Научно-исследовательский проект Создание организационно-педагогических условий реализации непрерывного естественно- математического профильного обучения учащихся старших классов в системе «Школа -технологический вуз» Невоструева Людмила Михайловна г.Волжск РМЭ
характеристика НИП Информационная характеристика НИП Автор проекта: Волжский филиал ГОУ ВПО «Казанский государственный технологический университет» Научный руководитель: Тысько Л.Л. к.п.н., зав. кафедрой педагогики и психологии ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования» Исполнители: педагоги, психолог МОУ СОШ 7 г. Волжска и профессорско-преподавательский состав ВФ КГТУ Заказчик проекта: Администрация г. Волжска База эксперимента: ВФ КГТУ, МОУ СОШ 7 г. Волжска
Результаты социологического опроса первокурсников вузов (КХТИ и КАИ) на 2006 год: - 92% первокурсников ВУЗов - «за них выбрали родители»; - 6% первокурсников - «пошли за друзьями»; - 2% первокурсников - «самостоятельно»;
«ГЛАВНОЕ БОГАТСТВО СТРАНЫ НЕ СЫРЬЕ, А ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ, ОБУЧАЕМЫЕ И ГИБКИЕ КАДРЫ.» Выпускник школы должен быть в первую очередь психологически зрелой личностью в достаточной мере с развитым чувством эмпатии. Выпускник школы должен быть в первую очередь психологически зрелой личностью в достаточной мере с развитым чувством эмпатии.
Психологическое сопровождение профильного и предпрофильного обучения в рамках НИП «школа – вуз»-это высокая успеваемость студентов и залог конкурентоспособной личности
Цель психологического сопровождения Создание оптимальных условий для повышения уровня готовности учащихся к профильному и социальному самоопределению. Создание оптимальных условий для повышения уровня готовности учащихся к профильному и социальному самоопределению.
Психологическое сопровождение НИП информационные, элективные и коррекционные курсы (диагностика в рамках данных курсов); тренинги с учащимися, родителями, педагогами; консультирование (индивидуальное и групповое); портфолио.
Элективные курсы 8класс: курс «Мир профессий» 9класс: курс «Я и моя профессия» 1-4 класс: курс «Развитие творческих способностей».
Элективный курс «Развитие творческих способностей» Результаты диагностических тестов показали: уровень выше среднего у учащихся где занятия проводились, а у контрольной группы уровень средний и ниже среднего.
Коррекционная работа классы коррекционный курс «Азбука успеха» Тренинг «Уверенность» (9-11классы) перед экзаменами Тренинг «Профопределение» 9-11класс (учащиеся, родители, учителя)
Содействие профессиональному самоопределению учащихся развивая их интересы и способности, знакомить с различными вариантами продолжения образования по окончании основной школы. Цель курсов:
Эффективность выбора профессии 9 к л к л к л к л 2009 Желание продолжить обучение 11%58%79%99% Интерес к школьным предметам 23%47%58%98% Курс «Я и моя профессия» Курс «Азбука успеха» 086%86%98% Выбор не сделан 79%21%00
Элективные курсы Социологический опрос СШ 7 СШ 12 СШ кл кл Выбрал ли ты профессию? 34%94%33%54% Что ты знаешь о будущей профессии? 47% 100% 28% 57%
До изучения курсов: 1.Достойный уровень оплаты труда. 2.Достаточная престижность профессии. 3.Возможность профессионального роста, успешной карьеры. После изучения курсов: 1.Соответствие способностей учащихся требованиям профессии. 2.Возможность будущей профессионального роста, успешной карьеры. 3.Возможность постоянного повышения квалификации. Факторы, влияющие на выбор профессии Факторы,
Результаты социологического опроса родителей 9 – 11 классов «Значимость высшего образования» - 12% «необязательно высшее образование» - 88% «обязательно».
Сравнительный анализ Социологический опрос СШ 7 СШ 12 9 кл. 11 кл. 9 кл. 11 кл. Профессия, которая нравится мне 68%99%61%37% Профессия, которую выберут родители 32%1%39%43%
Результаты социологического опроса родителей 9-11 классов (на начало и конец учебного года) «Самостоятельность выбора профессии»: - 36% «дети выберут самостоятельно» - 54% «выберут за детей» После проведённой работы с родителями: - 82% «дети выберут самостоятельно» - 18% «выберут за детей»
Результаты социологического опроса первокурсников вузов (КХТИ и КАИ) на 2006 год: - 92% первокурсников ВУЗов - «за них выбрали родители»; - 6% первокурсников - «пошли за друзьями»; - 2% первокурсников - «самостоятельно»; на 2009 год: - 28% первокурсников ВУЗов - «за них выбрали родители»; - 20% первокурсников - «пошли за друзьями»; - 52% первокурсников - «самостоятельно».
Формирование профессионального самоопределения учащихся на основе психологического сопровождения является более эффективным. Формирование профессионального самоопределения учащихся на основе психологического сопровождения является более эффективным.