятельности: объяснительный, иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский; по источнику получения знаний: словесные, наглядные, практические; по форме взаимодействия: индивидуальные, групповые, фронтальные; по приоритету средств: визуальные, вербальные, компьютерные; по характеру учебной деятельности: игровые, поисковые, проблемные.
Необходимыми условиями для реализации технологии являются: наличие в школе средств ИКТ и возможность использования их учителем ОБЖ в традиционной методике преподавания, как средства повышения наглядности изучаемого материала; владение учителем ОБЖ основами информационно- коммуникационных технологий; развитая информационная среда образовательного учреждения; смена роли учителя с позиций транслятора знания на позицию консультанта; владение учащимися определенным уровнем предметных знаний и информационной компетентности.
К ожидаемым результатам можно отнести создание дополнительных возможностей использования проблемного метода обучения, реализацию принципа личностно-ориентированного обучения, повышение интереса учащихся к изучаемому предмету, и как итог – достижение 100% усвоения материала всеми обучаемыми.
ИКТ на уроках ОБЖ Дидактически е материалы Проекты Презентации Работа с материалами Web-сайтов Поиск материалов в Интернет DVD Тестирование
Варианты уроков с использованием ИКТ Комбинированный урок Урок контроля и проверки знаний Урок изучения нового материала Урок повторения пройденного материала
Проблемы, решаемые данной технологией
Основные технические характеристики автомата Калашникова Калибр7,62x39 мм Длина870 мм Длина ствола415 мм Вес с пустым магазином4300 г с полным магазином4876 г Темп стрельбы600 выстрелов/мин Емкость магазина30 патронов Практическая скорострельность выстрелов/мин одиночными , очередями до 400 Начальная скорость пули700 м/с
Перечислите основные технические характеристики АК
Основные технические характеристики автомата Калашникова Калибр7,62x39 мм Длина870 мм Длина ствола415 мм Вес с пустым магазином4300 г с полным магазином4876 г Темп стрельбы600 выстрелов/мин Емкость магазина30 патронов Практическая скорострельность выстрелов/мин одиночными , очередями до 400 Начальная скорость пули700 м/с
Результативность Повысился уровень использования наглядности на уроке; повысилась производительность урока; установились стойкие межпредметные связи с информатикой, физикой, биологией, историей, иностранным языком; появилась возможность организации проектной деятельности учащихся по созданию учебных программ под руководством преподавателей информатики и ОБЖ; больше внимания уделяется логике подачи учебного материала, что положительно сказывается на уровне знаний учащихся; повысился интерес к предмету; изменилось отношение учеников к ПК, как к дорогой, увлекательной игрушке. Ребята начали воспринимать его в качестве универсального инструмента для учёбы; результативность за последние 3 года составила: качество обученности – 90%; 91%; 93% при 100% успеваемости.
10. Результативность за последние 3 года составляет: (при 100% успеваемости)
Эффективность урока – стимул к успеху учителя и ученика.