Метод проектов 5курс, 505 группа
Метод проектов: Возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании.
Этот метод был разработан американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В. Х. Киплатриком. Этот метод был разработан американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В. Х. Киплатриком.
Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести.
Учитель может: Подсказать источник информации; Подсказать источник информации; Направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска.
В результате ученики: Должны самостоятельно и совместно решить проблему Должны самостоятельно и совместно решить проблему Применить необходимые знания подчас из разных областей Применить необходимые знания подчас из разных областей Получить реальный и ощутимый результат. Получить реальный и ощутимый результат. Таким образом, работа приобретает контуры проектной деятельности.
Суть идеи данного метода: стимулирование интереса учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного мышления. стимулирование интереса учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного мышления.
Потребность в разрешении сомнения является постоянным и руководящим фактором во всем процессе рефлексии. Где нет вопроса, или проблемы для разрешения, или где нет затруднения, которое нужно преодолеть, поток мыслей идет наобум…. Проблема устанавливает цель мысли, а цель контролирует процесс мышления.Потребность в разрешении сомнения является постоянным и руководящим фактором во всем процессе рефлексии. Где нет вопроса, или проблемы для разрешения, или где нет затруднения, которое нужно преодолеть, поток мыслей идет наобум…. Проблема устанавливает цель мысли, а цель контролирует процесс мышления.
Под руководством русского педагога С.Т. Щацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, активно использовавшая проектные методы в практике преподавания.
При советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но не достаточно продуманно и последовательно => в 1931 году метод проектов был осужден и до недавнего времени в России больше не предпринималось каких-либо серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике. При советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но не достаточно продуманно и последовательно => в 1931 году метод проектов был осужден и до недавнего времени в России больше не предпринималось каких-либо серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике.
В США, Великобритании, Бельгии, Израиле и многих других странах метод проектов нашел широкое распространение и приобрел большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения проблем в деятельности школьников. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле и многих других странах метод проектов нашел широкое распространение и приобрел большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения проблем в деятельности школьников.
Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить – основной тезис современного понимания метода проектов.Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить – основной тезис современного понимания метода проектов.
Метод-это дидактическая категория Метод-это дидактическая категория
МЕТОД совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания путь познания, способ организации процесса познания путь познания, способ организации процесса познания
Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей : самостоятельно мыслить самостоятельно мыслить находить и решать проблемы находить и решать проблемы прогнозировать результаты и возможнве последствия разных вариантов решения прогнозировать результаты и возможнве последствия разных вариантов решения устанавливать причинно-следственные связи устанавливать причинно-следственные связи
Метод проектов СПОСОБ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы(технологию), которая должна завершиться ПРАКТИЧЕСКИМ РЕЗУЛЬТАТОМ
Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы / задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения напр. Исследование демографической проблемы в разных регионах мира Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов напр. Доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона
Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов) Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола») выдвижение гипотез их решения обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений)
обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов) сбор, систематизация и анализ полученных данных подведение итогов, оформление результатов, их презентация выводы, выдвижение новых проблем исследования
Результаты проектов Если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение Если практическая проблема- конкретный результат, готовый к использованию
Типологические признаки проектов Доминирующая деятельность в проекте Доминирующая деятельность в проекте (исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, практико- ориентированная, ознакомительно-ориентировочная) (исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, практико- ориентированная, ознакомительно-ориентировочная) Предметно-содержательная область Предметно-содержательная область (моно проект, межпредметный проект) (моно проект, межпредметный проект) Характер координации проекта ( непосредственный, скрытый) Характер координации проекта ( непосредственный, скрытый) Характер контактов Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира) (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира) Количество участников проекта Количество участников проекта Продолжительность проекта Продолжительность проекта
Реализация метода проектов на практике Реализация метода проектов ведет к: Изменению позиции учителя Изменению позиции учителя (носитель знаний-организатор исследовательской деятельности) (носитель знаний-организатор исследовательской деятельности) Изменению психологического климата в классе Изменению психологического климата в классе Существует необходимость в организации внешней оценки проектов, т.к. можно отследить: Эффективность Эффективность Сбои Сбои Необходимость своевременной коррекции Необходимость своевременной коррекции
Общие подходы к структурированию проекта Общие подходы к структурированию проекта
1. Выбор темы проекта, его типа, количества участников. 2. Возможные варианты проблем. (выдвигаются учащимися с подачи учителя). 3. Распределение задач по группам. 4. Самостоятельная работа учащихся. 5. Промежуточное обсуждение полученных результатов в группах. 6. Защита проектов, оппонирование. 7. Коллективное обсуждение, выводы.
