«Опыт индивидуальной работы с немотивированны ми учащимися»
Начиная с 5-го класса и далее понижается мотивация учащихся к познавательной деятельности, снижается количество учащихся, обучающихся на «отлично» и «хорошо», детей, имеющих одну или две тройки по итогам учебного цикла, особенно к 7-му классу. Именно в этом возрастном периоде и нужно искать резервы для улучшения учебной деятельности по сравнению с другими интересами. Количество активности на уроках падает.
«ТИПОЛОГИЯ ШКОЛЬНИКОВ» ОСНОВНЫМИ КРИТЕРИЯМИ ОЦЕНКИ В "ТИПОЛОГИИ ШКОЛЬНИКОВ" ВЫСТУПАЮТ: 1. УРОВЕНЬ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ; КАЧЕСТВО ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ (или ОБУЧЕННОСТЬ); УРОВЕНЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ; УРОВЕНЬ ОРГАНИЗОВАННОСТИ В УЧЕНИИ.
В ЫДЕЛЯЮТ НЕСКОЛЬКО ТИПОВ ШКОЛЬНИКОВ : ОТЛИЧНО УСПЕВАЮЩИЕ: Высокий уровень внутренней мотивации учения: интерес к учебе основан на ярко выраженной познавательной потребности, ученик демонстрирует настойчивость и упорство в учебной деятельности. Высокий уровень обученности : такие характеристики, как объем, системность, систематичность, осознанность, прочность и действенность знаний, умений, навыков, вполне достаточны для данной возрастной и учебной группы. Высокий уровень познавательной самостоятельности: ученик предпочитает действовать самостоятельно при решении познавательных задач при изучении всех предметов, обращается за помощью только при крайней необходимости. Высокий уровень организованности в учении : учащийся самостоятельно и умело планирует учебную деятельность, строго выполняет планы работы
Х ОРОШО УСПЕВАЮЩИЕ : Высокая внешняя мотивация учения: недостаточно глубокий интерес к знаниям при высокой степени прилежания, настойчивости. Обученность выше среднего уровня: полнота знаний соответствует программе, но не всегда достаточна их системность, осмысленность, действенность. Средний уровень познавательной самостоятельности: типовые задачи ученик решает самостоятельно, без помощи со стороны; испытывает трудности в решении нетиповых задач. Организованность в учении - на высоком уровне: рационально планирует учебную деятельность, строго выполняет планы работы.
СРЕДНЕУСПЕВАЮЩИЕ УЧАЩИЕСЯ Мотивация учения на среднем уровне, тип ее (внешняя, внутренняя) не выражен: интерес к знаниям неглубок, прилежание неустойчиво. Обученность соответствует среднему уровню: недостаточная полнота знаний, но удовлетворительная их осознанность, прочность, действенность. Средний уровень познавательной самостоятельности: ученик неплохо справляется без помощи со стороны с типовыми заданиями, иногда догадывается о способе решения нетиповой задачи. Организованность в учении на среднем уровне: планировать свою деятельность умеет, но бывают срывы
СЛАБОУСПЕВАЮЩИЕ УЧАЩИЕСЯ Обученность ниже среднего уровня: знания носят формальный характер, недостаточны их осмысленность, гибкость, действенность. Уровень познавательной самостоятельности ниже среднего: решение типовых задач дается не всегда, наблюдается застревание на несущественных деталях, ошибки в переносе элементарных умственных действий. Организованность в учении ниже средней: мало способен к самостоятельному планированию и контролю своей деятельности, усидчив, но интеллектуально пассивен.
ТИПЫ ОТНОШЕНИЯ К УЧЕНИЮ Отрицательное отношение к учению (отрицательное, безразличное): бедность и узость мотивов учения; познавательные мотивы исчерпываются интересом к результату; не сформированы умения ставить цели, преодолевать трудности; не сформирована учебная деятельность; отсутствует умение выполнять действия по развернутой инструкции взрослого; отсутствует ориентация на поиск разных способов действия.
П ОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ( АМОРФНОЕ, НЕРАСЧЛЕНЕННОЕ, СИТУАТИВНОЕ ) ОТНОШЕНИЕ К УЧЕБЕ : неустойчивые переживания новизны, любознательности, непреднамеренного интереса; возникновение первых предпочтений одних учебных предметов другим; широкие социальные мотивы долга; понимание и первичное осмысление целей, поставленных учителем. Учебная деятельность характеризуется выполнением отдельных учебных инструкций, а также простых видов самоконтроля и самооценки.
П ОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ( ЛИЧНОСТНОЕ, ОТВЕТСТВЕННОЕ, ДЕЙСТВЕННОЕ ) ОТНОШЕНИЕ К УЧЕБЕ : устойчивость и неповторимость мотивационной сферы; сбалансированность и гармония между отдельными мотивациями; умение ставить перспективные и нестандартные цели и достигать их; умение преодолевать препятствия при достижении целей. Учебная деятельность характеризуется: поиском нестандартных способов решения учебной задачи; гибкостью и мобильностью способов действий; наличием культуры учебного труда; использованием результатов учения на практике; выходом из учебной деятельности в самообразовательную; переходом к творческой деятельности.
СТИМУЛИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Одной из главных причин понижения успехов в учебе является недостаточная теоретическая разработанность стимулирования учебной деятельности учащихся, скудный арсенал используемых стимулов во время урока, формирующих мотивацию успеха.
Д ИАПАЗОН СТИМУЛОВ КОЛЕБЛЕТСЯ ОТ ДВУХ ДО ПЯТИ. оценка; запись благодарности в дневник; групповая работа; словесное поощрение; выставка лучших работ. Проблема 1:
Н АИБОЛЕЕ ЧАСТО НАЗЫВАЮТСЯ СТИМУЛЫ : в 5-х классах - похвала, оценка, включение в учебную деятельность игр, юмористических минуток, взаимопроверка; в 6-х классах - познавательные игры, задания практического характера, работа в парах и группах; в 7-х классах - познавательные игры, юмористические минутки, оценка, похвала, дозированное домашнее задание, сравнение своих результатов с прошлыми, положительные эмоции учителя.
ПРОБЛЕМА 2: Учителя часто включают в работу «мнимые стимулы», не имеющие социально-педагогической значимости: обещание поставить оценку «5», отпустить до звонка, обещание наказания (угроза вызвать родителей, поставить неудовлетворительную оценку и прочее), ссылки учителя на усталость, плохое самочувствие.
КАРТА СТИМУЛЬНЫХ КОМПОНЕНТОВ С ТИМУЛЫ I ПОРЯДКА «П ООЩРЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ » Оценка. Яркая, образная, эмоциональная речь учителя. Словесная похвала («Молодец!», «Умница!» и пр.) Перспективы (практическое использование знаний в дальнейшем). Организация коллективной деятельности. Разноуровневые задания. Усложнение задания (выход на креативный уровень). Сравнение успехов ученика с его прежними результатами. Анализ учебных результатов учащегося учителем. Положительный пример.
С ТИМУЛЫ II ПОРЯДКА «С ОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ, ПРИ КОТОРЫХ ДЕТИ РАБОТАЮТ С НАИБОЛЬШЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ И НАИМЕНЬШИМ НАПРЯЖЕНИЕМ » Занимательная ситуация. Дозированное домашнее задание. Познавательная игра. Использование элементов соревнования. Концентрация внимания на промежуточных успехах учащегося. Оценка достижения учащегося на родительских собраниях. Громкая демонстрация итогов деятельности ученика (например: чтение лучших сочинений классу). Проблемно-поисковая ситуация. Опора на анализ жизненных ситуаций.
С ТИМУЛЫ III ПОРЯДКА «С ВОЕВРЕМЕННАЯ ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ » Контролируемое доверие. Задание практического характера. Юмористическая минутка. Запись благодарности в дневник. Взаимоконтроль. Учебная дискуссия. Выставка лучших работ учащихся по итогам урока. Рейтинг по результатам учебной деятельности в классе и на параллели. Решение задач и проблем профессиональной направленности.
ПРОБЛЕМА 3: Стимулирующую роль играет «самоотметка». Выявилось, что у трети учащихся самооценка занижена. Изменить ситуацию помогает кропотливая индивидуальная работа. Успех в работе становится возможным благодаря реализации принципа педагогической поддержки, а это значит:
- верить в каждого ребенка и его возможности; - оценивать не личность, а действия, поступки; - видеть ценность не только результата, а и самого процесса взаимодействия с ребенком; - проявлять внимание к каждому ребенку постоянно, радуясь его самостоятельным действиям, поощряя их; - не торопиться с выводами; - помогать каждому в поиске своего «Я», в сохранении уникальности.
О КАЗАНИЕ ПОМОЩИ НЕУСПЕВАЮЩЕМУ УЧЕНИКУ НА УРОКЕ Методические рекомендации
10 ПРАВИЛ РАБОТЫ СО « СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ » Верьте в способности «слабоуспевающего» ученика и старайтесь передать ему эту веру Помните, что для «слабоуспевающего» необходим период «вживания» в материал. Не торопите его. Научитесь ждать Каждый урок – продолжение предыдущего. Многократное повторение основного материала – один из приемов работы со слабыми Верьте в способности «слабоуспевающего» ученика и старайтесь передать ему эту веру Помните, что для «слабоуспевающего» необходим период «вживания» в материал. Не торопите его. Научитесь ждать Каждый урок – продолжение предыдущего. Многократное повторение основного материала – один из приемов работы со слабыми.
