Учебная деятельность как универсальный метод обучения Цель. Передача опыта работы по проблеме «Учебная деятельность как универсальный метод обучения» Задачи.1)Познакомить педагогов с технологией обучения в рамках учебной деятельности 2) Смоделировать урок на основе данной технологии
Структура учебной деятельности мотив цель учебные действия контроль оценка
Понятие учебной деятельности УД- это деятельность, имеющая своим содержанием овладение учащимися обобщёнными способами действий в сфере научных понятий.
Мотив Мотив - побудительная причина, основание, повод к какому-либо действию. Учебно-познавательные мотивы – мотивы собственного роста, собственного совершенствования. Учебно-познавательные мотивы направлены на усвоение обобщённых способов действий в конкретной области изучаемого материала.
Целеполагание Это процесс формирования цели, её развёртывания. Алгоритм: анализ обстановки - учёт соответствующих учебных ситуаций - установление на этой основе потребностей и интересов, подлежащих удовлетворению, - выяснение имеющихся ресурсов для удовлетворения потребностей и интересов, сил и возможностей - выбор потребностей или интересов, удовлетворение которых при данной затрате сил и средств даёт наибольший эффект - формулировка цели.
Учебная задача Учебная задача – это не просто задание, которое ученик выполняет на уроке или дома, это целая система. Она направлена на поиск обобщённого способа решения большого круга конкретно-частных задач, при решении которых происходит самоизменение ребёнка.
Проблемно-поисковый метод Создание ситуации познавательного затруднения: 1.«Ситуация успеха» 2.«Дефицит способа знания» 3.Возникновение учебной задачи 4.Решение познавательной проблемы
Этапы решения проблемы- гипотезы Выдвинуть возможные варианты решения познавательной проблемы –гипотезы Теоретически или практически проверить гипотезу Выбрать реальную гипотезу Сформулировать познавательный вывод
Приёмы создания проблемных ситуаций, постановки проблемных вопросов, проблемных задач, проблемных опытов; Приёмы формирования учебных гипотез по разрешению проблемных ситуаций – высказывание предположения о явлениях, о связях между понятиями; Приёмы доказательств учебных гипотез – доказательства на основе сравнений, логических рассуждений, проведения учебно-исследовательских опытов; Приёмы формирования новых учебных выводов, обобщений.
принятие от учителя или самостоятельная постановка учебной задачи; преобразование условий задачи с целью обнаружения всеобщего отношения изучаемого объекта; моделирование выделенного отношения в предметной, графической или буквенной форме; преобразование модели для изучения объекта в «чистом виде»; построение системы частных задач, решаемых общим способом; контроль за выполнением предыдущих действий; оценка усвоения общего способа как результата решения данной учебной задачи
Сотрудничество Предполагает распределение между детьми различных точек зрения, представляющих разные стороны усваиваемого понятия. Столкновение, конфликт позиций приводят группу к формулировке противоречия, лежащего в основе понятия. Совместно-распределённая организация учебной работы значительно повышает её эффективность.
Элементы сотрудничества Позитивная взаимозависимость Личное взаимодействие Индивидуальная ответственность Навыки общения Совместная оценка хода работы
Задачи, решаемые в результате совместной работы Возрастает и объём, и глубина понимания усваиваемого материала На формирование понятий, умений, навыков тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении Уменьшаются некоторые дисциплинарные трудности Ученики получают большее удовольствие от знаний, комфортней чувствуют себя в школе Возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащегося Меняется характер взаимоотношений между детьми Дети начинают лучше понимать себя и других и относиться к ним с большим уважением Они приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе
Групповая форма учебной работы Формируется познавательный интерес Растёт мотивация, возбуждаются эмоции Рождает потребность в координации действий Удовлетворяет потребность в общении Формирует организаторские и рефлексивные способности
Три направления групповой работы 1. Организационное 2. Рефлексивное 3. Мыслительное
Рефлексия Деятельность человека, направленная на осмысление своих собственных действий и состояний. Три основы существования рефлексии: 1)деятельность 2)мышление 3)коммуникация со сверстниками Рефлексия помогает обнаружить дефицит знаний, что ведёт к постановке учебной задачи.
Проверь себя 1). Что такое учебная деятельность? а) особая форма активности ребёнка, направленная на изменение себя; б) восприимчивость обучаемого к обучению и накоплению опыта, зависящая от его способностей. 2). Центральный компонент УД? а) целеполагание; б) учебная задача. 3)Что является «сердцевиной» любой учебной задачи? а) проблемно-поисковый метод; б) рефлексия. 4)Пусковой механизм УД а) рефлексия б) мотив 5). Какую форму работы целесообразно использовать при организации УД? а) работа в диаде ( учебной паре); б) групповая с ролевым распределением
1)а 2)б 3)а 4)а 5)б