Телекоммуникационные, региональные и международные проекты Телекоммуникационные, региональные и международные проекты
Международные проекты. Создается естественная языковая среда и формируется потребность в языковом общении. Создается естественная языковая среда и формируется потребность в языковом общении. Создаются реальные условия для межкультурного общения. Создаются реальные условия для межкультурного общения.
Телекоммуникационные сети. Появились в начале восьмидесятых годов. Появились в начале восьмидесятых годов. Первоначально использовались в сфере науки и образования как удобный и оперативный вид связи, вся сетевая работа заключалась в обмене письмами между учащимися. Первоначально использовались в сфере науки и образования как удобный и оперативный вид связи, вся сетевая работа заключалась в обмене письмами между учащимися. В отличие от простой переписки, специально организованная целенаправленная совместная работа учащихся в сети может дать более высокий педагогический результат. В отличие от простой переписки, специально организованная целенаправленная совместная работа учащихся в сети может дать более высокий педагогический результат.
Наиболее эффективной оказалась организация совместных проектов на основе сотрудничества учащихся разных школ, городов и стран, форма организации – учебный телекоммуникационный проект. Учебный телекоммуникационный проект – совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение совместного результата деятельности.
Решение проблемы, заложенной в любом проекте, всегда требует привлечения интегрированного знания. Но в телекоммуникационном проекте, особенно международном, требуется, как правило, более глубокая интеграция знаний, предполагающая не только знания собственно предмета исследуемой проблемы, но и знания особенностей национальной культуры партнера, особенностей его мироощущения. Это всегда диалог культур
Международные проекты на английском языке целесообразно включать в структуру содержания обучения и соотносить его с той или иной темой устной речи и чтения.
Если международный проект предусматривается по другим предметам школьной программы, но не соответствует программному материалу по английскому языку, то такой проект выполняется во внеклассной работе, как правило, отдельными учениками. Если международный проект предусматривается по другим предметам школьной программы, но не соответствует программному материалу по английскому языку, то такой проект выполняется во внеклассной работе, как правило, отдельными учениками.
Телекоммуникационные проекты оправданы педагогически в тех случаях, когда в ходе их выполнения предусматриваются : множественные, систематические, разовые или длительные наблюдения за тем или иным природным, физическим, социальным, пр. явлением, требующие сбора данных в разных регионах для решения поставленной проблемы; множественные, систематические, разовые или длительные наблюдения за тем или иным природным, физическим, социальным, пр. явлением, требующие сбора данных в разных регионах для решения поставленной проблемы; сравнительное изучение, исследование того или иного явления, факта, события, происшедших или имеющих место в различных местностях для выявления определенной тенденции или принятия решения, разработки; сравнительное изучение, исследование того или иного явления, факта, события, происшедших или имеющих место в различных местностях для выявления определенной тенденции или принятия решения, разработки; сравнительное изучение эффективности использования одного и того же или разных (альтернативных) способов решения одной проблемы; сравнительное изучение эффективности использования одного и того же или разных (альтернативных) способов решения одной проблемы; совместная творческая разработка какой-то идеи: практической или творческой; совместная творческая разработка какой-то идеи: практической или творческой; провести увлекательные приключенческие совместные компьютерные игры, состязания провести увлекательные приключенческие совместные компьютерные игры, состязания
Параметры внешней оценки проекта: значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике; значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике; корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов; корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов; активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями; активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями; коллективный характер принимаемых решений (при групповой проекте); коллективный характер принимаемых решений (при групповой проекте); характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта; характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта; необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему; привлечение знаний из других областей; необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему; привлечение знаний из других областей; доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы; доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы; эстетика оформления результатов проведенного проекта; эстетика оформления результатов проведенного проекта; умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы. умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы.
Литература: Современная гимназия: взгляд теоретика и практика/ Под ред. Е.С.Полат – М., Современная гимназия: взгляд теоретика и практика/ Под ред. Е.С.Полат – М., Новые педагогические и информационные технологии в системе образованияд/ Под ред. Е.С.Полат – М., 2000 Новые педагогические и информационные технологии в системе образованияд/ Под ред. Е.С.Полат – М., 2000 Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка/ Иностранные языки в школе - 2, г. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка/ Иностранные языки в школе - 2, г. Полат Е.С. Типология телекоммуникационных проектов. Наука и школа - 4, 1997 Полат Е.С. Типология телекоммуникационных проектов. Наука и школа - 4, 1997