Поиск путей оптимизации образовательной среды школы в целях обеспечения доступности качественного образования
«Школа –это не здания, не кабинеты, не образцовая наглядная агитация.Школа – это возвышенный дух, мечта, идея, которые увлекают сразу троих – учителя, ребенка, родителя – и тут же реализуются. Если их нет, значит, то не школа, а обыкновенная бухгалтерия, где приходят и уходят по звонку, зарабатывают – кто деньги, кто оценки и считают дни до отпуска и до очередного звонка… Учитель призван реализовывать мечты детей.» А.А.Захаренко – народный учитель СССР
Противоречия Необходимость страны и Необходимость страны и общества в формировании общества в формировании самостоятельного самостоятельного ответственного человека- ответственного человека- деятеля способного к деятеля способного к саморазвитию и саморазвитию и преобразованию преобразованию окружающей окружающейдействительности Устаревший подход к Устаревший подход к образованию личности. образованию личности. Невозможность уделять Невозможность уделять должного внимания должного внимания Всем без исключения детям на протяжении всего учебного протяжении всего учебного процесса, развивать в процесса, развивать в полном объеме их полном объеме их способности способности ?
ПРОБЛЕМЫ ПРОБЛЕМЫ СТРАНЫСЕЛА УЧЕНИКУЧИТЕЛЬУЧЕНИКУЧИТЕЛЬ УПРАВЛЕНИЕ 5%13%20% ПРЕСТУПНОСТЬ 45%40%20%13% ЭКОЛОГИЯ 27%40%20%40% СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКИЕ 20%80%20%53%
Проблемы школы УченикУчитель Нет порядка 10- бескультурие 2527 Низкий уровень обучения и воспитания 5- Спортивное оздоровление; досуг 2033 низкая материально- техническая база 2033 низкий уровень развития учащихся 1040
Проблемы семьи УченикУчитель материальные 12%40% Межличностные отношения 30%40% досуг 5%23% жилищная 3%27% Нет проблем 55%7%
Основная миссия школы Обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самосовершенствования и самореализации личности ребенка, развитие его индивидуальности, формирование конкурентноспо- собности и зрелой гражданской позиции. Обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самосовершенствования и самореализации личности ребенка, развитие его индивидуальности, формирование конкурентноспо- собности и зрелой гражданской позиции.
Идея саморазвития М.Монтессори М. Монтессори Исходил из логики индивидуального развития ребенка А.С.Макаренко Свободное развитие детского коллектива, в котором совместно выдвигается цель и увеличивается ответственность за ее реализацию Развитие индивидуальности и КТД взаимно дополняют друг друга
Мне нравится в школе Уроки Самостоятельность Строгие учителя Тихие уроки Уровень образования порядок Форма Питание Коллектив Кружки Факультативы Мероприятия Общение
Школе мешает жить Когда учитель входит в класс после звонка Плохое поведение учащихся Бьют старшеклассники Кричат, обзывают Старые компьютеры Нехватка компьютеров Ученики мешают другим Форма (9-А) Много задают
Дополнительное образование
Нужны дополнительные занятия Резьба Физкультура Домоводство Риторика Больше технологии Изучение села Борьба, бокс, плавание Индивидуальные запросы уч-ся по различным предметам
Усвоение материала
Наиболее эффективные виды учебной работы Работа со справочной литературой, аудио- и видеоматериалами;Работа со справочной литературой, аудио- и видеоматериалами; Общение (групповая работа);Общение (групповая работа); Работа с родителями (возможна предварительная консультация);Работа с родителями (возможна предварительная консультация); Блок вопросов для дискуссии («Мозговой штурм»);Блок вопросов для дискуссии («Мозговой штурм»); Использование ИКТИспользование ИКТ
Личностно-ориентированная педагогика Признание ребенка субъектом развития и воспитания, реализующим свои устремления по отношению к внешнему миру;Признание ребенка субъектом развития и воспитания, реализующим свои устремления по отношению к внешнему миру; Признание способностей ребенка к саморазвитию и его права на индивидуальную траекторию освоения образовательных областей ;Признание способностей ребенка к саморазвитию и его права на индивидуальную траекторию освоения образовательных областей ; Смену позиции педагога на сопрвождающую по отношению к деятельности ученика;Смену позиции педагога на сопрвождающую по отношению к деятельности ученика; Приоритет внутриличностного содержания образования, формирующегося в процессе прохождения индивидуальных образовательных траекторий;Приоритет внутриличностного содержания образования, формирующегося в процессе прохождения индивидуальных образовательных траекторий; Приоритет продуктивного компонента содержания образования, выражающегося в созидательной функции ученика, над репродуктивным компонентом, который важен для передачи ученику технологий его образовательной деятельности, но не готовой информации и знанийПриоритет продуктивного компонента содержания образования, выражающегося в созидательной функции ученика, над репродуктивным компонентом, который важен для передачи ученику технологий его образовательной деятельности, но не готовой информации и знаний
Проблемы для перехода к обучению по индивидуальным планам Нет научной, дидактической и методической проработки проблемы;Нет научной, дидактической и методической проработки проблемы; Нет единой интегрированной телекоммуникационной среды для образования;Нет единой интегрированной телекоммуникационной среды для образования; Слабая МТБ: не завершен процесс информатизации;Слабая МТБ: не завершен процесс информатизации; Недостаточная квалификация учителей.Недостаточная квалификация учителей.
Главная трудность при освоении предмета ( мнение учителей )
Что обеспечивает успешность обучения (мнение детей)
Отношение к дискуссии
Основные направления воспитания Гражданско-патриотическое;Гражданско-патриотическое; Экологическое;Экологическое; Трудовое;Трудовое; Семейное;Семейное; Художественно-эстетическоеХудожественно-эстетическое
Проблемы в создании дружественной воспитательной среды Дети отмечают несправедливое отношение учителей; Оскорбления, избиения со стороны других учащихся; Грубостью готовы ответить на грубость; Многие дети отмечают, что большин- ство учителей стараются понять ученика
Здоровье
Вопросы для работы в группах Учебно-воспитательная деятельностьУчебно-воспитательная деятельность (содержание и технология обучения); (содержание и технология обучения); Научно-методическая работа;Научно-методическая работа; Внешняя среда : отношение школы с органами управления и властью, семьей, другими организациями, социальными группами.Внешняя среда : отношение школы с органами управления и властью, семьей, другими организациями, социальными группами.