4. 4. Вселяя слабым веру в то, что они запомнят, поймут, чаще предлагайте им однотипные задания (с учителем, с классом, самостоятельно) Работу со «слабоуспевающими» не принимайте примитивно. Идет постоянное развитие памяти, логики, мышления, эмоций, чувств, интереса к учению Не гонитесь за обилием новой информации. Умейте из изучаемого выбрать главное, изложить его, повторить и закрепить Вселяя слабым веру в то, что они запомнят, поймут, чаще предлагайте им однотипные задания (с учителем, с классом, самостоятельно) Работу со «слабоуспевающими» не принимайте примитивно. Идет постоянное развитие памяти, логики, мышления, эмоций, чувств, интереса к учению Не гонитесь за обилием новой информации. Умейте из изучаемого выбрать главное, изложить его, повторить и закрепить.
7. 7. Общение – главная составляющая любой методики. Не сумеете расположить ребят к себе – не получите и результатов обучения Научитесь управлять классом. Если урок однообразен, дети сами найдут выход – займутся своими делами Начав целенаправленно работать со слабыми, помните: спустя короткое время их среда вновь расколется – на способных, средних и … «слабоуспевающих» Общение – главная составляющая любой методики. Не сумеете расположить ребят к себе – не получите и результатов обучения Научитесь управлять классом. Если урок однообразен, дети сами найдут выход – займутся своими делами Начав целенаправленно работать со слабыми, помните: спустя короткое время их среда вновь расколется – на способных, средних и … «слабоуспевающих».
Научитесь привлекать к обучению слабых более сильных ребят. Изложили материал, опросили сильных – посадите их к слабым, и пусть продолжается учеба.
В ПРОЦЕССЕ КОНТРОЛЯ ЗА ПОДГОТОВЛЕННОСТЬЮ УЧАЩИХСЯ НЕОБХОДИМО : создать атмосферу особой доброжелательности при опросе; снизить темп опроса, разрешить дольше готовиться у доски; предложить учащимся примерный план ответа; разрешить пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления; стимулировать оценкой, подбадриванием, похвалой. создать атмосферу особой доброжелательности при опросе; снизить темп опроса, разрешить дольше готовиться у доски; предложить учащимся примерный план ответа; разрешить пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления; стимулировать оценкой, подбадриванием, похвалой.
П РИ ИЗЛОЖЕНИИ НОВОГО МАТЕРИАЛА : поддерживать интерес к усвоению темы; чаще обращаться к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала; привлекать их к выводам, обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником. поддерживать интерес к усвоению темы; чаще обращаться к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала; привлекать их к выводам, обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником.
В ХОДЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКЕ : развивать задания на части, этапы; ссылаться на аналогичное задание, выполненное ранее; напоминать приемы и способы выполнения задания; указать на необходимость актуализировать то или иное правило; развивать задания на части, этапы; ссылаться на аналогичное задание, выполненное ранее; напоминать приемы и способы выполнения задания; указать на необходимость актуализировать то или иное правило;
инструктировать о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению; стимулировать самостоятельные действия слабоуспевающих; контролировать их действия, указывать на ошибки. инструктировать о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению; стимулировать самостоятельные действия слабоуспевающих; контролировать их действия, указывать на ошибки.
П РИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ : выбирать наиболее рациональную систему упражнений, а не механическое увеличение их числа; подробно объяснять последовательность выполнения задания; предупредить о возможных затруднениях, использовать карточки-консультации, карточки с направляющим планом действий. выбирать наиболее рациональную систему упражнений, а не механическое увеличение их числа; подробно объяснять последовательность выполнения задания; предупредить о возможных затруднениях, использовать карточки-консультации, карточки с направляющим планом действий.
Занятия на компьютере можно использовать и как средство коррекции негативных моделей поведения гиперактивных детей.
Выполняя интерактивные задачи дети могут глубже погрузиться в изучаемый материал; сосредотачивая внимание на интересных особенностях изучаемого материала, включается устойчивое непроизвольное внимание; сами устанавливают режим работы, чувствуют свою личную ответственность за конечный результат; развивают умение самостоятельно мыслить, принимать решение, исходя из своего личного опыта и багажа знаний.
Как эффективнее использовать информационные технологии в обучении детей, страдающих СДВГ?.
Направления в работе 1. Работа с интерактивной доской 2. Презентации на разных этапах урока а) устный счёт б) знакомство с новым материалом в) поэтапное выполнение задания 3.Физкультминутки а) динамические паузы б) зарядка для глаз
Направления в работе 4. Работа с готовыми тренажёрами a) Проверка скорости чтения b) Сложение и вычитание чисел без перехода через десяток c) устный счёт ( 1- 4 класс) d) таблица умножения 5. Выполнение тестовых заданий a)разработанных в PowerPoint b)созданных в тестовых оболочках
Часто гиперактивные дети талантливы. Признаки гиперактивности наблюдались у множества известных людей, например, у Томаса Эдисона, Линкольна, Сальвадора Дали, Моцарта, Пикассо, Диснея, Эйнштейна, Бернарда Шоу, Ньютона, Пушкина, Достоевского, Александра Македонского.