Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ г. Ставрополь 2010
Моделирование как метод познания Моделирование – это метод познания, состоящий в создании и исследовании моделей
Модель Модель – это некий новый объект, который отражает некоторые существенные свойства изучаемого явления или процесса Модель
Необходимость создания моделей Для сохранения жизни и здоровья человека Уменьшение затрат материальных средств Для понимания сущности изучаемого объекта Для того, чтобы научиться управлять объектом Прогнозирование последствий Для отдыха Для решения прикладных задач
Виды моделей в зависимости от формы представления Виды моделей предметные Образно- знаковые информационныедокументальныекомпьютерные
ВИДЫ МОДЕЛЕЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ФОРМЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Модель называется предметной, если эта модель является объемным предметом. Примеры: глобус; скелет человека; детские игрушки. Модель называется образно-знаковой, если эта модель является описанием моделируемого объекта в виде образов и знаков. Примеры: фотография; учебник географии; картина; компьютерная игра; описание человека в художественном произведении.
Свойства объекта, которые должна отражать модель, определяются поставленной целью его изучения. Объект «Человек» Цель: первое знакомство Кукла Цель: демонстрация одежды Манекен Цель: отражение красоты тела Скульптура Цель: изучение костного строения Скелет
Материальные модели – Воспроизводят геометрические, физические и другие свойства объектов в материальной форме Пример: Глобус (модель земного шара) - география
Классификация моделей по области использования: Учебные модели; Опытные модели; Научно-технические модели; Игровые модели; Имитационные модели.
Основополагающий вопрос: Проблемные вопросы: 1.Моделирование как метод познания 2.Этапы моделирования. 3.Моделирование в науке и технике Что такое модель? Для чего нужно изучать модели из различных областей человеческой деятельности?
Деятельность учащихся самостоятельный поиск необходимой информации; групповая работа над исследовательскими вопросами; индивидуальная работа ; оформление полученной информации согласно выбранных тем проекта.
Темы самостоятельных исследований учащихся Моделирование как метод познания Этапы моделирования. Формализация Моделирование в науке и технике
Материалы учебно-методического пакета Примеры работ учащихся: Презентация «Моделирование как метод познания» Презентация Web-сайт «Моделирование и формализация» Web-сайт Буклет «Моделирование в науке и технике» Буклет Критерии оценки работ учащихся Дидактические материалы для самостоятельной работы учащихся (кроссворд, задания)кроссворд задания